Урок изобразительного искусства по теме "Русский лубок"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: познакомить учащихся с русскими лубочными картинками как образцами народного искусства и  привить интерес к культуре и творчеству русского народа.

Задачи урока:

  • изучение  происхождения,  значения, особенностей и распространения  русских лубочных картинок;
  • развитие навыков построения композиции;
  • закрепление навыков владения графическими материалами;
  • воспитание эмоционального отклика  и гордости за достижения своего народа;
  • укрепление  межпредметных связей (история, литература);

Оборудование для учителя: проектор, компьютер, презентация, репродукции лубочных картинок.

Оборудование для ученика: бумага, цветные карандаши, мелки,  гелиевая ручка или фломастер черного цвета.

План  урока:

  1. Организационная часть 1-2 мин.
  2. Беседа – 15 мин.
  3. Постановка задания – 2-3  мин.
  4. Самостоятельная работа  учащихся  – 23 мин.
  5. Подведение итогов урока – 1-2 мин.

Ход урока

1. Организационная часть. Проверка готовности класса к уроку.

2. Вводная беседа начинается с просмотра презентации (Приложение 1).

Слайд 1. Сегодня мы познакомимся с исконно русским искусством, искусством лубка.

Массу занимательных историй и увлекательных тайн хранят старые русские лубочные картинки. Родившись в начале 17 века, они очень скоро завоевали всенародную любовь и признание.

Слайд 2. Лубком, лубочной картинкой или потешным листом, называется дешевое массовое издание, получившее широкое распространение в дореволюционной России. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом.

«Липовые резные доски подсказали ученым возможность происхождения слова «лубок». Издавна на Руси первый слой древесины сразу под корой липы называли лубом. Сохранились свидетельства, что, луб, так же как  и береста часто использовались для письма взамен дорогой бумаги. Об этом можно прочитать в псковской летописи за 1483 год, в московской летописи за 1577 год.  Даже в царских указах за 1697 год, говорится, что луб может заменять бумагу. Любопытно, что ещё в середине прошлого века во многих деревнях Рязанской губернии липу вообще называли «луб». [1]

Художник брал хорошо отшлифованную липовую доску, наносил на неё рисунок. Далее резцом выбирал фон, оставляя выпуклыми только контуры рисунка, линии. На подготовленную доску кожаной подушкой-мацой наносили черную краску (смесь сажи, жженого сена и вареного льняного масла). Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и протягивали между двух валов печатного стана. Полученный оттиск назывался «лубочным листом».

Слайд 3. Первые лубочные  картинки появились в Китае в IX веке и связано это с развитием книгопечатания. В печатном  станке вместо текста закреплялась доска с выгравированным изображением, с неё делали оттиски, которые потом закрашивали от руки.

Слайд 4. В  Европе они получили распространение в XV веке, в нашу страну их привозили в качестве подарка царю и боярам, а потом и на продажу. Есть документы, свидетельствующие, что у патриарха Никона их было 270 штук, большей частью, правда ещё фряжских. А  царевичу Петру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста.

Царь Петр Великий покровительствовал лубку  и даже выписывал из-за границы мастеров, оплачивая жалование из казны.

«Во второй половине XVII века из Немецкой слободы, что на окраине столицы, в царские хоромы, боярские терема и на Печатный двор проникли светские иноземные – «фряжские» народные картинки. Познакомившись с ними, сметливые русские резчики и печатники быстро догадались, что и самим такие забавные и веселые лубки тискать можно.

Талантливые граверы Оружейной палаты – Леонтий Бунин, Афанасий Трухменский, Василий Андреев, Симон  Ушаков в основном выполняли царские заказы. А мастера Печатного двора старались для массового покупателя – крестьян подмосковных сел и деревень, жителей столичных окраин. Чтобы потрафить их вкусам, резчики брали для своих картин сюжеты из окружающей жизни, понятные и близкие каждому». [1]

Петр Первый в 1711 году основал в Петербурге специальную гравировальную палату. В ней он собрал лучших русских рисовальщиков. А в 1721 году был издан указ о наблюдении за изготовлением лубочных листов, особенно царственных портретов.

Слайд 5. Размеры картинок  были разные: от тридцати – сорока сантиметров  до метра и больше – эти склеивались из отдельных оттисков, из двух, трех, четырех. Лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» склеен из четырех листов.

Первое время гравюры резали только на дереве. Потом  появились лубки, отпечатанные с гравюр на металлических пластинах.

Слайд 6. Петр Великий в 1699 году издал приказ о новом летоисчислении. Новый год начинался с 1 января (раньше с 1 сентября). А год  7028 от сотворения мира заменить на 1700 от рождества Христова. Первый такой январский календарь был издан Ильею Коньевским в 1701 году в Амстердаме, а затем в 1706 году начали появляться и народные календари, отпечатанные гравированными досками. Самый замечательный из народных календарей — так называемый «Брюсов календарь», изданный на шести листах. Он называется Брюсовым потому, что составлен по указанию Якова Вилимовича Брюса, который  изучал астрономию и  математику, за что и был тайно прозван колдуном.

В этом календаре помещены святцы, астрономические указания, предсказания погоды, наставления о том, в какое время надо жениться, когда бороду брить, «чтобы не скоро выростала», когда «власы с головы стричь», чтобы мозг укрепляло, и т. д.

Лубок «Солнце, луна и знаки зодиака». Был первым примитивным народным календарем. Огромное красное солнце с разбегающимися желтыми, лиловыми, зелеными и красными лучами, многоцветные зодиаки и фигуры времен года. « Рядом с каждым знаком зодиака начертано: «Месяц октябрь. Скорпион. Естеством скуден и мокр. Имеет дней  31». [1] Конечно же,  этот лубок привлекал особое внимание.

Букварь Кариона Истомина имел 43 доски, которые выполнил гравер Оружейной палаты Леонтий Бунин. «На первой странице были изображены шесть юношей – приверженцы шести различных наук: астрономии, теологии, риторики, философии, грамматики, геометрии.

Каждой букве посвящена отдельная страница. Талантливый гравер рядом с литерой награвировал изображения предметов и понятий, начинающихся именно с этой буквы. Так ученик знакомился с частями света – Азией, Африкой, Америкой, Европой, с названиями отдельных планет и даже с некоторыми античными богами». [1]

Слайд 7. Первоначально русский лубок носил преимущественно религиозный характер. Русские граверы заимствовали сюжеты из отечественной миниатюры, а также церковных икон. Часто лубочные картинки заменяли дорогостоящие образа. Из ранних религиозных лубков сохранился «Архангел Михаил – воевода небесных сил» 1668 год, «Адам и Ева». Василий Корень. XVII век.

Слайд 8. Самыми распространенными в народе были лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" – изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки "Петрушкина свадьба", "Медведь с козой», гуляния на масленицу, песни, игрища.

В праздники русский человек совсем ненадолго забывал о своей тяжелой участи, освобождался от всех пут, становился беззаботным, становился самим собой.

Ведь одна из задач лубка – развеселить  русского человека. Горя, плача и нытья в русском лубке никогда не было.

Слайд 9. Почему автор лубка написал коркодил? 

В те времена народ называл Петра Первого коркодилом. Под коркодилом нарисован корабль, детище Петра, который и подтверждает сходство с ним.  Его жену Екатерину, считали злой колдуньей, приворожившей царя. Бабу-Ягу одели в эстонский  национальный костюм, для наглядности.

Церковь  лишившись при Петре Первом самостоятельности распространила лубок «От Христа – падение Антихриста», где лицо поверженного Антихриста – портрет Петра Первого.

Слайд 10. Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский славно жил, сладко ел. 

Этот лубок был сатирой на Петра Первого ещё при его жизни – аккуратно подстриженные усы (народ не принял указ царя о бритье бороды и платил сбор), а так же пародия на длинный титул царя.

Кот свиреп, его глаза следят за тобой, он напряжен и готов к решительным действиям.

Сторонники царя создавали другие лубочные картинки. На них изображались известные былинные персонажи, где в их образе представал Петр Первый.

Если сравнить изображения  на этих двух лубках, то замечаешь их явное портретное сходство. Особенно  схожи глаза. Хоть бери и меняй их местами.

Почему  так изображен Петр Первый? То «коркодил», то «кот казанский»?

Простой русский народ плохо понимал преобразования царя. Он только чувствовал тяжесть этих реформ. Сначала полусвободные крестьяне превратились в крепостных, введены обязательные рекрутские наборы на пожизненную военную службу, которую можно было приравнять только к каторжным работам, введены различные сборы для пополнения государственной казны на претворение этих самых реформ. Каких только не было сборов и с домашних бань, и с бороды, и поземельный, и хомутный, и погребной, трубный с печей…. Всех и не перечислишь.

Петр Первый неоднократно запрещал лубки. А потом были указы о запрете в 1744 году, в 1745, 1783, 1790 и в 1800… Но лубок жил.

Слайд 11. Не успели  смолкнуть торжественные панихиды по недавно усопшему царю, а уже продают новый огромный лубок «Как мыши кота погребали».

Все тот же кот казанский, но только мертвый. Лежит в санях, которые тащат мыши. И по всей картинке расположены тексты:

«Мыши кота погребают, недруга своего провожают …. Знатные подпольные мыши напоследок коту послужили, на чухонские дровни, связав лапы, положили»

В некоторых вариантах картины их насчитывалось до 60 штук. И обязательно они что-то делают или тащат.

Слайд 12. «Мышь пищит пироги тащит» . Как известно любимец Петра Первого князь Меньшиков в юности торговал выпечкой, он изображен ближе всех к коту. «Мышка тянет табачишка»  явный намек на пристрастие Петра первого к табаку. «Мышь веселая в волынку играет песни напевает кота проклинает» мастер изобразил тот самый многострадальный народ. «Мышь едет на колесах, а заступ в тороках да склянца вина в руках» известно что двуколка любимый экипаж Петра.

Слайд 13. В 19 в. лубок еще более усилил свою роль как  «иллюстрации русской действительности». Создавались лубки-портреты, про отдельные города, про знаменитые сражения прошлых веков, про Отечественную войну 1812 года, про то,  как пошла «железка», про выбор невест …. Всего и не перечислишь. Изучая лубочные картинки историки восстанавливают картины быта, предметы обихода, одежду и многое другое. Особенно  ценные сведения можно почерпнуть из лубочных листов до петровской эпохи.

Слайд 14. Рассмотреть картины художников, на которых размещены изображения лубочных листов.

В Москве, на подходах к Спасским воротам Кремля, вдоль стены Китай города жались друг к другу дощатые и бревенчатые палатки.  Все от крыш до земли увешаны яркими лубочными картинками. В шесть утра открывались ворота в Кремль, и у палаток сразу же появлялся народ. Слайд 15. А ещё в Москве, неподалеку от Сретенских ворот, в переулке сохранилась церковь «Святая Троица в Листах». К её ограде обычно приносили типографские мастера на продажу листы с картинками.

Со временем, производство лубочных картинок разделилось на два потока: один в Санкт-Петербург к Академии художеств и превратился в классическую гравюру, а другой разместился в Москве, ее пригородах и даже во Владимирскую губернию. К середине XIX века только  в Москве насчитывалось свыше 50 предприятий по производству лубка.

Слайд 16. «Каждый год, лишь устанавливался санный путь, тысячи крестьян суздальского уезда владимирской губернии покидали родные деревни. Это отправлялись на заработки офени – бродячие торговцы мелким ходовым товаром». [1]

Торговля книжками и картинками не требовала особого разрешения, не облагалась налогом, поэтому и была самым выгодным товаром для бродячих торговцев.

«Многие месяцы, а то и годы после ухода офени в деревенских избах продолжали листать азбуки и разглядывать картинки, прозванные «лубочными». [1]

Слайд 17. Многие крестьяне имели в своей избе целую «картинную галерею». К каждому празднику вывешивалась своя лубочная картинка. И как  отмечает один из бытописателей начала XX века, «почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку, чтобы купить несколько картин»

«Дорожили лубками чрезвычайно. Помните крестьянина Якима Нагого в «Кому на Руси жить хорошо»: С ним случай был: картиночек

Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Пришла немилость божия
Деревня загорелася –
И было у Якимушки
За целый век накоплено
Целковых тридцать пять.
Скорей бы взять целковые.
А он сперва картиночки стал со стены срывать…
А тут изба и рухнула….
… «Ой, брат Яким! Не дешево
Картинки обошлись!
Зато и в избу новую,
Повесил их, небось?»
– Повесил – есть и новые, –
Сказал Яким – и смолк. [2]

Слайд 18. Благодаря лубку тысячи русских людей познали грамоту и узнали произведения И. Крылова, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н. Некрасова.

«Пушкин был первым, кто по-настоящему понял, какие несметные богатства таятся в народном творчестве. И не только в поэтическом,  не только в сказках и в «полусмешных,  полупечальных, простонародных, идеальных» русских песнях. Он без конца повторял, что «Россия слишком мало известна русским», и сам внимательно изучал и призывал всех … изучать искусство своего народа…» [2]

Можно назвать исследователей и собирателей лубочных листов Владимир Иванович Даль, Дмитрий Александрович Ровенский, Иван Александрович Голышев.

Слайд 19. Наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение – вот те черты, которые впитал рисованный лубок из крестьянского искусства.

Это чувствуется во всем образном и цветовом строе рисованных настенных картинок.

Основных красок, которые создали необыкновенный, яркий и веселый мир лубка, было всего четыре: малиновая, зеленая, желтая и красная. Черная  цвет самой печати.

Голубые, коричневые и прочие цвета стали применятся в раскраске только в 19 веке.

Ведь малиновые, красные, желтые, зеленые – это ведущие цвета древнерусской живописи. Самые сильные и звучные краски, как сам русский человек, но так редко встречающиеся в русской природе. Долгой зимней порой, ненастной осенью, холодной весной не увидишь этого разноцветья. Только летом, да ранней осенью, совсем ненадолго, природа одевается в разноцветный наряд.

Так почему же народные картинки такие яркие и разноцветные? Да потому,  что народные художники искали в природе и в жизни все самое главное, яркое, незабываемое, о чем и говорили в своих полотнах. А лубочные картинки от этого становились нужными человеку, делали его жизнь ярче, радостней, делали его духовно богаче и сильней.

Слайд 20. Важное место в лубке занимал текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка. Тексты комментировали происходящие на картинке события  и поясняли то, что оставалось за ее рамками.

Слайд 21. Во второй половине XVIII века народное творчество стало для господ совсем чужим и непонятным. Их жизнь протекала в обстановке западноевропейского изящества. Дворцы, балы….

В двух совершенно разных духовных мирах жили господа и труженики.

Прежние гонения на лубок, не идут ни в какие сравнения с жесточайшей цензурой. В 1850 году полицейские нагрянули во все лубочные печатни, сваливали в одну кучу все «балагурные» деревянные и медные доски и тут же нещадно их рубили.  Владельцев обязали  бесцензурные листы  не печатать, иначе тюрьма или каторга.  К концу XIX века  тиражировались, какие угодно картины, издавалось множество газет и иллюстрированных журналов. Стали доступными книги.

Слайд 22. Но старые лубочные листы все по-прежнему были любимы в деревне.

Лубочные листы как самостоятельные графические произведения перестали выпускаться в России в 1918, когда все печатное дело стало государственным и попало под единый идеологический контроль.

Русский лубок повлиял на творчество  многих русских художников, но особенно на творчество И.Билибина и Б.Кустодиева, которые создали свой неповторимый народный  стиль.

Слайд 23. А мастера русской лаковой миниатюры Мстеры и Холуя сохранили в своих росписях незабываемый  лубочный стиль.

В плакатах, сатирических карикатурах, комиксах мы можем увидеть продолжение лубочных картинок  простых, ярких и доступных.

3. Постановка задания.

После просмотра презентации целесообразно провести физкультминутку:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

Практическое задание: выполнить графический рисунок по мотивам лубочных картинок на тему «Масленица».

Рекомендации учащимся:

  • Выбрать сюжет для рисунка.
  • Сделать несколько композиционных эскизов в карандаше. Выбрать лучший.
  • Выполнить рисунок карандашом в формате листа.
  • Черным цветом (гелиевая ручка, фломастер) обвести контуры и  линии изображения.
  • Используя характерные лубочные краски (малиновая, зеленая, желтая и красная) решить иллюстрацию в цвете.

4. Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.

5. Подведение итогов урока.

Просмотр работ жюри. (Жюри – группа из 3-5 учащихся, назначается по списку по очереди).  Лучшие рисунки отбираются на выставку. Так же можно выставить оценки. Как правило, оценки дети выставляют строже, чем я.

Литература:

  1. Ю. Овсянников. Русский лубок. Москва. Советский художник.1962.
  2. А. Рогов. Кладовая радости. Москва. Просвещение. 1982.