СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Особенности мышления детей 7-10 лет
2.Определение целей и задач факультативного курса
3.Общие принципы построения систем занятий
4. Содержательная основа систем занятий в 1-4-х классах
4.1. Первый класс
4.2. Второй класс
4.3. Развитие логического мышления в 3-4-х классах. Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребенка приобретает особенную остроту. По сути, речь идет о необходимости нового типа образовательного результата, ориентированного на решение реальных жизненных задач [5]. Под этим понимается личность, которая обладает набором ключевых компетенций или общеучебных умений [9], в том числе и сформированным интеллектуальным аппаратом. Последний, кроме всего прочего, включает развитое логическое мышление.
Однако, по мнению экспертов, уровень логической культуры школьников на сегодняшний день нельзя признать удовлетворительным. Специалисты считают, что причина этого кроется в отсутствии работы по целенаправленному логическому развитию учащихся на ранних этапах обучения. Большинство современных пособий для дошкольников и младших школьников содержит набор всевозможных задач, останавливающихся на таких приемах мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация, гибкость и вариативность мышления. Но если при этом задания не выстроены в систему, специальная методическая работа с ними отсутствует, то результативность работы не столь высокая, как хотелось бы. Иначе говоря, развитие логического мышления происходит в значительной степени стихийно, поэтому большинство учеников не овладевают приемами мышления даже в старших классах, а этим приемам необходимо учить младших школьников.
Таким образом, очевидно следующее: необходима выстроенная методика развития логического (и алгометрического) мышления, в которой должна быть представлена система последовательных, пошагово поставленных задач, доступных для решения всеми детьми данной возрастной группы.
Объект исследования в настоящей работе: процесс формирования общеучебных интеллектуальных умений.
Предмет исследования: система развития логического мышления младших школьников.
Цель работы: определить направления педагогической работы по созданию педагогических условий, способствующих формированию и развитию логического мышления в начальной школе. Задачи исследования:
1) кратко охарактеризовать психологические
особенности указанного возраста;
2) обосновать необходимость факультативного
курса по логике;
3) описать систему занятий по логическому
мышлению в каждой возрастной группе (классе).
Методической основой настоящей работы получили работы Л.Ф. Тихомировой. О.Ю. Нежинской, С.А.Козловой (с соавторами), А.В. Белошистой, Г.И. Григорьевой и др.
1. Особенности мышления детей 7-10 лет
Младший школьный возраст крайне благоприятен для развития логической составляющей мышления, но при условии, что этот процесс построен на основе использования возможностей наглядно-образного мышления, являющегося ведущим в этот период. [1.]
Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Конкретность мышления выступает в трудностях восприятия иносказательной речи: дети путают величину и количество, так как представления о количестве насыщены конкретным содержанием; затрудняются в определении понятий и т.д. Как подметили Л.С.Выгодский и А.Р.Лурия, “речь для ребенка младшего школьного возраста как стекло, через которое что-то видно, но самого стекла не видно” [цит. по: 12, с. 14].
Для мышления младших школьников характерна еще такая особенность, как однолинейность. Дети либо видят только сходство, не замечая различий, либо отмечают различая, не видя сходства. Особые трудности отмечаются у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей.
Основным новообразованием младшего школьного возраста, по определению Д.Б.Эльконина, является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей: память ставится мыслящей, а восприятие – думающим. Осваивая речь, ребенок приобретает возможность формулировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Эти возможности должен использовать учитель, обучая детей с первого дня занятий в школе различным операциям и формам логического мышления.
2. Определение целей и задач факультативного курса
Практика показывает, что если простые логические действия в определенной мере формируются у каждого человека стихийно (хотя очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий), то составление логических операций, имеющих более сложный и комплексный характер, у большинства людей само по себе не формируется – их развитие требует специальной целенаправленной методической работы.
Несомненно, изучение математики вносит определенный вклад в развитие мышления ребенка. Овладение логикой считается автоматическим следствием изучения математики, что, к сожалению, не подтверждается практикой обучения.
Являясь наукой о законах правильного мышления, логика определяет требования, предъявляемые к последовательному и доказательному рассуждению. Кроме того, в предмет логики входит и изучение законов неправильного мышления, логических ошибок, противоречий и т.д. Ведь не зная природы ошибок, трудно гарантировать безошибочный путь. Отсюда цели и задачи курса:
Цель курса: дать учащимся доступное, ясное и вместе с тем систематическое представление о деятельности мышления.
Задачи курса:
– углубить стихийно складывающуюся логическую
интуицию;
– накапливать практический опыт овладения
основными логическими приемами: сравнением,
обособлением, способностью выделять
существенное и т.д.;
– формировать умение аргументировано
обосновывать, отстаивать свои взгляды и
убеждения;
– развивать языковую культуру учащихся;
– обучать умению адекватно понимать и выражать
предлагаемую информацию.
3. Общие принципы построения систем занятий
1). Предлагаемая в настоящей работе система развития логического мышления младших школьников основана на идее о том, что процесс развития логической составляющей мышления крайне благоприятен в этом возрасте, но при условии, что он построен на основе использования возможностей наглядно-образного мышления, являющегося ведущим в этот период. Особенно это важно в 1-2-х классах.
2) Курс обучения логике построен по спирали. Его направленность на формирование системы логических понятий и общих способов действий позволяет осуществлять растягивание (во времени) процесса изучения многих из них и овладение методами, которые не могут быть сразу восприняты младшими школьниками, а также организовать повторение ранее изученного материала на более высоком уровне сложности.
3) Формирование понятий и математического языка основывается на жизненном опыте ребенка.
4) Вопросы, задачи, ребусы, загадки должны быть занимательно сформулированы, для того чтобы возбудить интерес, удивление детей.
5) Постепенное от занятия к занятию усложнение заданий. Структурные связи между заданиями должны быть расположены так, чтобы каждое предыдущее задание помогало справиться со следующим.
4. Содержательная основа систем занятий в 1-4-х классах
4.1. Первый класс
Цель системы занятий с учениками 1-го класса – формирование и развитие простых логических действий (приемов мыслительной деятельности) на основе использования логического конструирования преимущественно на образном математическом материале.
Этот этап построения системы развития логического мышления ребенка целиком и полностью построен на преобладании заданий, направленных на активизацию и развитие наглядно образного (визуального мышления) через непосредственную предметную деятельность с использованием специальной рамки трафарета с геометрическими прорезями.
Система заданий предусматривает несколько групп систематически выстроенных задач и заданий, направленных преимущественно на выделение, прослеживание, распределение и изменение различных признаков и характеристик объектов: Примеры заданий:
- Задания на выделение признаков у одного или нескольких объектов. Их цель – обратить внимание ученика на значимость того или иного признака. При этом задание оформлено в виде конструктивного письма графической формы, понятной ребенку без текста, что позволяет использовать эти материалы даже при работе с детьми, не умеющими хорошо читать;
- Задания на прямое распределение признаков (цвет, форма, размер);
- Задания на распределение с использованием отрицания одного из признаков;
- Задания, связанные с изменением признака;
- Те же самые задания, но трансформированные в другую графическую форму, более формализованную (матрицы);
- Задания, связанные на поиск недостающей фигуры, также оформленные в виде неполной матрицы (таблицы). Умение справляться с такими заданиями традиционно считается показателем высокого уровня умственного развития;
- Особое место в системе заданий уделяется развитию словесно-логического мышления: пониманию специальных речевых структур с употреблением связок “и”, “или”, “тоже”, “также”, слов “все”, “некоторые”, “любые”.
Материалы для занятий можно отобрать в пособиях по развитию логики (И.Копытов, О.Ю.Нежинская, Л.Ф.Тихомирова, А.В.Белошистая и др. [2,3,7,8,10,11,12]). V
Методологическая технология, реализованная в системе заданий такова, что при систематической работе с этим материалом уже к концу первого класса ребенок постепенно готовится к правильному восприятию сложных логических структур, построенных на использовании кванторов общности и существования (“все”, “некоторые”); учится правильно понимать и достраивать (продолжать) несложные составные высказывания, использующие причинно-следственные связи “если...то”, учиться выбирать правильно построенные структуры отрицания (“не..., неверно, что...”); и косвенные отрицания с заменой кванторов “все” на “некоторые”
Перспектива этой работы – переход во 2-4-х классах к обучению детей умению приводить доказательства на доступном им материале, но с соблюдением необходимых структур (“от противного”, аналогия и др.) на уровне осознания их закономерностей.
4.2. Второй класс
Во втором классе продолжается работа по развитию умения производить простые логические действия. Задания на классификацию усложнились: они неразрывно связаны с развитием у детей способности строить цепочки логических рассуждений. Так, при нахождений закрытой фигуры в матрицах Ровена или недостающие фигуры в графических матрицах ученик учится последовательно объяснять, почему выбрана именно эта фигура.
Развитие словесно-логического мышления в этом возрасте возможно с помощью заданий на определение истинности или ложности высказывания, заданий на понимание высказываний с кванторами общности и существования. Предполагаемые задания:
- Работа с матрицами Ровена;
- Работа с графическими матрицами;
- Словесные тесты (предлагается ряд слов, в каждом из которых пять дается в скобках, а одно перед ними. Ребята должны выделить два слова, наиболее существенные для слова перед скобками; используются упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию и др.;
- Работа с логическими цепочками;
- Работа с анаграммами;
- Работа с числовыми тестами;
- Решение логических задач;
- Ребусы, загадки;
- Задания на нахождение правильного ответа в ряду из ложных и правильных ответов (с объяснениями, почему этот ответ правильный)
- Обучение доказыванию (задачи на достраивание составных высказываний, логические тестовые задачи).
4.3. Развитие логического мышления в 3-4-х классах
В 3-4-х классах школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычислять более широкие и более узкие понятия, находить связи меду родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умений давать определение понятий и на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки (игра – хоккей, растение – дерево – хвойное дерево).
В 4-ом классе необходимо уделить внимание развитию аналитической деятельности, которая, как показано выше, в 1-2-х классах заключается в анализе отдельного предмета, а к 3-4-му классу – в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и др.).
К окончанию начальной школы у ребенка должны быть сформулированы такие операции логического мышления как обобщение, классификация, анализ и синтез. Учащийся должен научиться таким элементам анализа как выявление и других связей между понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое и т.д. Предлагаемые задания и упражнения:
- Упражнение на умение относить предметы к роду (рыбы, птицы, звери и т.д.).
- Упражнения на умение устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничение и обобщение понятий) Например: определить самое узкое (самое широкое) понятие в ряду: кустарник, растение, ягода, малина; “мальчик”, “ученик”, “второклассник”.
- Составление определений;
- Формирование умения выделять общий признак в словах, понятиях;
- Упражнения на развитие логической операции отрицания;
- Упражнение на правильное употребление кванторов общности и существования “и”, “или”, “некоторые”, “всякий”, “каждый”;
- Упражнение с графическими изображениями понятий (круги Эйлера);
- Логические задачи;
- Загадки, ребусы.
Занятия по логике можно проводить в форме самостоятельной индивидуальной работы. Над нерешенными задачами предложить подумать дома, соблюдать при этом принцип добровольности, но мотивируя детей на достижение результата. Усвоение многих тем может быть более успешным, если использовать форму “командной” игры.
В результате обучения к концу 4-го класса мы имеем возможность с помощью специальных проверочных тестов убедиться, что все дети могут выполнить следующие задания: на классификацию заданных объектов и распознавание различных закономерностей; на сравнение и сериацию объектов по различным признакам; на распознавание и составление верных и неверных равенств (истинных и ложных высказываний); а также способны различать истинные ложные высказывания с кванторами общности и существования и строить цепочки логических рассуждений. Эти задачи к концу обучения в начальной школе находятся в зоне актуального развития детей. Все остальные задачи и задания даются с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если мы хотим целенаправленно развивать интеллектуальные умения, основывающееся на таких приемах мыслительной деятельности как анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация, гибкость и вариативность мышления, то очевидно следующее: необходима специально выстроенная методика, направленная на формирование и развитие логических приемов умственных действий. Такие умения относятся не только к области математики, но и к мышлению в целом и к языку в частности.
Факультативный курс по обучению началам логики поможет ученикам начальной школы овладеть этими умениями. При этом процесс обучения должен быть построен а) на основе использования возможностей наглядно-образного мышления, характерного для этого возраста, б) двигаться по спирали – в каждом новом знании должны быть элементы ранее известного детям; в) возбуждать интерес и удивление у детей, а также желание справиться с задачей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Белошистая А.В., Левитес В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника //Начальная школа. – 2006. – №9.
- Григорьева Т.И. Логика в начальной школе. Факультативный курс в 2-ом классе.– Волгоград, 2002.
- Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: “Академия развития”, 1998.
- Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа.-2006. – №6.
- Козлова С.А. Развитие логического мышления у дошкольников и младших школьников //Начальная школа. – 2006. – №9.
- Коротенко Т.А. Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления //Начальная школа. – 2006.– №9.
- Копытов Н. Лучшие задачи на развитие логики.– М.:АСТ– ПРЕССД999.
- Нежинская О.И. Логика. 1 класс. Занимательные упражнения для развития логического мышления.– Волгоград: Учитель– ACT, 2005.
- Образовательная система “Школа 2100” – качественное образование для всех: сборник материалов /под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 2006.
- Ю.Сухин И.Т. 800 новых логических и математических головоломок.– М.: Астрель, 2005.
- П.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для школьников.– Ярославль: Академия развития, 2005.
- Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет,– Ярославль. Академия развития, 2001.
- И.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.– Ярославль: ТОО “Тринго”, 1995. 14.Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WLSC). – Тюмень, 2000.