Существующая система образования не способствует сохранению здоровья обучающихся. Процесс обучения связан с такими факторами риска, как информационная перегруженность, статическое напряжение опорно-двигательного аппарата, зрительного анализатора, нерегулярное несбалансированное питание, психоэмоциональное напряжение, связанное с экзаменами, зачетами и т.д. В последнее время выделяют такие дополнительные факторы, как несовершенная организация учебной деятельности, неоправданное увеличение объема информации, авторитарно-репродуктивная система обучения, несоответствие условий использования технических средств обучения стандартным требованиям, недостаточный уровень культуры здоровья обучающихся. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов образовательного процесса приводит к ухудшению адаптационных возможностей формирующегося организма, возникновению функциональных расстройств и хронической патологии. Поэтому проблема здоровьесбережения в образовании не только медицинская, но и педагогическая.
Один из путей решения данной проблемы - создание у обучающихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Такую мотивацию можно сформировать через внеклассную работу с обучающимися, например, проведение классного часа по теме "Туристская подготовка и вязание туристских узлов".
Цель: Формирование новых знаний в области туристской подготовки, привитие интереса к туристским походам и способствовать воспитанию чувства коллективизма и любви к родному краю у студентов.
Задачи:
- Обучать навыкам вязания туристских узлов;
- Развивать зрительную и моторную память, мелкую моторику рук;
- Воспитывать интерес к туристским походам как способу организации здорового образа жизни.
Продолжительность: 45 мин.
Участники: студенты группы З-10 по профессии "Закройщик" 1 курс
Оборудование и оформление: проектор, электронная презентация, раздаточный материал для практического использования (веревки), схемы узлов.
МОДЕЛЬ КЛАССНОГО ЧАСА
№ | Этапы классного часа | Время этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | Организационный момент | 1 мин. | Приветствие, сообщение темы и цели классного часа | Готовность студентов к восприятию информации |
2 | Беседа-дискуссия | 3 мин. | Беседа-дискуссия о сплоченности группы. Диалог на заданную тему | Понимание цели занятия, участие в диалоге |
3 | Просмотр слайдов с участием студентов нашего колледжа в туристском походе. | 2 мин. | Показ и комментирование слайдов о красоте родного края (слайд с 1-13) | Студенты просматривают слайды. |
4 | Историческая справка о происхождении узлов и их современном использовании в туризме. | 3 мин. | Рассказ о происхождении узлов и их современном использовании в туризме. | Студенты слушают выступающих об истории происхождения узлов и задают вопросы |
5 | Ознакомление с видами туристских узлов. Практическое занятие по завязыванию узлов. | 30 мин. | Рассказ о том, какие туристские узлы наиболее часто применяются на практике. Показ студентам технику их выполнения. (слайд с 13-20) | Студенты самостоятельно пробуют вязать узлы, а преподаватель исправляет ошибки. Студенты, которые достаточно хорошо освоили технику вязания, пробуют завязать узел с закрытыми глазами |
6 | Рефлексия. | 4 мин. | Организация обратной связи через вопросы | Положительный отзыв об уроке |
7 | Итог. | 2мин. | Подведение итогов кл. часа. Напутственное слово педагога |
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Добрый день, дорогие студенты и гости нашего занятия! Сегодня у нас не обычный классный час, но перед тем как сказать вам тему нашего кл. часа, я хочу задать вам несколько вопросов.
2. Беседа-дискуссия
А теперь давайте ответим на вопросы:
- Считаете ли вы нашу группу дружной?
- Что на ваш взгляд могло бы сплотить ее еще сильнее, какие-то праздники мероприятия?
- Как вы относитесь к туристическим походам?
- Может ли туристский поход помочь в сплочении группы?
- Какими умениями и навыками необходимо владеть туристу во время похода?
- Какие виды походов вы знаете? (конный, пеший, водный, велосипедный, автомобильный, горны.)
Итак, тема нашего кл. часа - Туристические походы и вязание туристских узлов.
3. Показ слайдов с участием студентов нашего колледжа в туристском походе.
Летом 2010 года студенты нашего колледжа под руководством спортивно- массовой службы сплавлялись на катамаранах по реке Сылва, где они любовались красотой природы родного края и увидели свой город с другой стороны. Всем участникам очень понравился этот поход. Мне хочется предложить вашему вниманию посмотреть несколько фотографий из этого похода и представить себя на их месте. И так внимание на экран...
Вы посмотрели слайд- отчет об этом мероприятии. Что вы скажете? Ваше впечатление? Ваше отношение к этому мероприятию? Хотелось ли вам побывать в таком походе?
Но как вы знаете, поход требует определенных знаний и умений.
Сегодня мы с вами научимся вязать несколько туристских узлов.
4. Историческая справка о происхождении узлов и их современное использование в туризме.
Немного из истории узлов.
Завязывание узлов на веревке для ее практического использования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предположить, что древний человек придумал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь.
Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым состоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца сыну. С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сете, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Способы вязки постоянно совершенствовались, вместе с ними изменялся состав и исходного материала. Если древние люди изготавливали веревки из виноградной лозы, из волокон деревьев и нарезанных шкур животных, то постепенно веревки начали ткать, сплетать и скручивать из подручных материалов, заботясь о ее прочности.
Самый распространенный узел - прямой (Гордиев или узел Геркулеса). Люди думали, что впервые его завязал сам Геркулес. Один из историков утверждает, что в обычаях римских невест было завязывание пояса Геркулесовым узлом, который женихи обязаны были развязать в первую брачную ночь. Если им удавалось быстро и без проблем решить свою задачу, невеста могла вздохнуть с облегчением, ибо это был знак и символ судьбы, предвещающий полноценное и здоровое потомство брачной паре. С этим узлом вообще связано немало поверий. Историки утверждают, что раны имели свойства заживать быстрее, когда повязка накладывалась Геркулесовым узлом.
С узлами, и их магической силой сопряжено множество самых невероятных преданий, особенно морских. Колдуны и ведьмы, как правило, обладали чудодейственной способностью завязывать ветры в узлы, тем самым могли вызвать бурю и наоборот. На острове Борнео, существовал запрет для беременных женщин, воспрещающий им носить узлы или одежду, их включающую, во имя удержания плода. Жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей.
В наше время изменилась роль узлов. Мы используем их в нашей повседневной жизни, и даже не задумываясь об их магической силе.
И так, я предлагаю перейти к практике и попробовать самим связать несколько туристических узлов.
5. Ознакомление с видами туристских узлов. Практическое занятие по завязыванию узлов:
Самый распространенный из узлов - прямой или "Гордиев" узел. Этот узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Схема узла изображена на слайде, возьмем в руки две веревки и попробуем завязать данный узел.
На практике часто встречаются узлы, которые вяжут из одной веревки, которая складывается вдвое - например "восьмерка". По своему внешнему виду он напоминает цифру восемь.
Следующий узел, который мы сегодня рассмотри "ткацкий" или "академический". Его используют для связывания веревок разного диаметра. Итак, внимание на экран.
"Встречный" узел также как и прямой используется для связывания веревок одинакового диаметра.
Надеюсь, вы хорошо овладели техникой вязания данных узлов. Для закрепления, предлагаю вам разделиться по два человека. Один с завязанными глазами пробует завязать прямой узел, а другой помогает ему и справляет ошибки. Молодцы! Теперь поменяйтесь.
6. Рефлексия. А теперь я вам предлагаю все ваши веревочки связать между собой, у нас получилась большая длинная веревка, что символизирует сплоченность в нашей группе. А я в свою очередь свяжу концы этой веревочки, образно объединяя вас и меня в один сплоченный и дружный коллектив.
7. Итог
Подведем итоги нашего классного часа. Умение вязать эти и любые другие туристические узлы, на мой взгляд, могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности, например при создании какой-либо коллекции с "Дизайн-студией" или для украшения ваших личных изделий. Создания различных поясов, отделки на кофтах и платьях. Вам понравился наш кл. час? Вы хотели бы отправиться в поход? Все в ваших руках! Спасибо за внимание и участие. До свидания.