Урок риторики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обучающая: учить детей уместно употреблять обращение в зависимости от ситуации.
  • Развивающая: развивать навыки устной речи, учить слушать, общаться.
  • Воспитывающая: воспитывать доброе, уважительное отношение к людям.

Оборудование: учебная тетрадь для 1 класса "Детская риторика в рассказах и рисунках, карточки для групповой работы, мультимедиапроектор с электронной физминуткой, экологическое панно, ручные держатели.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психофизиологическая активизация: - растирание ушных раковин.

II Мотивация.

- Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?

- А если нельзя всё знать, может тогда и не стоит учиться?

- Чтобы много знать, надо каждый день узнавать что- то новое.

III. Речевая гимнастика

1) Счёт при выдохе. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

2) Представьте, что вам необходимо:

- сдуть с рукава пушинку;

- подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

- раздуть огонь в потухающем огне.

3) "Вкусное варенье". Языком "слизывать варенье" с губ по кругу в одну сторону и в другую.

4) Работа над скороговоркой:

Волна по методике В.Ф. Базарного "Жутко жуку жить на суку".

- Ребята, о чём скороговорка?

- Как понять "жутко"? Замените другим словом.

- Какой звук повторяется?

- Прочитайте хором: медленно и шёпотом, быстро и громко. Прочитайте отдельно девочки, отдельно мальчики.

- Прочитайте с разной интонацией: весело, грустно, удивлённо, испуганно.

IV. Актуализация знаний

Работа в группах.- 4 группы.

- Составить из отрывков текст

- Что в оформлении текста увидели необычного? (выделены слова другим цветом)

- Как вы думаете, что это за слова?

- Кто к кому обращается в тексте? Как?

- Как назовём выделенные слова?

V. Объявление темы, цели урока

Тема нашего урока "Обращение".

Беседа.

- Как вас называют в семье? (по имени, сынок, малыш и т.д.)

- А в школе, во дворе? (Иногда - ласково, иногда - не очень, а порой - даже обидно).

- В школе называют даже по фамилии и полному имени - официально: "Баурина Анна, к врачу"

- А зачем вообще нужно, обращаясь к человеку, называть его малыш, Дима, Даша, девочка и т.д.?

- Для того, чтобы привлечь внимание этого человека, заставить его слушать. Но при этом говорящий, нередко передаёт к нему и своё отношение. И нам совсем не всё равно, как нас назовут. А ведь бывают и грубые обращения.

- Какая будет цель нашего урока?

(уместно употреблять обращение в зависимости от ситуации, развивать навыки устной речи, учить слушать, общаться)

VI. Работа над материалом урока

Работа по учебнику. Стр.51.

- Кто изображён на верхнем рисунке?

- Что говорит рыбка? Прочитаем.

- Что говорит старик? Прочитаем. Когда старик скажет "золотая рыбка", а когда - "государыня рыбка"?

- А может ли старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать её просто "рыба"

(Нет, старик просит рыбку, как морскую царицу - только царицу можно назвать государыней").

VII. Физкультминутка.

- Ребята, я к вам обращаюсь с чем? (провести физминутку)

Держатели по методике В.Ф. Базарного

VIII. Закрепление изученного материала.

Разыгрывание ситуаций. Учащиеся инсценируют различные ситуации и обсуждают.

Вы и мама. Вы просите маму купить игру, которая вам очень понравилась. Не забывайте об обращении и о слове "пожалуйста"

Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Не забывайте о словах извинения. Слово "извините" позволяет вам обратить на себя внимание, установить контакт.

Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть в продаже свежий хлеб.

Вы и ваш одноклассник. Попросите у него дать вам посмотреть журнал.

IX. Работа с учебником. Работа в парах.

С. 52. Подчеркните, как обращаются друг к другу герои сказок А.С. Пушкина.

X. Электронная физминутка.

XI. Творческая работа.

Работа у экологического панно.

- Придумайте обращения к героям этой картины.

- Когда можно, обращаясь к КОЛЕ, назвать его Коленька, Колька, Николай.

XII. Итог урока. Рефлексия.

- С чем мы сегодня познакомились на уроке?

Мы познакомились с обращением. Мы убедились в том, что обращение может быть разным в разных ситуациях. Наверное, все поняли, как важно правильно обратиться к человеку, чтобы привлечь его внимание, продолжить, или закончить разговор.

- Зачем нам был нужен это урок?

- Оцените свою работу на уроке.

Тексты для работы в группах

1. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо.

Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: "Эй, собака, отдай мясо". А мяса вовсе не было, и своё волной унесло.

И осталась собака ни с чем.

2. В воскресенье погода с утра была солнечная. Папа предложим мне лыжную прогулку в лес. Я с удовольствием согласился.

Когда мы входили в лес, увидели зайца. Он сидел на самой опушке. Папа свистнул и закричал: "Беги скорее, плутишка". Заяц сорвался с места и убежал.

В лесу нам повезло: мы увидели много птичьих, беличьих, мышиных следов. Потом разожгли костёр, пили чай - вкусный, горячий.

Когда вечером рассказали обо всём маме, она пожалела, что не поехала с нами.

3. Жила-была курица. И было у неё трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать.

Повела однажды мама - курица своих деток на прогулку. Мама важно вышагивает впереди, а цыплятки за ней по дорожке бегут. Остановилась курица у чёрной трубы, которую кто-то на дорожке бросил и смотрит по сторонам: нет ли опасности её дорогим деткам?

А детки шмыг в трубу! Оглянулась мама и чуть в обморок не упала. Стоят перед ней чёрные цыплята или воронята? Заволновалась курица, закудахтала: "Куда подевались мои детки? А самый боевой цыплёнок отвечает: Мамочка, это мы твои дети, просто мы в трубу залезли:"

Пришлось маме - курице целый вечер отмывать цыплят от сажи"

4. Жили-были Курочка и Петушок. Нашла Курочка маленький ключик. А Петушок маленький ящичек нашёл. Вот и говорит Петушок Курочке:

- Дорогая Курочка, дай мне твой ключик. Может, он к моему ящичку подойдёт?

Курочка была добрая и отдала Петушку свой ключик. Вставил Петушок ключик в замочек, и открылся ящичек. Заглянули курочка с Петушком в ящичек и увидели там крошечный заячий хвостик.

Вот если бы у Зайчика хвостик был подлиннее, тогда и сказочка наша была бы побольше.