Цели урока:
- Обучающая: учить детей уместно употреблять обращение в зависимости от ситуации.
- Развивающая: развивать навыки устной речи, учить слушать, общаться.
- Воспитывающая: воспитывать доброе, уважительное отношение к людям.
Оборудование: учебная тетрадь для 1 класса "Детская риторика в рассказах и рисунках, карточки для групповой работы, мультимедиапроектор с электронной физминуткой, экологическое панно, ручные держатели.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Психофизиологическая активизация: - растирание ушных раковин.
II Мотивация.
- Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?
- А если нельзя всё знать, может тогда и не стоит учиться?
- Чтобы много знать, надо каждый день узнавать что- то новое.
III. Речевая гимнастика
1) Счёт при выдохе. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
2) Представьте, что вам необходимо:
- сдуть с рукава пушинку;
- подуть на горячее молоко, сдувая пенку;
- раздуть огонь в потухающем огне.
3) "Вкусное варенье". Языком "слизывать варенье" с губ по кругу в одну сторону и в другую.
4) Работа над скороговоркой:
Волна по методике В.Ф. Базарного "Жутко жуку жить на суку".
- Ребята, о чём скороговорка?
- Как понять "жутко"? Замените другим словом.
- Какой звук повторяется?
- Прочитайте хором: медленно и шёпотом, быстро и громко. Прочитайте отдельно девочки, отдельно мальчики.
- Прочитайте с разной интонацией: весело, грустно, удивлённо, испуганно.
IV. Актуализация знаний
Работа в группах.- 4 группы.
- Составить из отрывков текст
- Что в оформлении текста увидели необычного? (выделены слова другим цветом)
- Как вы думаете, что это за слова?
- Кто к кому обращается в тексте? Как?
- Как назовём выделенные слова?
V. Объявление темы, цели урока
Тема нашего урока "Обращение".
Беседа.
- Как вас называют в семье? (по имени, сынок, малыш и т.д.)
- А в школе, во дворе? (Иногда - ласково, иногда - не очень, а порой - даже обидно).
- В школе называют даже по фамилии и полному имени - официально: "Баурина Анна, к врачу"
- А зачем вообще нужно, обращаясь к человеку, называть его малыш, Дима, Даша, девочка и т.д.?
- Для того, чтобы привлечь внимание этого человека, заставить его слушать. Но при этом говорящий, нередко передаёт к нему и своё отношение. И нам совсем не всё равно, как нас назовут. А ведь бывают и грубые обращения.
- Какая будет цель нашего урока?
(уместно употреблять обращение в зависимости от ситуации, развивать навыки устной речи, учить слушать, общаться)
VI. Работа над материалом урока
Работа по учебнику. Стр.51.
- Кто изображён на верхнем рисунке?
- Что говорит рыбка? Прочитаем.
- Что говорит старик? Прочитаем. Когда старик скажет "золотая рыбка", а когда - "государыня рыбка"?
- А может ли старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать её просто "рыба"
(Нет, старик просит рыбку, как морскую царицу - только царицу можно назвать государыней").
VII. Физкультминутка.
- Ребята, я к вам обращаюсь с чем? (провести физминутку)
Держатели по методике В.Ф. Базарного
VIII. Закрепление изученного материала.
Разыгрывание ситуаций. Учащиеся инсценируют различные ситуации и обсуждают.
Вы и мама. Вы просите маму купить игру, которая вам очень понравилась. Не забывайте об обращении и о слове "пожалуйста"
Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Не забывайте о словах извинения. Слово "извините" позволяет вам обратить на себя внимание, установить контакт.
Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть в продаже свежий хлеб.
Вы и ваш одноклассник. Попросите у него дать вам посмотреть журнал.
IX. Работа с учебником. Работа в парах.
С. 52. Подчеркните, как обращаются друг к другу герои сказок А.С. Пушкина.
X. Электронная физминутка.
XI. Творческая работа.
Работа у экологического панно.
- Придумайте обращения к героям этой картины.
- Когда можно, обращаясь к КОЛЕ, назвать его Коленька, Колька, Николай.
XII. Итог урока. Рефлексия.
- С чем мы сегодня познакомились на уроке?
Мы познакомились с обращением. Мы убедились в том, что обращение может быть разным в разных ситуациях. Наверное, все поняли, как важно правильно обратиться к человеку, чтобы привлечь его внимание, продолжить, или закончить разговор.
- Зачем нам был нужен это урок?
- Оцените свою работу на уроке.
Тексты для работы в группах
1. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо.
Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: "Эй, собака, отдай мясо". А мяса вовсе не было, и своё волной унесло.
И осталась собака ни с чем.
2. В воскресенье погода с утра была солнечная. Папа предложим мне лыжную прогулку в лес. Я с удовольствием согласился.
Когда мы входили в лес, увидели зайца. Он сидел на самой опушке. Папа свистнул и закричал: "Беги скорее, плутишка". Заяц сорвался с места и убежал.
В лесу нам повезло: мы увидели много птичьих, беличьих, мышиных следов. Потом разожгли костёр, пили чай - вкусный, горячий.
Когда вечером рассказали обо всём маме, она пожалела, что не поехала с нами.
3. Жила-была курица. И было у неё трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать.
Повела однажды мама - курица своих деток на прогулку. Мама важно вышагивает впереди, а цыплятки за ней по дорожке бегут. Остановилась курица у чёрной трубы, которую кто-то на дорожке бросил и смотрит по сторонам: нет ли опасности её дорогим деткам?
А детки шмыг в трубу! Оглянулась мама и чуть в обморок не упала. Стоят перед ней чёрные цыплята или воронята? Заволновалась курица, закудахтала: "Куда подевались мои детки? А самый боевой цыплёнок отвечает: Мамочка, это мы твои дети, просто мы в трубу залезли:"
Пришлось маме - курице целый вечер отмывать цыплят от сажи"
4. Жили-были Курочка и Петушок. Нашла Курочка маленький ключик. А Петушок маленький ящичек нашёл. Вот и говорит Петушок Курочке:
- Дорогая Курочка, дай мне твой ключик. Может, он к моему ящичку подойдёт?
Курочка была добрая и отдала Петушку свой ключик. Вставил Петушок ключик в замочек, и открылся ящичек. Заглянули курочка с Петушком в ящичек и увидели там крошечный заячий хвостик.
Вот если бы у Зайчика хвостик был подлиннее, тогда и сказочка наша была бы побольше.