В настоящее время увеличивается количество фольклорных ансамблей, в которых платок является неотъемлемой частью костюма, а также возрождается мода в России на наплечный платок. В связи с этим повышается интерес к истории создания, способам ношения, технологии и качеству изготовления платков.
Цели:
- формирование эстетических чувств и сознания учащихся на основе знакомства с историей развития платочного производства в России;
- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;
- организация совместной работы со старшим поколением.
Задачи:
- создание условий для развития культуры аудиовизуального восприятия;
- развитие познавательного интереса учащихся, расширение кругозора.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением женщин в платках;
- фонограммы песен «Синий платочек», «Оренбургский пуховый платок», «Стою на полустаночке», «Темно-вишнёвая шаль»;
- коллекция платков из школьного музея.
Ход мероприятия
1. Исполнение песни «Синий платочек»
2. Чтец (на фоне слайда – иллюстрации)
Ну, что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё то же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка.
Ведущий 1: С незапамятных времён женщины России носят платки. Это стало обычаем. Даже Александр Блок видел Россию милой женщиной в узорном платке.
Ведущий 2: Расписной платок, шаль с каймою не только согревали в холод, защищали от дождя и зноя, но и украшали, радовали, всегда были дорогим и желанным подарком…
3. Инсценировка по тексту. На сцене женщина в русском костюме (можно стилизованном под старину), сидит на лавке, рядом – сундук или полка с одеждой.
Голос за сценой: «Затаённые обиды, скрытые от всех слёзы, знал только платок – в укромном тёмном уголке шёпотом перечисляла женщина свои горести, прикрывая рот уголками платка, этими же уголками протирала она глаза, застланные слезой-тоской. А когда наступал праздник, и собиралась на гулянье крестьянка, она вынимала из заветной укладки свои лучшие платки, долго любуясь, перебирала их.
Вот этот, ещё ни разу нестиранный, дала ей в приданное мать и в первые годы замужества она носила его с праздничным костюмом, другой после рождения первого ребёнка привёз ей муж и, стесняясь, неумело сунул ей в руки, покраснев до корней волос.
Но платок – от самого дорогого, шитого золотом, до самого дешёвого, скорбного холщёвого покрова вдовы – был символом честности женской жизни.
Самым большим позором для женщины древней Руси было насильственное публичное обнажение её головы. Чисто вымытый и тщательно выглаженный белый платок придавал облику крестьянки праздничность и подчёркивал значимость события, ради которого его надевали. Но ведь платок – это не просто кусок декоративной ткани, он предназначен для женщин разных возрастов, разных поколений. Он покрывает голову женщины, черты лица которого могут быть гармоничными, строгими или привлекать своеобразной неправильностью».
Ведущий 2: Плат, платок, платочек – четырёхугольный лоскут ткани, иногда из холста. Лоскут равносторонний, шёлковый, бумажный, шерстяной, холщёвый, какими женщины повязывали голову и мужчины накидывали на шею, и все носят в кармане или в руках.
Ведущий 1: На севере платок двойной, большой, долгий, и его носят, покрываясь с головы до ног.
Ведущий 2: Истоки русского головного платка теряются в 12 веке. Тут берёт своё начало русское головное полотенце. На его изготовление шло тонкое полотно или лёгкие шёлковые ткани. Сами платки квадратной формы появились на Руси где-то в 16-17 веках и назывались «канатавками», ими торговали восточные купцы.
Ведущий 1: Были они из тонкого шёлка, с разноцветными полосами, с тканой золотыми и серебряными нитями каймой и небольшими букетиками цветов. Праздничные платки вышивались при монастырях золотыми и серебряными нитями.
Ведущий 2: В 17 веке мануфактуры производили убрусы и для царского обихода, и на продажу. В подмосковных сёлах Коломенском и Богородском в петровские времена ткали шёлковые платки.
Ведущий 1: В 1800 году помещица Елисеева пытается разгадать тканый рисунок индийских шалей, вырезает и распускает из них цветочки. Только через 5 лет удаётся разгадать загадку сложного переплетения нитей цветочного узора.
Ведущий 2: В 1806 году в Нижегородской губернии, в вотчине помещицы Мерлиной начали ткать кашмирские или Именно в России был найден способ крепления нити утка, с помощью которого был получен двухсторонний рисунок.
Ведущий 1: А название – кашемирские – было дано от области Кашмир, где ткали мягкую, тонкую шерстяную ткань. Для неё брали толькопух тибетских коз или, на худой конец, пух сайгаков. Из 13 граммов такого пуха вытягивали нить длиной в 4 с половиной километра.
Ведущий 2: С 1867 среди русских женщин особо ценились пуховые платки-шали, связанные мастерицами Оренбургской области. Считалось, что пух, который использовали вязальщицы, не только греет, но и обладает целебными свойствами.
Ведущий 1: Требования к таким платкам тоже были особые: хорош был тот платок, что проходил через обручальное кольцо, узор обязательно должен был иметь канву и центр.
Ведущий 2: Конечно, это была праздничная шаль и приобреталась она редко, по особым случаям. А в повседневной жизни использовались платки попроще: тканые полушерстяные, теплые шерстяные средних размеров и большие, вязаные шали из козьего пуха.
(Дефиле платков и шалей под музыку и песню «Оренбургский пуховый платок»)
Ведущий 2: В крестьянской и купеческой среде второй половины 19 века предпочтение отдавалось «турецким» квадратным ковровым платкам и шалям, сотканным на жаккардовых станках. Но и эти платки были дороги для простого люда.
Ведущий 1: Дешевле обходилась набивка рисунка. И с конца 18 века в России начинают носить ситцевые набивные платки и шали. Больше всего покорял женщин кумачовый – красный – платок. Они не выгорали на солнце и не линяли. В большом ходу были платки фабрики Барановых из Владимирской губернии: у них по кумачовому фону горели ярко-желтые, зелёные и синие цветы. (Выход красного платка)
Ведущий 2: А Московская «Трёхгорка» купцов Прохоровых славилась кубовыми (тёмно-синими) платками с розами, тюльпанами и гвоздиками. (Выход синего платка)
Ведущий 1: Много воды утекло в Клязьме и Вохонке с тех пор, как первая русская женщина повязала голову нарядным платком, сотворённым в Павловском Посаде. Первым ткацким заведением была контора Семёна Лабазина, основанная в 1812 году. А в 1844 году уже фабрика купцов Лабазиных вырабатывала платки и ткани. Мастера не подражали привозным образцам, хотя и были знакомы с изделиями мастеров Индии, Франции.
Ведущий 2: Вся Россия знала эти платки. Высоко ценили и за рубежом платки с чёткими декоративными рисунками, напечатанными по белому полю шерстяной ткани крупными, несколько стилизованными цветами в ярких, броских тонах, или с цветными узорами, разбросанными по чёрному, терракотовому фону. (Выход белого и черного платков)
(Дефиле полушалков под музыку «Стою на полустаночке»)
Ведущий 1: В 60-х – 70-х годах 20-го столетия появляются платки из искусственных материалов: капрона, крепдешина, искусственного шёлка. Платки из первых двух материалов назывались «газовыми» из-за маленького веса и способности просвечиваться.
Ведущий 2: Они с удовольствием носились женщинами. Платки из искусственного шёлка, хотя и были яркими, не носились, так как постоянно съезжали с головы и вскоре заняли место салфеток, закрывающих экраны телевизоров, только что появившихся в домах сельских тружеников.
Ведущий 1: Актуальны платки и сейчас. Их с удовольствием носят современные женщины и девушки.
(Дефиле платков в современном костюме)
4. Учитель: А сейчас мы хотим предложить вам несколько конкурсов.
Конкурс 1. «Знатоки истории платочного дела»
1. Как называлось женское головное полотенце из легкой ткани?
- канатавка;
- шалочка;
- убрус;
- шарф
2. Как назывался носовой платок в древней Руси?
- канатавка,
- ширинка,
- карманник,
- гомонок
3. К чему снится платок?
- голова болеть будет,
- к переменам в жизни,
- к близкой свадьбе,
- к тяжёлой работе
4. Как назывался контур узора для набивки на платке?
- рисунок,
- кайма,
- манера,
- цветок.
Конкурс 2. Лучшая история о платке.
Конкурс 3. На лучший способ завязывания платка (с объяснением, по какому случаю так повязывали платок, какая категория женщин)
(В заключение песня-романс «Темно-вишнёвая шаль»)