Предметная область: математика.
Участники проекта: учащиеся 9-го класса, 14-15 лет.
Цели и задачи проекта:
- образовательные: формирование умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, информационной компетентности;
- воспитательные: воспитывать познавательную активность, ответственность, культуру общения;
- развивающие: развивать логическое мышление, познавательные способности, интеллект, навыки самостоятельной и исследовательской работы.
Описание: в ходе работы учащиеся
знакомятся с применением последовательностей в
практической деятельности, используют ПК для
выполнения трудоемких расчетов и поиска
информации, выполняют несложные архитектурные
расчеты по чертежам и эскизам; конечный продукт
– презентации (Приложение 1.
Арифметическая прогрессия и простой процент; Приложение 2.
Геометрическая прогрессия и сложный процент; Приложение 3.
Последовательность Фибоначчи; Приложение
4. Золотое сечение).
Информационные технологии: учебная литература,
ресурсы сети Интернет, MS Office Word, Power Point, Excel.
Автор: Славинская Г.Н., МОУ СОШ №1, г.
Малоярославец, Калужская обл.
Планирование проекта
Учащиеся должны уметь составить математическую модель для решения несложных практических задач, используя знания, полученные при изучении темы «Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии.», что пригодится им на ГИА, разовьет их логические способности. Необходимо обратить внимание учащихся на связь искусства, архитектуры, красоты окружающего мира с последовательностями.
Этапы работы.
Этап 1. Постановка проблемы, обозначение направлений исследовательской деятельности, формирование групп.
Действия учителя:
– называет тему проекта «Числовые последовательности в окружающем нас мире» и направления исследовательской деятельности учащихся:
- арифметическая и геометрическая последовательности;
- последовательность Фибонччи;
- золотое сечение.
– рекомендует источники информации;
– корректирует состав групп.
Действия учащихся:
– выбирают направление деятельности;
– объединяются в группы по 2-3 человека.
Этап 2. Разработка плана работы, уточнение сроков, распределение обязанностей в группах.
Действия учителя:
– оказывает помощь в планировании и
распределении обязанностей;
– оговаривает сроки выполнения пунктов плана;
– знакомит с критериями оценки;
– назначает время консультаций;
– предлагает свои рекомендации.
Действия учащихся:
– разрабатывают план действий;
– распределяют обязанности в группах.
Этап 3. Сбор информации.
Действия учителя:
– оказывает консультативную помощь по отбору
информации;
– предлагает направления поиска информации.
Действия учащихся:
– работа с различными источниками информации
(литература, сеть Интернет);
– сбор и корректировка информации по выбранной
теме;
Этап 4. Выполнение практической части задания.
Действия учителя:
– направляет деятельность учащихся;
– предлагает свои идеи;
– уточняет сроки завершения работы;
– проводит консультации по группам.
Действия учащихся:
– выполняют практическую часть задания;
– оформляют результаты исследований, задачи;
– готовят презентации и планы выступлений;
– используют ИКТ: интернет, копирование и
хранение информации, сканер, принтер, съемные
носители информации, программное обеспечение.
Этап 5. Защита проектов и оценка результатов.
Действия учителя:
– просматривает и оценивает работы учащихся;
– выбирает в каждой теме по одной лучшей работе
для показа в классе и для выступления для
школьной научной конференции.
Действия учащихся:
– отбирают материалы для защиты работы;
– завершают работу над презентацией;
– назначают докладчика;
– оценивают свою работу;
– используют ИКТ: интернет, орг.технику,
программное обеспечение.
Ожидаемые результаты:
- умение распознавать последовательности;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- видеть в красоте окружающего мира математические закономерности;
- использование ИКТ- технологий;
- развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы, культуры работы в группе.
Учебно-методические материалы
Учебные материалы.
- Поисковые системы сети Интернет: http://www.yandex.ru , http://www.rambler.ru , http://www.google.ru;
- Учебная литература;
- Энциклопедии и справочники.
Методические рекомендации
В процессе работы над проектом необходимо
добиться осознания учащимися практической
значимости изучаемой темы. С этой целью,
стимулируя самостоятельность учащихся, учитель
должен направлять их деятельность, предлагать
темы практической части работы.
По теме «Арифметическая и геометрическая
прогрессии» предложить рассмотреть задачи на
простые и сложные проценты, которые широко
востребованы в работах ГИА и ЕГЭ. По теме
«Последовательность Фибоначчи» – составить
программу на языке Турбо Паскаль по расчету
чисел Фибоначчи. Тему «Золотое сечение» связать
с архитектурой города.
Преподавателю следует предложить учащимся
широкий выбор литературы. Обратить внимание на
способность из большого объема информации
выделить главное, соответствующее теме задания.
Необходимо учитывать возрастные особенности и
аккуратно руководить исследовательской
деятельностью учащихся, подчеркивая
уважительное отношение к их мнению. Во время
консультаций обращать внимание на
математические закономерности, связанные с
последовательностями, в окружающем нас мире,
искусстве, архитектуре.
Учащиеся 9-х классов имеют навыки составления
презентаций. Учитель может предъявлять более
высокие требования к оформлению презентаций.
Руководство для учащихся
- Используя различные источники информации, необходимо ознакомиться с темой проекта «Числовые последовательности в окружающем нас мире».
- Отобрать информацию, относящуюся к теме Вашей работы, тщательно изучить ее в индивидуальном порядке.
- Обсудить эту информацию в группе, выработать план работы по выбранной теме, распределить обязанности в группе.
- Продумать практическую часть работы и приступить к ее выполнению.
- Отобрать материал для презентации.
- При подготовке презентации, учесть требования по оформлению слайдов.
- Во время представления презентации обратить внимание на краткость, доступность, грамотность изложения.
Итоги проектной деятельности по теме "Числовые последовательности в окружающем нас мире"
Изучение темы "Числовые последовательности в окружающем нас мире" проводилось в соответствии с современными тенденциями развития образования в форме проектной деятельности, что способствовало формированию следующих компетенций учащихся:
- культуры работы в группах;
- информационной компетентности;
- умения использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни;
- навыки самостоятельной и исследовательской работы.
Учащиеся научились видеть в красоте окружающего мира математические закономерности; с иной точки зрения смотреть на архитектуру родного города; получили навык несложных архитектурных расчётов по чертежам и эскизам.
Учащиеся ещё раз вернулись к задачам на проценты, так часто встречающимся в заданиях ГИА и ЕГЭ; увидели связь банковских расчётов с изучаемыми прогрессиями.
Использовался дифференцированный подход при формировании групп, постановке задач в каждой группе, распределении обязанностей внутри группы.
Конечным продуктом каждой группы являются презентации, которые показали глубину теоретических знаний по теме и умение применить полученные знания в практической деятельности.