Цели урока:
- подробно изучить реакцию нейтрализации (теоретически и практически);
- сформировать у школьников химическое мышление, интерес к предмету;
- активизировать их познавательную деятельность.
(слайд 1-2)
Оборудование
гидроксид натрия,
соляная кислота, лакмус, штатив, бюретка,
термометр, спиртовка, чаша для выпаривания,
тигельные щипцы.
(Урок сопровождается презентацией)
План урока
- Фронтальный опрос: работа с таблицей "Название и формулы кислот".
- Сообщения учащихся на тему "Кислоты вокруг нас".
- Демонстрационный опыт "Титрование".
- Лабораторный опыт "Отношение кислот к нерастворимым основаниям"
Ход урока
Структура урока | Содержание повторяемого и изучаемого материала | Методы и формы работы |
Введение | Сегодня отправимся в путешествие на поезде в гости к кислотам. Мы побывали у оксидов, оснований, солей, а теперь едим к кислотам. Наша задача как можно больше узнать о них. Итак, кислоты - это сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов. | В таблице "Кислоты" выбрать формулы одно-, двух-, трех-основные кислоты |
Постановка проблемы | Чем интересны кислоты? Нужны ли они
природе, человеку? Наш поезд прибывает на станцию "Информационная" (слайд 3) Презентация. |
|
Основная часть | С какими кислотами мы проводили опыты? Что интересного нашли о них в дополнительной литературе? Встречались ли где-нибудь с кислотами, кроме уроков химии? | Сообщения учащихся "Кислоты вокруг нас" |
Постановка проблемы | Важное свойство кислот и оснований - это взаимодействовать друг с другом. Так ли это? | |
Демонстрационный опыт "Титрование" | В раствор соляной кислоты добавляем
лакмус. Из бюретки по каплям приливаем гидроксид
натрия до изменения окраски на фиолетовую.
Термометр опущен в стакан с раствором соляной
кислоты. Выпариваем раствор после титрования. Составляем уравнение реакции и поясняем, почему она называется реакцией нейтрализации (образование соли и воды), почему её сле-дует рассматривать как частный случай реакции обмена. Прибываем на станцию "Лабораторная". |
(слайд 4)
(слайд 5) |
Новый проблемный вопрос | Могут ли нерастворимые в воде основания взаимодействовать с кислотами? | (слайд 6) |
Лабораторный опыт "Взаимо-действие кислот с нерастворимыми основаниями" | Учащиеся работают по группам. 1 группа. Гидроксид меди(II) с растворами кислот(соляной, серной, азотной). 2 группа. Гидроксид железа(III) с растворами кислот(соляной, серной, азотной). Затем учащиеся составляют уравнения реакций, совместно проверяют и делают общий вывод. |
Групповая самостоятельная работа
учащихся (слайд 7) |
Закрепление: | 1.Какие реакции называются реакциями
нейтрализации? 2.В чём заключается сущность этой реакции? |
Мини-тест |
Дом. задание | У В.В.Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигаются в небе, значит, это кому-то нужно. Если химики изучают реакцию нейтрализации, то следовательно, это кому-то нужно. Напишите небольшое сообщение, в котором на примерах нужно показать значение реакции нейтрализации в реальной жизни, в её богатстве и разнообразии. | (слайд 8) |
Мини-тест
1. Какие реакции относятся к реакциям нейтрализации?
А) NaOH + HCl = NaCl + H2O;
Б) CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O;
В) AgNO3 + HCl = AgClv + HNO3;
Г) H2SO4 + Ca(OH)2 = CaSO4 + 2 H2O.
2. Какую мерную посуду используют для проведения демонстрационного опыта "реакции нейтрализации"?
А) цилиндр;
Б) бюретка;
В) пипетка;
Г) колба.
3. Какую окраску лакмус приобретет в кислой среде?
А) малиновую;
Б) жёлтую;
В) красную;
Г) бесцветную.
4. Укажите порядок действий при проведении реакции нейтрализации.
А) налить в колбу кислоту;
Б) по каплям приливать раствор щелочи;
В) выпаривать раствор;
Г) прилить индикатор.
5. Что необходимо сделать при случайном попадании раствора кислоты на кожу руки?
А) промыть большим объёмом воды;
Б) вытереть салфеткой;
В) пойти в медпункт;
Г) промыть 2%-м раствором питьевой соды.
Учёт знаний, умений и навыков во время лабораторного опыта
Фамилия учащегося | Техника выполнения работы | Качество отчёта (ур-ия реакций, вывод) | Общая культура труда (аккуратность) | Итоговая оценка |