Цели:
Образовательные:
- продолжить работу по формированию правильных представлений учащихся о простом осложненном предложении;
- научить определять структуру простого предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания, формировать навык нормированного употребления однородных членов предложения.
Развивающие:
- развивать умение отбирать нужные
лексико-грамматические средства для каждой
конкретной речевой ситуации;
- развивать познавательную активность,
творческие способности;
- развивать коммуникативные качества.
Воспитательные:
- воспитать активную личность, способную
свободно писать и говорить;
- воспитать уважительное отношение к языку;
- привить любовь к родному краю, стране.
Оборудование: учебник русского языка под редакцией В.В.Бабайцевой; С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка; карточка самооценки; мультемедийное оборудование.
ХОД УРОКА
- Актуализация опорных знаний
Глоссарий:
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение.
Простое предложение – предложение, состоящее из одной грамматической основы.
Пунктуация – раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.
Пунктограмма – место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило.
Однородные члены предложения – члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом.
2. Проверка домашнего задания
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы и пила.
И топор, и два сверла,
Молоток, рубанок,
ДолотО ,фуганок.
Вот и стал я столярОм,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер.
(С.Я.Маршак)
- Чтение стихотворения.
- Элемент исследования. Лексический разбор слов: сверла, рубанок, долото, фуганок.
- Проверка выполнения заданий упражнения:
- Для какой темы по синтаксису и пунктуации можно использовать текст С.Я.Маршака? (Постановка знаков препинания в ПП с однородными членами)
- Чтение стихотворения с расставленными знаками препинания.
- Составление схем 1, 2 предложений.
- Комментирование орфограммы “Безударная гласная в корне слова”.
- Запись темы урока. Формулировка цели урока.
4. Инсценировка.
Учитель. Ребята, представим, что мы находимся на студии телевидения, где проходит встреча с однородными членами предложения.
— Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?— спросил ведущий.
- На любые вопросы мы отвечаем только вместе.
- Что вы делаете в предложении?
- Выполняем работу одного из членов предложения.
- Кто из вас старший в группе?
- Мы все абсолютно равноправны и обычно подчиняемся нашему руководителю — одному из членов предложения. (На доске открывается предложение: Мастерская ремонтирует радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны, проигрыватели- участник сценки комментирует постановку знаков препинания) - Сейчас вы видите нашу работу в роли дополнения, а руководит нами Сказуемое ремонтирует.
- Можете ли вы работать без руководителя?
- Да, можем самостоятельно трудиться в роли подлежащего. (На доске предложение: Радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны и проигрыватели требуются всегда. - Участники комментируют постановку знаков препинания.)
— Наконец, что вы хотите пожелать нашим зрителям?
— Ставить между нами запятые, если мы не соединены союзами.
— А если есть союзы или обобщающие слова?
— Мы хотели бы, чтобы на этот вопрос ответили наши телезрители.
Учитель: Ребята, давайте вместе вспомним основные пунктограммы, связанные с постановкой знаков препинания в предложениях с однородными членами. Для этого я предлагаю вам прочитать стихотворения астраханских поэтов о родном крае.
5. Работа с текстом.
А) Леонид Чашечников
Астрахань.
Шел по дорогам я,(1)
бродил по тропам,(2)
Сгорал в июле,(3)
мерзнул в январе –
Пока на стыке Азии с Европой
Явился белый город на заре.
Б) Ольга Касимова.
Городу любви.
Мне с каждым часом все дороже
Всех славных мест, (4) что знаю я —
Столица Нижнего Поволжья, (5)
Святыня нежная моя.
Пернатый мир свои пенаты хвалит,(6)
А я - мои любимые хвалю
В горючей скорби, (7) в славе и опале –
Душою всей торжественно люблю...
За миражи,(8) за ветры, (9) за туманы,(10)
За новь и за седую старину,(11)
За грешные весенние дурманы, (12)
За волжскую певучую волну(13)...
- В приведенных стихотворениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
- Синтаксическая задачка
Учитель: Ребята, как вы считаете, можно ли определить число знаков препинания при однородных членах предложения по формуле х= п - 1 (где х -число запятых, а п- число однородных членов)? Попробуйте выполнить это действие.
А) 3 = 4-1
Б) Почему мы не можем определить число запятых в этом П? Как соединены 4 и 5 однородные члены? (попарно)
При однородных членах предложения запятая не ставится перед союзом, который объединяет однородные члены в пары.
6. Словарная работа (доска).
Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка, собачонка.
7. Лингвистическая задачка.
Учитель: Друзья, составьте, пожалуйста, начало текста, используя данные слова в той же последовательности, какой они записаны.
• Из какого стихотворения С.Я.Маршака
использованы слова в словарном
• Давайте вместе это шуточное произведение.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
- Какими членами предложения выступают словарные слова?
- Как они связаны между собой?
- О чем сигнализирует одиночный союз И, употребленный в конце ряда однородных членов предложения?
Сравните данное предложение с предложением из этого же стихотворения
Уложен багаж:
Диван,
Чемоан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
- Что общего между этими предложениями и что их различает?
- Одинаково ли значение слова багаж в том и другом предложении?
- Какая пунктограмма возникает в этом предложении?
(“Знаки препинания при обобщающих словах”)
8. Сжатый пересказ. Задание: передать содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которым должно быть обобщающее слово.
В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили и собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.
(И.Соколов-Микитов)
9. Творческий диктант.
Задание: изменить 2-е предложение так, чтобы богатство осенних красок чувствовалось в нем сильнее (т.е. соединить однородные члены предложения повторяющимся союзом И).
Необыкновенным богатством осенних красок славится осина. Листья этого скромного деревца могут быть багряными, алыми, лимонными, черными, серыми, даже белыми.
(По Н.Надеждиной.)
10. Логико-стилистические нормы употребления однородных членов предложения.
1) Жильцы требовати ликвидации неполадок и ремонта.
2) Газета обратилась с призывом к молодежи и к девушкам города Астрахани.
- Прочитайте П.
- Соединяет ли союз И однородные члены предложения?
- Что в этих предложениях неверно?
1) Чего требовали жильцы? (Требовали и ликвидации неполадок, и проведения ремонта, а не ликвидации ремонта)
2) В этом предложении говорится, что молодежь - это не девушки, и наоборот: девушки не входят в состав молодежи ВЫВОД: чтобы избежать путаницы при употреблении однородных членов предложения необходимо определить логическую связь между отдельными однородными членами.
11. Рефлексия
Карточка самооценки ____________________
№ п/п | Тема |
Оценка |
О1 | Глоссарий. Актуализация опорных знаний |
|
О2 | Проверка домашнего задания | |
О3 | Работа с текстом (задание по типу ГИА) В приведенных стихотворениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения. |
|
О4 | Синтаксическая задачка | |
О5 | Лингвистическая задачка | |
О6 | Сжатый пересказ. Текст И.Соколова-Микитова |
|
О7 | Творческий диктант Текст Н.Надеждиной |
|
О8 | Логико-стилистические нормы употребления однородных членов предложения | |
6 | ОЦЕНКА ЗА УРОК (рассчитывается по формуле: (О1+О2+О3+О4+О5+О6+О7+О8): 8 = = Средний балл) |
См. приложение 1.