Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
- Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животном миром, значением природы данной зоны для человека, ее использование.
- Учить использовать современную технику на уроке.
- Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать изученный материал, работать с дополнительной литературой, гербарием.
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- презентация " Природная зона – тундра";
- видеофильм "Тундра";
- аудиозапись "Увезу тебя я в тундру";
- кроссворд "Арктика";
- учебник "Мир вокруг нас", 4 класс, авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов;
- карточки для игры.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в путешествие отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать:
Кроссворд нам надо разгадать.
Кроссворд:
арк
т ика
т у пик
тюле
н ь
ль д а
р ачки
Вр а нгеля
- Короткое название ледяной зоны. (Арктика)
- Птица с необычным красным клювом. (Тупик)
- Близкий родственник моржа. (Тюлень)
- Арктика – царство снега и … (льда)
- Пища рыб северных морей. (Рачки)
- Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)
3. Объяснение нового материала
Слайд 1
– Итак, цель нашего путешествия – тундра. Поможет совершить нам это путешествие – современная техника. В путь!
Изучать тундру будем по плану:
- Название, изображение на карте.
- Особенности природы: климат, растительный и животный мир (стр. 74-79).
- Население, деятельность людей (стр. 80-83).
- Охрана природы (стр. 83).
- Экологические проблемы (стр. 82).
– Посмотрите на карту (стр.60-61.)
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на
тысячи километров длину и сотни километров в
ширину тянется безлесная полоса тундры.
Расположена она на материке Евразия.
В переводе с саамского означает "безлесная
равнина".
В переводе с финского языка "Бесплодная,
враждебная".
Климат
Слайд 2
Суров климат тундры: уже в сентябре здесь
начинается зима, которая длится дольше, чем
учебный год, а лето очень короткое и прохладное.
Круглый год дуют сильные ветры, а зимой бушуют
вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Нередко
термометр показывает 40, 50, а то и 60 – градусов
ниже нуля. Под снегом замерзшая земля, которая
даже летом оттаивает на 10-15 см, а ниже вечная
мерзлота. Говорят, что год тундры делится на две
части: снежную и мокрую. Вода не испаряется и не
впитывается в землю, а остается, по этой причине в
тундре много болот.
Составим схему:
- Тундра
- Равнина
- Вечная мерзлота
- Суровая зима
- Прохладное короткое лето
- Что же растет и кто живет в таких суровых условиях?
Растительный мир
Слайд 3
– Какие растения растут и как
приспособились? Рассматривание
иллюстраций и чтение материала на стр. 74-77
учебника.
– Итак, в тундре растут: карликовая береза,
полярная ива, морошка, голубика, брусника, мхи и
лишайники. (Олений лишайник – ягель)
Слайд 4
– Как приспособились?
– Все растения низкорослые и с мелкими листьями,
растут группами и стелются по земле, имеют
небольшие корни. Это защищает их от вымерзания,
сильных ветров.
Животный мир
Слайд 5
– Каких животных можно встретить в тундре?
- Сообщение о песце. Слайд 6
- Сообщение о леммингах. Слайд 7
- Сообщение о северном олене. Слайд 8
– Каких птиц можно встретить в тундре? (Работа с учебником – стр77-79).
Слайды 9, 10
– Как животные приспособились к жизни? Слайд
11 (У птиц густое оперение и защитная белая
окраска, у зверей – густой мех)
– Как взаимосвязаны растительный и животный мир?
Восстановите цепи питания. Слайды 12,13
– В тундре издавна живут ненцы и чукчи. Чем же они занимаются? Слайд 14
- оленеводством
- рыболовством
- охотой
- добывают полезные ископаемые
– Самый большой город в тундре – Норильск.
Природные богатства взяты под охрану, созданы заповедники, например Таймырский. Под особую охрану взяты редкие животные: стерх, тундровый лебедь, кречет, краснозобая казарка.
– Какие возникли в тундре экологические проблемы?
Слайды 15, 16
– Ответ на этот вопрос вы должны найти дома.
4. Закрепление пройденного
Игра " Найди правильную картинку".
5. Итог урока (Слайд 18)
– Путешествие в тундре закончилось. Спасибо за работу!
Выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 74-83. Заполнить таблицу в тетради для «Самостоятельных работ. Тундра».