Путешествие по природным зонам России. Тундра. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (795 кБ)


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
  • Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животном миром, значением природы данной зоны для человека, ее использование.
  • Учить использовать современную технику на уроке.
  • Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать изученный материал, работать с дополнительной литературой, гербарием.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • презентация " Природная зона – тундра";
  • видеофильм "Тундра";
  • аудиозапись "Увезу тебя я в тундру";
  • кроссворд "Арктика";
  • учебник "Мир вокруг нас",  4 класс, авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов;
  • карточки для игры.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока

В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в путешествие отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать:
Кроссворд нам надо разгадать.

Кроссворд:

                         арк т ика
                             т у пик
                      тюле н ь
                           ль д а
                                р ачки
                          Вр а нгеля

  1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)
  2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик)
  3. Близкий родственник моржа. (Тюлень)
  4. Арктика – царство снега и … (льда)
  5. Пища рыб северных морей. (Рачки)
  6. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)

3. Объяснение нового материала

Слайд 1

– Итак, цель нашего путешествия – тундра. Поможет совершить нам это путешествие – современная техника. В путь!

Изучать тундру будем по плану:

  1. Название, изображение на карте.
  2. Особенности природы: климат, растительный и животный мир (стр. 74-79).
  3. Население, деятельность людей (стр. 80-83).
  4. Охрана природы (стр. 83).
  5. Экологические проблемы (стр. 82).

– Посмотрите на карту (стр.60-61.)
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. Расположена она на материке Евразия.
В переводе с саамского означает "безлесная равнина".
В переводе с финского языка "Бесплодная, враждебная".

Климат

Слайд 2

Суров климат тундры: уже в сентябре здесь начинается зима, которая длится дольше, чем учебный год, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 – градусов ниже нуля. Под снегом замерзшая земля, которая даже летом оттаивает на 10-15 см, а ниже вечная мерзлота. Говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Вода не испаряется и не впитывается в землю, а остается, по этой причине в тундре много болот.
Составим схему:

  1. Тундра
  2. Равнина
  3. Вечная мерзлота
  4. Суровая зима
  5. Прохладное короткое лето
  6. Что же растет и кто живет в таких суровых условиях?

Растительный мир

Слайд 3

– Какие растения растут и как приспособились?  Рассматривание  иллюстраций и чтение материала на стр. 74-77 учебника.
– Итак, в тундре растут: карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, мхи и лишайники.  (Олений лишайник – ягель)

Слайд 4

– Как приспособились?
– Все растения низкорослые и с мелкими листьями, растут группами и стелются по земле, имеют небольшие корни. Это защищает их от вымерзания, сильных ветров.

Животный мир

Слайд 5

– Каких животных можно встретить в тундре?

  • Сообщение о песце. Слайд 6
  • Сообщение о леммингах. Слайд 7
  • Сообщение о северном олене. Слайд 8

– Каких птиц можно встретить в тундре?  (Работа с учебником – стр77-79).

Слайды 9, 10

– Как животные приспособились к жизни?  Слайд 11 (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех)
– Как взаимосвязаны растительный и животный мир?

Восстановите цепи питания. Слайды 12,13

– В тундре издавна живут ненцы и чукчи. Чем же они занимаются? Слайд 14

  • оленеводством
  • рыболовством
  • охотой
  • добывают полезные ископаемые

– Самый большой город в тундре – Норильск.

Природные богатства взяты под охрану, созданы заповедники, например Таймырский.  Под особую охрану взяты редкие животные: стерх, тундровый лебедь, кречет, краснозобая казарка.

– Какие возникли в тундре экологические проблемы?

Слайды 15, 16

– Ответ на этот вопрос вы должны найти дома.

4. Закрепление пройденного

Игра " Найди правильную картинку".

5. Итог урока (Слайд 18)

– Путешествие в тундре закончилось. Спасибо за работу!

Выставление оценок.

Домашнее задание: стр. 74-83. Заполнить таблицу  в  тетради для «Самостоятельных работ. Тундра».