Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуры мы помогает детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения .Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность.
Жизнь детей теснейшим образом связана
с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое,
обусловленное возрастными психическими
особенностями видение мира. Все многообразие
мира дети дошкольного возраста воспринимают не
так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И.
Чуковский, "словами, словесными формулами, а
маленькие дети - вещами, предметами предметного
мира. Их мысль на первых порах связана только с
конкретными образами". B детском фольклоре
находится ключ к пониманию возрастной
психологии, детских художественных вкусов,
детских творческих возможностей.
Детский фольклор представляет собой
специфическую область народного творчества,
объединяющую мир детей и мир взрослых,
включающую целую систему поэтических и
музыкально-поэтических жанров фольклора.
Русский фольклор вкладывает в сознание (душу) ребёнка национальное мировоззрение через те образы, в которых народ видит себя и свою судьбу, глядя в прошлое и подготавливая будущее. В фольклоре народ сохранил самое ценное, выражает свой взгляд на окружающий мир, отражает юмор, выражает свои горечи и печали, свою мудрость. Народная педагогика обобщает многовековой опыт семейного и общинного воспитания. В ней ведущими являются идея самореализующейся личности, умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.
Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым человеком.
Цель нашей работы - воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русской народной культуры, научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного народного творчества.
Задачи:
- побуждать интерес к произведениям устного народного творчества;
- приобщать детей к истокам русской национальной культуры;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;
- знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
- сформировать чувство национального достоинства;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;
Ожидаемые результаты:
- формирование адекватной самооценки; снижение тревожности
- формирование чувств национального достоинства;
- разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;
- формирование умения разрешать конфликтные ситуации, устанавливать новые контакты;
- повышение родительской компетенции.
Основой специально созданной развивающей среды является оборудованная в виде уголка “русская изба” (мини – музей “Русская горница”), где мы разместили предметы русского быта, игровой материал, куклы, игрушки, этнографические костюмы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики, помимо настоящих вещей в “избу” были помещены предметы, имитирующие реальные, например, печь – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это должно детям помочь понять, что они – часть великого русского народа. Приложение 1
Все эти старинные предметы пробуждают любопытство и желание узнать: что это? У детей возникает множество вопросов:
- для чего он нужен;
- как с ними играть, действовать;
- из чего он сделан:
- из каких частей состоит и т.д..
С этого начинается знакомство с русской культурой. Мы говорим с детьми об истории предмета, его назначении, как им пользовались на Руси (одновременно подбираем аналоги старинным предметам). Обогащение словарного запаса детей происходит с помощью проведения игр с экспонатами музея: выбери любой приглянувшийся экспонат и рассмотри его, подумай на что он похож, попытайся представить, чем раньше был этот экспонат и где он находился, определить. Какой у него характер, какое настроение у него в данный момент, сочини и расскажи небольшую историю о данном экспонате.
Работа с детьми проводится как на специально организованных занятиях (используется как часть занятия по всем видам деятельности), так в течение всего дня. (Раскрывая перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа, мы стараемся вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развить активность, любознательность, самостоятельность, раскрыть творческий потенциал каждого.)
Интегрированные занятия проводятся в группе – воспитателем совместно с логопедом, педагогом- психологом, музыкальным руководителем. Приложение 2
Педагог - психолог:
- Организует физминутки и динамические паузы на основе потешек и прибауток
- Занимается развитием общей и мелкой моторики
- Развитием мышления, внимания, речи, используя произведения русского народного фольклора
- Проводит занятия на развитие эмоционально - волевой сферы
Педагог - психолог использует:
- игровые приемы
- обыгрывание песен, стихов, загадок; используются театры бибабо, пальчиковый театр, настольный театр.
- сюрпризный момент;
- речевые игры;
- оживление персонажей.
Эти приемы помогают активизировать внимание детей, интерес, желание слушать, смотреть и повторять. В фольклорных “мелочах” заложено игровое начало; многие потешки сопровождаются движениями детей, подвижными играми. В двигательной деятельности фольклор используется для развития эмоциональной сферы, для развития активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера. Учит управлять своим телом, начинает осознавать свои силы, растет его вера в них. Это формирует чувство уверенности в себе.
В игровой деятельности устное народное творчество используется, чтобы раскрыть ребенку возможность взаимодействия с окружающей средой, преобразовывать ее и себя. Обеспечивать эмоционально – психологический комфорт. Использование фольклора помогает ребенку развить сюжет, украсить игру.
Особое место в языковом восприятии занимаю волшебные сказки. С их помощью дети глубже проникают и понимают образность и богатство русского языка. Читая сказки - дети изображают персонажей в действии: варят кашу в чугунке, пользуются ухватом, носят воду на коромысле, как это делали в старину. Необычные поначалу предметы при использовании в игре, доставляет детям большую радость. Вы бы видели, как радуются дети каждой новой сказке. “Ни дня без сказки и сказочного волшебства” - наш девиз.
Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли. В народных сказках отраженны “ уникальные традиции и опыт творчества”. Во всех народных сказках есть нравственно- этические принципы. Сказка учит жить. Сказка позволяет ребенку да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Традиционным итогом работы специалистов с детьми являются праздники, досуги и театрализованные представления. Где дети используют весь изученный и накопленный опыт в захватывающей игровой форме с незабываемыми переживаниями и эмоциями. Именно здесь видна связь специалистов друг с другом и с родителями и результативность проведенной работы. Вместе с родителями, детьми и педагогами мы проводим: “В гостях у мастеров” ,театрализованные игры и игры - драматизации , “В музее народной игрушки” , “Посиделки” . В организации и проведении тематических мероприятий родители детей принимают самое активное участие (подбирали материалы, изготавливали костюмы и атрибуты старинного быта, совместно с детьми мастерили старинные куклы в домашних условиях по заданию воспитателя) приложение 3.
Такая системная работа - богатейший материал для развития культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, нравственно - патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Литература
- Г.В.Лунина “Воспитание детей на традициях русской культуры”.
- Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия “Народная культура как целостное мировоззрение”. – Белые альвы, 2005.
- Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004.
- Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.