Мнемотехника как прием обучения в различных видах речевой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


"Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам-он будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их
усвоит на лету."

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Не для кого не секрет, что у детей существуют следующие проблемы в речевом развитии, а именно:

- скудный словарный запас;

- неумение согласовывать слова в предложении;

- нарушение звукопроизношения;

- неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- неумение утверждать свои обоснования и делать логические выводы, а так же отсутствие навыков культуры речи. Как же помочь детям в существующей проблеме речевого развития. Как научить их связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Пересмотрев множество литературы, изучив работы коллег, работающих по данной теме, а так же, взяв за основу опыт работы Т.М. Бондаренко, Т.А .Ткаченко, В.К. Воробьевой, я выбрала метод мнемотехники, как эффективный материал в развитии речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Что же такое мнемотехника? Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Цель-развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи,а так же развитие творческого познания. Как любая работа строится от простого к сложному.

Начала работу с детьми раннего возраста с применением мнемоквадратов. С их помощью ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами видим, руками определяем форму, материал, носом чувствуем запах, ушами-слышим звуки, речь. И уже на основе этого выстраиваем общение с ребенком. Далее шло крокирование слов-предметов. Это формирует умение воспроизводить представление об объекте. Например, показывая карточку с изображением дедушки или бабушки, дети рассказывают, что дедушка старенький, с усами, бородой, бабушка в платочке.

В младшем возрасте идет формирование сенсорных навыков, и дальнейшая работа была продолжена по составлению мнемодорожки. При рассказывании сказки, небольшого рассказа, а так же при составлении описательного рассказа по временам года, вводила модели- заместители, что вызвало большой интерес у детей и желание самостоятельно рассказывать о каком-нибудь сюжете или герое. От отдельных словарных упражнений дети стали переходить к составлению связных высказываний.

В старшем возрасте дети учатся устанавливать ассоциативные связи, поэтому от знаков и символов переходим к работе по мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить ее так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Использую при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных текстов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, песен. Сначала мы вместе с детьми беседуем по тексту, выбираем или совместно зарисовываем нужные элементы модели, затем последовательно располагаем их в единую модельную цепь, которая необходима при воспроизведении текста, над которым идет работа.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Параллельно с этой работой я провожу речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их. Хотелось бы остановиться на такой важной проблеме как умение детей рассказывать по картине. Работу по данному виду речевой деятельности я начала совсем недавно и хочу поделиться первыми положительными результатами. Проблема организации занятия по обучению рассказывания по картине состояла в том, что дети сначала слушали рассказ воспитателя(образец), а затем своих товарищей.

Содержание рассказов практически было одинаковое. Различие было лишь в количестве предложений или в их развернутости. Рассказы состояли из словосочетаний, подлежащее-сказуемое: "кошка лежит", "котенок пьет", "а другой играет", "а другой спит"; наличием слов-повторов ("ну", "потом", "вот":и т. Д), длительными паузами между предложениями. Но главное является то, что ребенок САМ НЕ СТРОИТ РАССКАЗ, а повторяет предыдущий с очень незначительным изменением. Постоянно приходилось делать скучающим детям замечания: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите хорошо, смотрите все на Колю, он рассказывает:" Этого требования хватало лишь на 30-40 секунд. Удавалось спросить только 4-5 детей, а остальные являлись пассивными слушателями. Хочу сказать, что более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине, у меня не было. Но такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. Тем более, что ребенок в школе должен уметь рассказывать по картине. И снова мне на помощь приходит мнемотехника. Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. На занятии я использую прием "подзорная труба", с помощью которой дети перечисляют видимые объекты.

Степень подробности может быть разной: очень подробной, когда дети выделяют все объекты и перечисляют их детали; просто подробной, где идет выделение основных и второстепенных объектов без деталей и неподробной - выделение только главных объектов. Этот прием особенно нравится детям. Ведь как здорово представить себя в роли капитана корабля, который пристально всматривается в даль в подзорную трубу. Нет ли на горизонте необитаемого острова. Все выделенные объекты мы быстро зарисовываем с помощью мнемосхем. Эти схемы располагаем на доске или на листе бумаги, что бы сохранилась общая композиция картины. Для определения деталей одного объекта использую приемы "Кто самый внимательный", "Аукцион" и др. Дальше дети учатся устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. С этой целью необходимо соединить выделенные объекты. Выбираем любые два, а дети объясняют кратким рассказом- рассуждением, состоящим из трех предложений, почему их можно соединить (объединить, подружить..) Объединять можно на уровне физических связей (касание, давление), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, не любит, заботится:), на уровне родственных связей (брат- сестра, мама- дети, бабушка- внуки..). Например, по картине "Саша и снеговик": снегирь и ветка - снегирь дружит с веткой, потому что снегирь сидит на ветке, он отдыхает; санки и лопатка- санки и лопатка дружат, потому что они у Саши в руках; снеговик и Саша - снеговик и Саша дружат, потому что они улыбаются друг другу, им весело; птицы в небе и синичка- птицы в небе не дружат с синичкой, потому что они летают, а синичка сидит на ветке...

Следующим шагом служит желание детей рассказать о выбранном объекте на основе мнемосхемы. Схемы дети выбирают по желанию. Например, (Даша Р. 4,9 лет), "Это снеговик. Он сделан из снега. На голове у него- ведро, оно зеленое, вместо носа у него морковка. А вместо глаз - угольки. Они черненькие. Еще у снеговика есть три пуговицы Это маленькие шарики. В руке у него метла. Снеговик веселый". Когда таким образом дети расскажут о всех выбранных объектах далее идет объединение мини- рассказов. Мнемосхемы служат уже планом будущего рассказа. Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов методов, дидактических игр и упражнений, наглядных пособий дает свои результаты: у детей увеличился словарный запас слов, ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление. Свободно могут составлять рассказы из четырех- пяти предложений. Хочу подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это- прежде всего как начальная, "пусковая", наиболее значимая часть дальнейшей работы.

Приложение 1. Мнемотаблица к стихотворениям

Приложение 2. Мнемотаблица к рассказу

Библиография.

  1. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов
  2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи/ Логопед. 2008.№4.
  3. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004. №6.
  4. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. , 2005.
  5. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004.№2.