Цели:
- учить составлять уравнения по данным задачи; решать уравнения, в которых неизвестное находится в обеих частях уравнения;
- продолжить формирование вычислительных навыков;
- через решение задач, постановку дополнительных вопросов и заданий развивать творческую и мыслительную деятельность учеников, их интеллектуальные качества;
- прививать интерес к математике, воспитывать веру в свои силы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей.
Давайте вместе прочитаем тему урока "Решение задач с помощью уравнений". А теперь посмотрите на портреты знаменитых людей, оставивших неизгладимый след в истории общечеловеческой культуры. Кого из них вы узнали? (Представить портреты известных учёных-математиков)
Тема урока будет связана с именами этих людей. Но большую часть времени мы посвятим неизвестному пока для вас древнегреческому математику, достигшему наибольших успехов в развитии учения об уравнениях. Из его работ наиболее важной является "Арифметика", из 13 книг которой 6 сохранилось до наших дней.
В сохранившихся книгах содержится 189 задач с решениями. Все задачи решаются с помощью уравнений. Недаром один известный поэт сказал о нем:
"Посредством уравнений,
Он уйму всяких разрешил проблем.
И засуху предсказывал, и ливни.
Поистине его познанья дивны".
В этом четверостишии выделены слова: уравнения, проблема. Объясните смысл этих слов.
Сегодня мы на уроке посредством уравнений попробуем решить некоторые проблемы. Прочитайте еще раз тему урока. Вдумайтесь в ее формулировку, вспомните начало урока. Сформулируйте проблемы, которые нам необходимо будет решить при изучении этой темы.
3. Актуализация знаний.
Узнать имя древнегреческого ученого, внесшего большой вклад в развитие математики, вы сможете, если напишите математический диктант. Имя зашифровано с помощью заданий, которые позволят не только разгадать шифр, но и потребуются в дальнейшем при решении задач.
Шифр (записан на доске).
1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ И х=4; х=-4 х=6; х=-6 Ф х=12 х=36 Д х=-0,6 х=-0,3 О любое число является корнем уравнения любое число является корнем уравнения Н 40 16 А нет корней нет корней Т оставшаяся оставшаяся
Задания диктанта.
Решите уравнения:
3х+1,8=0 | 1,5+5х=0 | Д |
|х|=4 | |х|= 6 | И |
7а-5=-5+7а | 4-9с=-9с+4 | О |
1/6 х+ 1/12 х=3 | х- 1/12 х=33 | Ф |
|х|=-1 | |х|=-8 | А |
Найдите | Найдите | |
2/3 от 60 | 4/7 от 28 | Н |
- | - | Т |
Проверка диктанта.
Кто отгадал имя ученого?
Поставьте себе оценку за математический диктант.
Оценка | Количество "+" | Количество "- " |
5 | 6 | 0 |
4 | 4-5 | 1-2 |
3 | 3 | 3 |
Раздать памятки для решения задач, проговорить этапы решения задач. (Приложение 1.)
4. Поиск решений новых заданий. (Приложение 2.)
а) История сохранила мало сведений о жизни Диофанта. До сих пор не известны ни дата рождения, ни дата смерти. Полагают, что он жил в III веке нашей эры. Все, что известно о Диофанте, взято из записи на его гробнице - надписи, составленной в форме математической задачи.
Задания.
- Расскажите своими словами, о чем идет речь в задаче.
- Назовите основной вопрос задачи.
- Какие еще вопросы можно поставить к условию этой задачи?
Варианты вопросов:
- Сколько лет длилось детство Диофанта?
- Во сколько лет родился у Диофанта сын?
- Сколько лет прожил сын?
- Сколько лет было Диофанту, когда умер сын?
- Сколько лет прожил Диофант?
Эту задачу мы будем решать с помощью уравнения. Способ решения подскажет великий Ньютон. Он говорил: "Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или величинам, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык математики".
Для этого нужно разбить текст задачи на смысловые строки. Каждая строка должна содержать только одну информацию о жизни Диофанта.
1. Разъяснить, как нужно работать с карточкой.
2. Учиться работать в парах (3 минуты).
Один ученик рассказывает о результатах работы. Остальные оценивают степень достоверности решения, исправляют ошибки.
3.
1/6х+1/12х+1/7х+5+1/2х+4=х
х+9=х; х-х=-9; 3/28х=9;х=84
Ответ: Диофант прожил 84 года.
Узнайте основные даты жизни Диофанта.
Детство - 14 лет
Подбородок покрылся пухом - 21 год
Был бездетен - 33 года
Сын родился - 38 лет
Жил сын - 42 года, Диофанту было - 80 лет.
б) Решите задачу, предложенную маленькому А.С. Пушкину великим полководцем А.В. Суворовым, гостившим в доме Ганнибала. (Приложение 3).
х+х+1/2х+1/4х+1=100
2х+/3/4х=99
2 3/4х=99
х=36
Ответ: 36 гусей.
5. Подведение итогов урока.
- Ребята, давайте обсудим, что сегодня нового на уроке вы узнали?
- Чему учились и научились?
- За что можете похвалить себя и одноклассников?
- Попробуйте поставить цели на следующий урок.
6. Домашнее задание: "Задача Пифагора". (Приложение 4).
Приложение 1.
Памятка "Этапы решения задач". Детально рассмотреть отдельные данные с целью выяснения их смысла. Разбить текст задачи на смысловые строки. Перевести задачи с родного языка на язык математики. Составить уравнение. Решить уравнение. Проверить решение при помощи сопоставления результата с отдельными частными условиями задачи или исследования результата на правдоподобность. |
Приложение 2.
Задача Диофанта |
Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать могут, О чудо, сколь долог был век его жизни. |
Часть шестую его представляло прекрасное детство. |
Двенадцатая часть протекла еще жизни - покрылся пухом его подбородок. |
Седьмую в бездетном браке провел Диофант. |
Прошло пятилетие! Он был осчастливлен рождением прекрасного первенца сына. |
Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал по сравненью с отцом. |
И в печали глубокой Старец земного удела воспринял, Переживши года четыре с тех пор, Как сына лишился. |
Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть воспринял Диофант? |
Приложение 3.
"Задача Суворова" "Летела стая гусей, а навстречу им гусь. - Здравствуйте, сто гусей,- говорит им гусь. - Нас не сто, - отвечают они. - Вот если бы нас было еще столько, сколько есть, да пол столько, да четверть, да ты с нами, тогда было бы сто". Сколько гусей было в стае? |
Приложение 4.
"Задача Пифагора" "Половина моих учеников изучает математику, четверть изучает природу, седьмая часть проводит в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы". Сколько учеников в классе у Пифагора? |