Действующие лица.
- Взрослые-родители:
- Ведущий,
- Шаман,
- Командир,
- Пилоты.
- Дети-участники.
Оформление зала: чум, нарты, светильник в виде костра, бутафорские грибы и елки, бубен,
Реквизит: шапочки с изображением евражек (по количеству детей, шапочка полярной совы, национальные костюмы народов Севера для танца (4-для девочек, 4-для мальчиков); карта Ямала; бубен для Шамана;
(Стулья моделируют расположение кресел в самолете, впереди - два пилота.).
Ход праздника
Звучит фонограмма песни “Как поживаешь, Уренгой?”,
(CD “Новый, новый, новый…”, музыка и слова Ю.Сафикановой или по выбору музыкального руководителя)
дети входят в зал, выстраиваются в четыре колонны.
Ведущая: Ребята, все мы с вами живем на Крайнем Севере. Что известно вам о нем?
Ребенок: Кто из вас бывал на Севере?
Что известно вам о нем?
На далеком белом севере даже ночь бывает днем!
Север – это звон упряжек, и под снегом мерзлый мох
Север – это край где пляшет над ярангами дымок.
Север – это в небе синем тарахтящий вертолет,
Север – это крик гусиный, это вьюга, это лед!
Приглашаем вас в Олению, приглашаем вас в Снежинию,
В интересную Тюлению, в неизвестную Моржинию!
Ведущая: Ребята, сегодня мы будем путешествовать по городам Ямало-Ненецкого Автономного округа. Мы будем знакомиться с городами Полярного круга.
Давайте отправимся в путешествие в город Салехард! Посмотрите на карте, где он находится. (дети подходят к карте ЯНАО, рассматривают) Название этого города переводится так: “Сале” - мыс, “Хард” - город. Город на мысу. А что такое мыс кто-нибудь знает? Мыс это часть суши. Посмотрите, здесь на карте проведена пунктирная линия, это Полярный круг. Мы отправимся прямо к самому Полярному кругу! Необъятен, суров Север! Не объехать его на машине. Да и на санях не под силу. А вот на самолете – быстро, весело, здорово!
(дети и родители занимают места в “самолете”)
Командир: Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Все дети:
В полет! В полет!
По синему небу! К Полярному кругу!
По краю земли! Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Ведущая:
Полетим мы в Салехард – город на мысу!
Мы увидим там, друзья, полярную красу.
Встретим новых мы друзей, песни попоем!
И расскажем всем о том, как дружно мы живем.
(Аудиокассета “Музыка, театр”, выпуск 1, “Весть-ТДА”, Москва,2001г.)
Ведущая: Вот мы и прилетели в Салехард! Салехард – центр Ямало-Ненецкого автономного округа. Салехард – с гордостью скажет вам любой его житель – единственный на планете город на Полярном круге. С давних времен Салехард был торговым центром Сибири и славился своей ярмаркой. На ярмарке продавали рыбу, мех и изделия, сделанные своими руками.
Ребята, что такое чум? (Жилище ненцев). Как называется одежда женщины, кто помнит? (Ягушка). А мужская верхняя одежда как называется? (Малица). А вот солнце на Ямале называют “хейро”. Я приглашаю всех поиграть в ненецкую народную игру “Хейро”.
Проводится игра “Хейро” (солнце).
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят “хейро”. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры. Все играющие должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал “Раз, два, три – в круг скорей беги!” те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Из чума слышатся звуки бубна, появляется Шаман, который играет на бубне.
Шаман: Я приветствую участников путешествия по Ямалу! Я – Белый Шаман! До сих пор сохраняю и передаю из поколения в поколение традиции древних народов Севера. Я приглашаю вас поиграть в древнюю игру “Белый шаман”.
Проводится игра “Белый шаман”.
Играющие ходят по кругу, пританцовывая. В центре круга водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
(игра повторяется несколько раз)
Ведущая: Наше путешествие продолжается. А полетим мы сейчас в Тазовск. Давайте посмотрим, где находится Тазовск на нашей карте, чтобы знать, куда нам лететь. (все подходят к карте) А что это за тоненькая синяя волнистая линия? (Это река). Верно, Тазовск находится у реки. Давайте отправимся туда. Прошу занять места в нашем самолете.
Командир: Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Все дети:
В дорогу! В дорогу!
По синему небу! К Полярному кругу!
По краю земли! Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Ведущая:
Полетим в поселок Тазовск,
Не скучаем мы в пути.
С высоты глядим на реку
Тазовск – “место у реки”.
(звучит фонограмма, гул самолета).
Ведущая: Итак, мы приземлились в Тазовске! Это поселок городского типа. Он также находится в Ямало-Ненецком Автономном округе. В районе этого поселка живут ненцы, так как это “место у реки”, ловят там рыбу. Давайте ловить рыбу вместе.
Проводится игра “Рыбаки и рыбки”.
На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Ведущая: В тундре живет хищная птица-охотник – полярная сова. Как вы думаете, на кого она охотится?
Дети: Она охотится на евражек.
Ведущая: Что это за зверьки, вы знаете? На кого они похожи?
Дети: Они похожи на маленьких мышек.
Ведущая: Вот наша игра и называется “Полярная сова и евражки”.
Проводится игра “Полярная сова и евражки”.
Правила игры. Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки. Под тихие удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры отмечают тех игроков, кто отличился большой выдержкой.
(музыка по выбору)
Ведущая: Уважаемые пассажиры, наше путешествие продолжается, приглашаю вас в самолет.
Командир: Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Все дети:
В дорогу! В дорогу!
По синему небу! К Полярному кругу!
По краю земли! Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Звучит аудиозапись “гула самолета”.
(Аудиокассета “Музыка, театр”, выпуск 1, “Весть-ТДА”, Москва, 2001г.)
Ведущая: Вот и прилетели мы в оленеводческое стойбище. Что такое стойбище? (Ответы детей). Это большое открытое пространство, а вдали видна тундра. Стойбище оленеводческое, значит, каких животных там содержат? (Оленей). Правильно, а что дает олень ненцам? (Еду и одежду). Кроме того, он выступает и как вид транспорта. Оленей впрягают в сани ненцев. Как называются эти сани? (Нарты).
Дети исполняют песню “Нарты спят”,
слова П.Явтысыя, музыка Ю.Юнкерова
Ведущая: Стада оленей кочуют с места на место в поисках пищи. Многие народы, которые живут на Севере, переезжают вслед за стадами оленей, ведут кочевой образ жизни. Дети оленеводов любят играть в игру “Олени и пастухи”
Проводится игра “Олени и пастухи”.
Все игроки – олени, на головках у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Ведущий: Традиционный дом ненцев легко собрать и разобрать, положить на нарты и увезти с собой. Ребята, а как называется дом ненцев? (Чум). Чум строится из шестов (тонких стволов деревьев) и покрывается сверху сначала брезентом, а затем дерном (кусками травы с землей) или шкурами. В середине чума – очаг, где готовят пищу, по краям – спальные места, есть низкий стол и иногда шкафчик, где хранится посуда. Национальная музыка народов Севера имеет свои особенности. Они берегут свои народные обычаи и, конечно, своеобразные танцевальные движения. И мы с удовольствием представляем танцевальную композицию на тему народной мелодии Севера.
Дети исполняют танцевальную композицию (по выбору музыкального руководителя) на тему народной мелодии Севера “Сенгакотця”
Ведущая: Сурова и непреклонна северная природа. Суровые, сильные ветры, низкая температура. Осень наступает рано, но зато сколько тундра приносит даров… Какую ягоду вы любите собирать осенью в тундре? (Ответы детей). А я люблю собирать морошку.
1 ребенок:
На осенней заре вновь раскрасилась тундра,
Словно в праздничный зал поджидает гостей.
И на мягком ковре успокоит, остудит
Голубичный бальзам, разнотравья постель.
Кто же ей подарил разноцветное платье
2 ребенок:
В ярко-желтых тонах, в гроздьях алых рябин?
И кого покорить собралась на закате
От заботы устав, поседев от седин?
3 ребенок:
Скоро выпадет снег и задремлет багульник,
Затуманятся очи уснувших озер.
Так возьми, человек, буйных красок разгулы,
Чтоб в полярную ночь грел рябины костер
Дети исполняют песню “ Морошка”, муз. Пляцковско, сл. Огдо Аксеновой
Ведущая: А теперь отправимся домой, в свой родной город. Как он называется? (Новый Уренгой). Прошу занять места в самолете.
Отправляемся в дорогу,
Возвратимся в город свой,
Самый лучший в мире этом -
Город Новый Уренгой!
Звучит аудиозапись “гула самолета”.
(Аудиокассета “Музыка, театр”, выпуск 1, “Весть-ТДА”, Москва,2001г.)
Ведущая: Ребята, вот мы и вернулись в Новый Уренгой!
Вам понравилось путешествие? В каких городах ЯНАО мы с вами побывали? Что интересного увидели?
(ответы детей)
Звучит фонограмма песни “Новый, новый Уренгой”
(или по выбору музыкального руководителя)
(CD “Новый, новый, новый…”, музыка и слова Ю.Сафикановой)