Одно из центральных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка, осознания себя и окружающего мира.
Наше дошкольное учреждение компенсирующего вида посещают дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата, имеющие речевую патологию.
Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Успех коррекционно-воспитательной работы в речевой группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности.
Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и специалистов учреждения.
В нашем дошкольном учреждении преобладает число воспитателей, не имеющих высшего педагогического образования, и их профессиональная подготовка не в полной мере отвечает потребностям комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей. Многие имеют большой педагогический стаж, однако работая с детьми, имеющими речевую патологию, опираются на сложившиеся стереотипы педагогической деятельности.
Перед нами обозначилась проблема: необходимость повышения качества коррекционной работы по речевому развитию детей, с одной стороны, и недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в коррекционной работе с другой.
Данная проблема определила цель и задачи.
Цель: оказание реальной действенной помощи воспитателям по вопросам коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задачи:
- создать систему методической работы, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей;
- определить содержание методической работы по данному направлению;
- обучить педагогов методам и приемам формирования правильных речевых навыков у детей с нарушениями речи;
- обогатить коррекционно-развивающую среду в группах.
Нами была выбрана форма методической работы – обучающие семинары, при которых необходимым условием является посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность. По окончании семинаров проводятся выставки, презентации игр и пособий, изготовленных педагогами по данной теме.
При таком построении материала педагог в работе с детьми сможет реализовать полученные практические умения, определяющие уровень работы по речевому развитию. Всё это расширяет границы профессиональной деятельности педагога и создаёт предпосылки для повышения его статуса.
Одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речевой патологии у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, посещающих наш детский сад являются различные формы дизартрии.
Мы знаем, что ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем, которое определяется характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.
Для таких детей характерно затруднительное выполнение целенаправленных движений, что приводит к малоразборчивой, смазанной, нечёткой речи с нарушениями звукопроизношения.
Их речь маломодулированная, интонационно неокрашенная, с нарушением мелодики.
Исходя из этого, первый цикл наших встреч с педагогами был назван: «Дизартрия. Особенности работы с детьми – дизартриками». Нами был составлен план работы методического объединения воспитателей логопедических групп на базе МДОУ «Детский сад № 182» на учебный год с привлечением специалистов учреждения. (Приложение 1)
В течение года были проведены три встречи с педагогами, на которых решались теоретические и практические вопросы. Теоретический блок освещался логопедами, а практический - позволил воспитателям реализовывать свои педагогические идеи в коррекционной работе с детьми, в изготовлении развивающих игр и пособий в рамках предложенной темы.
На первой встрече рассматривали тему: «Дизартрия. Развитие физиологического и речевого дыхания», в рамках которой разбирали вопросы:
- Что такое дизартрия.
- Причины, приводящие к дизартрии.
- Клинико – психологическая характеристика детей с дизартрией.
- Формы дизартрии.
- Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дизартриков. (Приложение 2)
Воспитатели пополнили и систематизировали имеющийся материал для развития речевого дыхания у детей. Инструктор по физической культуры поделился опытом проведения динамических пауз и подвижных игр с элементами дыхательных упражнений.
С целью выявления актуальности данной темы для педагогов и необходимости дальнейших встреч присутствующие заполнили анкету. (Приложение 3)
Во второй встрече раскрыли проблему «Развитие артикуляционной моторики и просодической стороны речи при дизартрии».
Логопедами было рассказано о необходимости развития артикуляционной моторики у детей дизартриков, даны методические рекомендации проведения артикуляционной гимнастики, и показан мастер класс.
Все педагоги охотно откликнулись на предложение подготовить материал по вопросу «Артикуляционная гимнастика в картинках и символах» и создали коллекцию новых демонстрационных пособий. Проявив своё творчество, воспитателями были придуманы новые артикуляционные сказки, которые они смогли впоследствии использовать в своей совместной работе с детьми.
Практические упражнения позволили педагогам сверить свои умения в проведении гимнастики с образцом показанным логопедом, а выполнение заданий для развития просодической стороны речи вызвали массу положительных эмоций.
Музыкальный руководитель рассказала об используемых в своей работе с детьми логоритмических упражнениях для развития просодической стороны.
При подведении итогов в рамках методического часа предлагалось провести самоанализ своей деятельности. Каждый педагог сопоставлял увиденное с тем, что делает сам, и понимал, что можно сделать лучше. Это помогло совершенствовать личностные и профессиональные качества.
В рамках последней встречи был рассмотрен вопрос: «Развитие произносительной стороны речи». Педагоги уточнили правильную артикуляцию часто нарушаемых детьми звуков, узнали их формы нарушения. Теоретический материал подкреплялся визуальным просмотром артикуляционных профилей, предложенных на слайдах. (Приложение 4).
По окончанию занятия педагогам были предложены карточки программированного контроля.
Итогом работы методического объединения стал оформленный воспитателями раздел «Звукопроизношение» коррекционного уголка. Все педагоги отметили, что коррекционно – развивающая среда в логопедических группах пополнилась играми и демонстрационными материалами.
Поиск ответов на вопросы, выполнение заданий и решение практически ориентированных задач, которые были включены в каждую тему, позволили педагогам повысить компетентность, узнать степень овладения ими полученных знаний по логопедии.