ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе "Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ - кружка юных краеведов - историков", рекомендованной Министерством просвещения СССР, 1988г. и краеведческой программы "Истоки", авторы - составители Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко.
Данная программа модифицирована с учетом регионального компонента. Наряду с изучением истории и традиций родного края, воспитанники объединения изучают, систематизируют сведения по истории школы, ведут своеобразную летопись.
Каждый человек должен знать, хотя бы кратко историю своих родных мест, окружающую местность, природу, прошлое и настоящее своего края. Любовь к малой родине это сильнейшее чувство, оберегающее нас от перипетий жизни.
Актуальность изучения данной образовательной программы в недостаточно высоком уровне патриотического сознания современных подростков.
Подлинный патриотизм человека воспитывается на любви к своему краю; знании его богатства, его особенностей, его истории.
Поэтому целью программы туристско-краеведческого объединения является: воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к малой родине, гордости за ее прошлое.
Задачи:
- Изучение истории школы.
- Повышение интереса подрастающего поколения к истории родного края.
- Приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности; формирование у них социальной позиции.
- Содействие патриотическому воспитанию детей.
Новизна данной программы в том, что основным направлением работы объединения является изучение истории школы. Основные факты из истории школы от момента образования до сегодняшнего дня известны. Одна из задач членов объединения сделать эту информацию доступной для всех желающих через создание в школе уголка и просветительскую работу (беседы, викторины, экскурсии).
Кроме того, деятельность объединения направлена на сбор сведений о настоящем школы, обо всем, что происходит в ней сегодня по таким направлениям, как:
- Выпускники, окончившие школу с медалями;
- Достижения учащихся в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- Школьные традиции;
- Учителя - бывшие выпускники школы.
Еще одним из направлений деятельности объединения является изучение родного края, а, именно, исследование архитектурных достопримечательностей, памятных мест поселка Демянск.
Программа рассчитана на детей 10 - 12 лет (учащихся 5-6 классов).
Срок реализации программы - 2 года ( 144 часа), 2 часа в неделю.
В объединении за счет часов, которые выделяются на двухдневные походы (в данной программе они не запланированы) предполагается более углубленная работа на занятиях и экскурсиях по темам "Наша школа" и "Краеведение", а также оформление собранных материалов и подготовка краеведческих выставок.
Формы работы:
- поисковая деятельность
- оформительская
- встречи с людьми, запись их воспоминаний
- организация экспозиций, выставок, стендов ("Традиции школы", "Летопись школы", "Люди, события, время:" и др.)
Ожидаемые результаты:
В конце обучения учащиеся объединения должны:
- знать и уметь вести архив, работать с архивными данными;
- уметь разрабатывать и проводить пешеходные экскурсии, беседы, викторины;
- уметь систематизировать, классифицировать и оформлять материал.
Формы подведения итогов реализации программы:
Наименование раздела | Формы подведения итогов |
Знакомство со сведениями по истории школы | - Проведение викторины в начальной
школе - Выпуск тематических стенгазет |
Работа над созданием летописи школы | - Создание уголка "История школы" - Оформление рукописной книги |
Краеведческая работа, посвященная п. Демянск | - Экскурсии - Оформление фотовыставки - Составление карты "Памятные места п. Демянск" |
Творческая деятельность | - Конкурс сочинений - Участие в краеведческих конкурсах |
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ | Содержание занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение в программу | 2 | 2 | - |
2. | Знакомство со сведениями по истории школы | 20 | 3 | 17 |
3. | Познавательные экскурсии | 10 | 2 | 8 |
4. | Работа над составлением летописи школы | 17 | 1 | 16 |
5. | Оформительская деятельность | 22 | 2 | 20 |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Всего: | 72 | 11 | 61 |
Содержание программы 1 года обучения.
1. Введение в программу.
1.1.Организационное занятие.
1.2.Вводное занятие. Цели деятельности, формы проведения занятий, подведения итогов.
2. Знакомство со сведениями по истории школы.
2.1.У истоков народного образования.
2.2.Школа после Октябрьской революции.
2.3.Школа в период Великой отечественной войны и послевоенный период.
2.4.50-60 г.г.ХХ века.
2.5. Проведение викторины "История моей школы"
3. Познавательные экскурсии.
3.1.Особенности сбора, обработки и хранения информации.
3.2.Экскурсии в краеведческий музей и архив.
3.3.Пешеходная экскурсия для младших школьников "Здания, в которых располагалась школа в разное время"
4. Работа над составлением летописи школы.
4.1.История пионерского движения
4.2.Учителя - бывшие выпускники школы.
4.3. Достижения учащихся.
4.4.. Медалисты школы
5. Оформительская деятельность.
5.1.История моей школы в вопросах и ответах.(выпуск стенгазеты)
5.2.Школьный калейдоскоп ( фотовыставка о буднях и праздниках).
5.3.Школьные традиции: вчера, сегодня, завтра.(выпуск стенгазеты)
5.4.Несколько строк из истории школы. (изготовление книжки-малышки)
6. Итоговое занятие.
6.1.Подведение итогов, определение задач и планирование работы на следующий учебный год
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№ | Содержание занятий | Количество часов | ||
всего | теор. | практ. | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Работа над летописью школы | 19 | 1 | 18 |
3. | Оформительская деятельность | 15 | 2 | 13 |
4. | Краеведческая работа, посвященная п. Демянск | 31 | 2 | 29 |
5. | Творческая деятельность | 5 | 1 | 4 |
6. | Подведение итогов | 1 | 1 | - |
Всего: | 72 | 8 | 64 |
Содержание программы 2 года обучения.
1. Вводное занятие
1.1.Организационные вопросы работы кружка. Цели деятельности, формы проведения занятий.
2. Работа над летописью школы
2.1.Медалисты школы.
2.2. Достижения учащихся.
2.3.Школьные традиции.
2.4.История пионерского движения.
2.5. Уголок истории школы
3. Оформительская деятельность.
3.1.Этапы истории Демянской школы (стенгазеты, листовки).
3.2.Школьный калейдоскоп (фотовыставка о делах, мероприятиях и событиях в школе).
3.3. "Чтобы помнили.." (фотовыставка о памятных местах, воинских захоронениях расположенных на территории п. Демянск)
4. Краеведческая работа, посвященная п. Демянск.
4.1. Архитектурные достопримечательности п. Демянск (разработка маршрута экскурсии)
4.2. Пешеходная экскурсия для младших школьников "Архитектурные достопримечательности п. Демянск"
4.3.Памятные места, воинские захоронения, расположенные на территории п. Демянск
4.4.Пешеходная экскурсия по местам боевой славы.
4.5.Составление схемы (карты) памятных и достопримечательных мест, памятников истории п. Демянск.
5. Творческая деятельность.
5.1.Конкурс сочинений, творческих работ "История моей школы", "История моего поселка"
6. Подведение итогов.
6.1.Итоги работы объединения. Награждение учащихся.
Методическое обеспечение.
Формы проведения занятий:
- беседы;
- игры;
- экскурсии;
- конкурсы;
- оформительская деятельность;
- встречи с людьми.
Материально-техническое оснащение.
- Архив школы.
- Фотоаппарат.
- Фотоальбомы.
- Листы бумаги А4
- Ватман
- Цветные карандаши, фломастеры
Литература.
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А.Г.Лазарева. Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь, 2002г.
- Сергеев И.С. Краеведческая работа в школе. М., "Просвещение", 1994г.
- Туристско-краеведческая работа в школе. Методические рекомендации.
- Васильев М.В. Демянск. - Лениздат, Новгородское отделение, 1985г. (Серия "Города Новгородской области")
- Страницы истории Демянского уезда(1824 - 1917гг): Сб. статей/Автор-сост.: Андреева Т.В. -В.Новгород, 2006
- Районная газета "Авангард"
- Пустовалова М.с. Демянск: страницы истории - Великий Новгород, 2006
- Демянску 600 лет. Легендами овеянный. Составители - Е.Краснопевцев, Т.Писарева, М.Пустовалова. Великий Новгород, 2006