Цели: Продолжить работу над таблицами сложения и вычитания в пределах 20.
Задачи урока:
- Образовательная: закрепить понятие однозначного и двузначного числа, познакомить учащихся с составом числа 12, повторить образование числа 11.
- Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, формировать основы знаний математический терминологии.
- Воспитательная: поддерживать интерес к предмету «математика».
Оборудование:
- Мультимедийная презентация;
- Учебник Н.Б. Истоминой «Математика, 2 класс», тетрадь;
- Карточки с цифрами;
- Музыка для физминутки с танцевальными движениями (для позвоночника);
- Физминутка для глаз (слайд 7);
- Массажёры для кистей рук;
- Треугольные модели десятков и круглые модели и единиц – у каждого ребёнка;
- Стихи к оргмоменту – собственного сочинения учащихся;
- Индивидуальные карточки «Домики» для записи состава чисел;
- Цветной мел.
Ход урока
I. Оргмомент.
См. Слайды 1, 2
а) Звучит музыкальный настрой для урока – «Песенка об арифметике»
«Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
А-риф-ме-ти-ка!...»
б) Дети читают хором с экрана мультимедийной доски четверостишие:
«Математике – привет!
Ты – любимый наш предмет!
Будем думать, вычислять
Знать предмет всегда на 5!»
II. Разминка.
Математический диктант на знание состава числа 11.
См. Слайд 3, 4
Дети прочитывают математические выражения, ответы записывают молча.
Проверяют по Слайду 2.
III. Новый материал.
– Какую закономерность вы заметили при выполнении первого задания?
– Все выражения подобраны на состав числа 11
– Как вы думаете, а какую тему мы рассмотрим сегодня на уроке?
– «Состав числа 12»
– Хорошо, но сначала мы поговорим о самом числе 12. Оно особенное! А что вы знаете об этом числе?
– В сутках 12 часов дня и 12 часов ночи. В году 12 месяцев. Первый космонавт Ю.А.Гагарин полетел в космос 12 апреля и т.д. (Выслушиваются ответы детей)
– Если вы знаете о пока немног, можно прочитать об этом в книгах, энциклопедиях. Я приготовила вам Слайд «Это интересно». Прочтите глазками.
– Число «12» – символ вечного цикла времени, завершенности и конечности.
– Дети, что вы знаете о самом числе 12?
– Ответы: это двузначное число, в разряде десятков стоит цифра 1, а в разряде единиц цифра 2.
IV. Физминутка для глаз.
Выполняется по Слайдам 7, 8
V. Продолжение работы по новой теме.
– Дети, почему наш «Домик – 11» такой коротенький, хотя случаев не 4, а 8? Ответьте, используя математическую терминологию.
– Ответ: Потому что можно использовать «перестановку слагаемых»
– Как вы ответите, если я спрошу: 11 – это 2 и сколько? 11 – это 5 и сколько?
– Ответ: Мы назовём соседей чисел: 2 и 9, 5 и 6 и т.д.
– Сегодня построим «Домик – 12». Посмотрите на доску, почему здесь отсутствуют числа 10 и 11?
– Ответ: Нам нужны лишь случаи с переходом через разряд.
VI. Практическая работа с моделями десятков и единиц.
– Можно обратиться за помощью к Слайдам 10–14
– «Запомни состав чисел 11 и 12» Слайд 15
VII. Физминутка для позвоночника.
Выполнить танцевальные движения под музыку.
VIII. Подготовительная работа к новой теме «Задача».
(Закрепление знания состава числа 12)
Задача Слайд 16
Анализ задачи
– Послушайте текст. Можно ли назвать его задачей?
– Да, есть условие и вопрос.
– Прочитаем условие! Прочитаем вопрос.
«Миша с Машей собрали 12 кленовых листочков. Покажи на схеме, сколько листочков собрал Миша, если у Маши 7 штук»
– Построим к задаче схему (Дети работают в тетради, для показа и проверки выходят к доске)
– Посмотрите на слайд!
– Кто прав, Миша или Маша?
– Какую схему выполнил ты?
IX. Итог.
Слайды 17-18
– Ответьте на вопросы наших друзей Миши и Маши.
– Что нового я узнал на уроке?
– Зачем надо знать состав чисел?
– Дети, если вы забыли состав числа, какой приём нам поможет сосчитать? (Дополнить 1-е слагаемое до 10, 2-е слагаемое разложим на части и прибавлять будем по частям)
– Сколько случаев надо запомнить?
– Каким правилом будем пользоваться для других случаев? (Перестановки слагаемых)
– Подумайте, хорошо ли я поработал?
– Встаньте те дети, кто хочет похвалить своего соседа по парте.
X. Дополнительно.
– А теперь в оставшееся время начнём коллективно составлять таблицу на вычитание. (Повторить: «Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое»)