Цель: развитие экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомления с животным миром Прибайкалья.
Задачи:
Образовательные задачи:
- учить детей находить о. Байкал на карте;
- продолжать знакомить детей с животными, обитающими в Прибайкалье (их внешний вид, повадки);
- ознакомить детей с бобром (внешний вид, повадки, среда обитания).
Воспитательные задачи:
- подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края;
- воспитывать любовь и гордость к Сибирскому краю.
Развивающие задачи:
- развитие у детей экологического мышления и образного представления;
- формирование основных экологических понятий.
Предварительная работа:
Беседа об озере Байкал, его растениях и животных. Чтение легенд и сказок о Байкале. Знакомство с детским журналом "Сибирячок" и его главным персонажем - Сибирячком. Выставка детских рисунков - "Сибирячок - друг из Сибирского края".
Оборудование:
Иллюстрации с изображением животных, птиц, карта Иркутской области, костюм Сибирячка, аудио запись детской песни "Веселые путешественники", разрезанная картинка на отдельные фрагменты - Сибирячка, видеофильм о жизни бобров, лесные правила, для детей написанные на березовых листочках, сделанных из бумаги, письмо Сибирячка, фигуры животных, детские стульчики расставленные в виде поезда.
Ход занятия
Организационная (вводная) часть.
Воспитатель вносит конверт с письмом и сообщает, что обнаружила это письмо утром, перед приходом детей в детский сад.
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, что в нем написано:
"Ребята сегодня я приглашаю вас к себе в гости и вместе со мной отправиться в путешествие по озеру Байкал. Вы, наверное, еще не догадываетесь кто я? А это вы узнаете, когда соберете картинку из фрагментов ".
Основная часть.
Воспитатель: Сейчас мы с вами и узнаем, кто приглашает нас в гости. Давайте соберем фрагменты картинки.
Дети приступают к заданию. Сложив, они понимают, что это Сибирячок.
Воспитатель: Да это же друг всего Сибирского леса, друг озера Байкал и наш друг - Сибирячок. Он опять приглашает нас в свое увлекательное путешествие. Так, но для начала нам необходимо изучить карту и найти место расположения чудного озера Байкал.
Дети изучают карту. Находят озеро Байкал, и города окружающие его. Отмечают на карте.
Воспитатель: Ребята путешествовать мы будем на поезде. Скорее занимайте места в вагонах.
Дети усаживаются на стульчики, которые заранее установлены в виде поезда. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:". У каждой остановки заранее готовятся атрибуты.
1 остановка "В гостях у жителей лесной чащи"
Оформление - лес, животные, птицы, озера и т.д.
Воспитатель: Что за станция такая? Кругом лес, звери, птицы. Ребята, где мы? (Ответы детей - в лесу, в тайге). Здесь живут друзья Сибирячка. Кто они? (Ответы детей - звери и птицы).
Сибирячок: Здравствуйте мои давние и хорошие друзья. Вы очень много знаете про мой лес и тайгу. Для вас я приготовил очень много разных загадок. Кто отгадает загадку, получит от меня таежный подарочек - кедровую шишечку.
Загадки [2]
1. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
(Лиса)2. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)4. Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
(хомяк)5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
(лось)6. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, Сибирячок почему-то загрустил.
Сибирячок: Я играл в прятки со своими друзьями и все перепутал. Забыл, кто, где живет.
Воспитатель: Давайте поможем Сибирячку.
Проводится дидактическая игра "Кто, где живет?". Детям предлагаются картинки с животными и птицами и разные варианты домиков - это норы, гнезда и т.д. Дети подбирают для каждого - домик.
Сибирячок: Вот какие дети вы молодцы, помогли всем животным отыскать свои домики. Нам пора ехать дальше.
Дети усаживаются на поезд. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:")
2 остановка "В гостях у озерного жителя".
Воспитатель: Это кто же здесь хозяйничает? Отгадайте загадку.
1. Есть на речке лесорубы
В серебристо - бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (бобры).2. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (бобры)
А вот и сам бобр.
Показывается видеофрагмент жизни семейства бобров. Проводится беседа.
Сибирячок: Живет бобр в реке, под водой он строит дом из бревен.
Какого цвета у него шерсть? Посмотрите, какие у него большие зубы. Как вы думаете для чего они ему? (Ответы детей) Зубами бобр перегрызает деревья, потом из бревнышек делает плотину - перегораживает речку, а мелкие сучки - себе на корм. Зубы у него острые, как пила. Посмотрите, какие у него лапы. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Ну, вот познакомились мы с хозяином речки, и прежде, чем отправимся дальше, немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Я буду, говорит слова, и показывать движения, а вы будете повторять их за мной.
Физкультминутка "Лесник"[1].
Ходит по лесу лесник, (Имитационные движения ходьбы)
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома, (Руки в замок над головой - крыша дома)
Все давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остер: (Повороты в сторону - вглядывание вдаль)
Тут недавно был костер -
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и - пожар. (Приседание и поднимание рук вверх - имитация пламя огня)
Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули и нам пора ехать дальше.
Дети усаживаются на поезд. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:")
3 остановка "Звериный детский сад".
Сибирячок: Ребята, а это кто? (Обращаем внимание детей на иллюстрации детенышей диких и домашних животных. Ответы детей - детеныши животных). Ой, ребятки, да это же настоящий детский сад, только в нем воспитываются детеныши животных. А это мамы пришли за своими детьми. (Обращаем внимание детей на картинки с изображением взрослых животных). Сейчас мы с вами поможем мамам разобраться, где, чей детеныш.
Проводится игра "Найди маму". Дети называют животное и его детеныша, составляя картинки и фигуры животных попарно.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились с заданием.
Нам пора ехать дальше.
Дети усаживаются на поезд. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:")
4 остановка "Лесные правила"
Подводим детей к иллюстрациям, где изображен мусор, лес после пожара и т.д.
Воспитатель: Куда это мы попали? Что же произошло с лесом? Деревья поломаны, не видно птиц и зверей. Кто же это натворил?
Сибирячок: Сделали это люди. Все любят гулять в лесу. Разжигают костры, рвут, цветы, ломают ветки, оставляют после себя мусор. Ребята, так можно делать? Что нужно делать, когда вы уходите из леса? (Дети отвечают на заданные вопросы).
Я тоже, так же как и вы, очень хочу сохранить красоту нашего края. Садитесь в кружок и послушайте, какие лесные правила пришлось написать для людей [1]:
Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Но смотри не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
Ветки ели не ломай
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!!!
Всегда выполняйте эти правила! А мне пора домой. До новых встреч ребята! (уходит)
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Беседа с детьми.
Воспитатель: Вот ребята наше путешествие подошло к концу. Сегодня с Сибирячком мы побывали в лесах нашего большого Сибирского края. Познакомились с его друзьями, которые теперь стали и нашими друзьями.
Список литературы:
- Н.Н. Кондратьева "Мы". Программа экологического образования детей", Санкт-Петербург, 2000.
- Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова "И учеба, и игра: природоведение", Ярославль, 2001.