Концептуальную модель воспитательной системы класса позволила разработать совместная деятельность учителя, учащихся и родителей.
В классе создана воспитательная система "Зажги свою звезду", ключевой идеей которой является развитие творческой индивидуальности учащихся.
Воспитательная система способствует:
- раскрытию творческого потенциала младших школьников;
- формированию потребности в межличностном общении;
- развитию творчества, коммуникабельности.
Компоненты системы воспитания:
- Сфера самоуправленческой деятельности
- Сфера духовности и нравственности
- Сфера законодательной деятельности
- Сфера социально-значимой деятельности
- Сфера культуры ОУ и субъектов воспитания
- Сфера творческого развития субъектов воспитания
- Сфера интеллектуальной деятельности
- Сфера досуговой деятельности
Цель воспитательной системы: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младших школьников.
Задачи воспитательной системы:
- Создание сплочённого коллектива, где каждый ребёнок может раскрыть своё "Я".
- Создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений младших школьников (воспитание толерантности).
- Изучение физического здоровья учащихся и организация активных форм развития и сохранения здоровья.
Всю работу с учащимися строю по определённым принципам:
- Познай себя - это интересно!
- Сотвори себя - это необходимо!
- Прояви себя - это реально!
- Утверди себя - это возможно!
Цель и задачи осуществляю через использование элементов современных образовательных подходов: компетентностно - ориентированного, здоровьесберегающего, информационного, игрового.
Направления работы в воспитательной системе класса:
- Информационная культура
- Экологическое образование
- Милосердие
- Здоровьесбережение
- Гражданско-патриотическое воспитание
- Трудовое воспитание
- Нравственное воспитание
- Эстетическое образование
В связи с этим мною выделены направления деятельности по развитию индивидуальности младших школьников и формированию классного сообщества:
1. Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.
Средства: анкетирование и тестирование учащихся и родителей, составление карты интересов и увлечений учащихся, мастерские общения, смотры сочинений, методики "Детское стихотворение", "Какой у нас коллектив" и другие, конкурсы рисунков.
2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.
Средства: организационно-деятельностные игры, участие школьников в социальных проектах, участие в конкурсах, выпуск стенных газет, совместные собрания родителей и учеников.
3. Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребёнка.
Средства: праздники именинников, походы в природу, культпоходы и экскурсии, спортивные мероприятия, семейные встречи, классные часы различной тематики, беседы с учащимися.
Все направления работы реализую, через коллективные творческие дела класса, среди них:
- "Мир интересов моей семьи"
- "Экологическая тропа класса"
- "Устав класса"
- "В нашем классе день рожденья"
- "Олимпийские игры" и т. д.
Достигнуть данных результатов помогла система детского самоуправления класса:
СОВЕТ "МУДРЕЙШИХ" (мэр, министры)
- Министерство здоровья "Богатыри"
- Министерство экологии "Друзья природы"
- Министерство науки "Любознательные"
- Министерство спорта "Ловкие, сильные , смелые"
- Министерство "Полезных дел"
- Министерство печати "Журналисты"
Работа органов самоуправления осуществляется по министерствам, где каждый имеет свои обязанности.
На классном собрании ребята сообща выбрали название города, в котором хотели бы жить и сочинили девиз.
Город: "Мы"
Наш девиз: В слове "Мы" - сто тысяч "Я", потому что все друзья!
Классное сообщество (город) живёт по определённым правилам, которые были разработаны и утверждены на общем собрании коллектива:
- Мы заботимся друг о друге и делимся друг с другом.
- Мы честны друг с другом.
- Мы всегда вместе.
- Мы с удовольствием общаемся друг с другом.
- Мы сотрудничаем друг с другом.
- Мы помогаем друг другу.
- Мы относимся друг к другу с уважением и ответственностью.
- Мы стремимся уважать и одобрять друг друга.
- Мы стараемся внести нашу энергию и энтузиазм в общее дело.
Но мы соблюдаем и законы своего города:
1. Люби и знай своё Отечество.
2. Знай историю своего села.
3. Береги родную природу. Будь её защитником.
4. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
5. Не дразни, не выпрашивай ничего.
6.
Люби песни, радость, смех.
Радость подели на всех!
Наши традиции
- "Олимпийские игры"
- "День именинника"
- Круглый стол "Давайте пообщаемся"
- "День здоровья"
- "Утренний сбор"
- "Семейные вечера"
- "Неделя дружбы"
- "Походы в природу"
- Операция "Милосердие"
При этом важным условием развития индивидуальности школьника, я считаю, ведущие роли классного руководителя. Я, классный руководитель:
- "контролёр", обеспечиваю включение учащихся в учебно-воспитательный процесс;
- "проводник по стране знаний", создаю условия для развития познавательного интереса и желания учиться, через проведение воспитательных мероприятий познавательного характера, оказание помощи учащимся в самообразовании, координацию усилий всех учителей, работающих в классе;
- "нравственный наставник", содействую соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникших конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами;
- "носитель культуры", помогаю освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс. Это: проведение экскурсий, коллективных походов на выставки, в музеи и т. д., организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома;
- "старший товарищ", помогаю включиться в различные виды деятельности, беру на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организацию коллективной творческой деятельности);
- "фасилитатор", оказываю помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации, через проведение тренингов, игр; индивидуальную работу с учащимися.