Урок математики на тему "По дорогам России. Сложение многозначных чисел. Закрепление". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: закрепление умения письменных приёмов сложения с использованием задач.

Задачи:

  • Обучающая: формирование у детей прочных навыков сложения многозначных чисел без перехода и с переходом через разряд.
  • Развивающая: развитие логического мышления, познавательной и мыслительной деятельности обучающихся.
  • Воспитательная: прививать интерес к математике, используя интересные и увлекательные задания; учить трудолюбию, аккуратности, внимательности и уважению друг к другу; воспитывать патриотические чувства и любовь к своей стране.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой детей на урок.

Учитель. Один мудрец однажды сказал: (читают вместе) "Не для школы, а для жизни мы учимся!" Слайд 2.

- А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (Высказывания детей, обобщение учителя).

- Как бы вы продолжили это предложение? Слайд 3. (Ответы детей). Вот как продолжила я: Слайд 4.

- Объяснить значение пословицы. (Обобщение учителя)

II. Актуализация знаний обучающихся.

- Дорогие ребята, начинаем наш урок. Наш урок начнём с мудрого высказывания великого математика и мыслителя (философа) Рене Декарта. (Чтение про себя, вместе) Слайд 5.

- Как вы понимаете смысл данных слов. (Ответы детей) (Обобщение учителя: нужно иметь не только хорошие знания, но и уметь ими пользоваться, применять их на практике, на деле.)

- Кто такой Декарт, познакомьтесь на развороте истории. (С. 40-41, читает ученик)

(На доске: 18, 2, 11) Что можете сказать про эту запись?

Дети. - Это числа, их три.

-Все они натуральные.

- Здесь есть четные и нечетные числа.

Учитель. Какие задания с этими числами Вы бы предложили своим товарищам?

Дети. - Найти лишнее.

- Разделить на группы.

- Построить по возрастанию, убыванию.

- Найти разность, сумму и т. д. (Дети выполняют задания, спрашивая друг друга.)

Учитель. Кто из Вас самый внимательный и скажет, как эти числа связаны с сегодняшним днём?

Дети. Сегодня 18.02.11 - дата.

Учитель. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

III. Устный счёт.

У доски работают ученики и выполняют № 1, 2, 3 с. 26. (Схемы на доске) (На доске выполняют два примера столбиком)

- Что вы видите на экране? Слайд 6. (Карту)

- Какие города? Назовите их. (Дети работают с картой)

- Где находятся эти города? А в каких из этих городов Вы были?

- На каком виде транспорта Вы совершили поездку? (Перечисляют)

- А как ещё можно передвигаться по стране?

- В какой части России расположены города: Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск. (Ответы детей) (Слайд 7. Изображения достопримечательностей каждого города)

- Какое задание Вы можете предложить? (Ответы детей, обобщение учителя)

- На схеме в учебнике на с. 27 № 5 даны расстояния между российскими городами.

- Чему равно расстояние: Казань - Пермь?

- Чему равно расстояние: Тюмень - Омск?

- Чему равно расстояние: Екатеринбург - Омск?

- Чему равно расстояние: Казань - Омск?

- Сформулируйте тему и цели урока. (Дети)

- Какие расстояния записаны следующими выражениями:

1984 - 658 (Пермь - Омск)

1984 - 632 (Казань - Тюмень)

1984 - (632 + 658) (Пермь - Тюмень)

- Прочитать выражения по-разному.

- Чем похожи первое и второе выражения? (Одинаковый знак, уменьшаемое четырёхзначное число, вычитаемое - трёхзначное число.)

- Чем различается первое и второе выражения?

- Измени уменьшаемое в первом выражении, чтобы переход через разряд был не только в единицах, но и в десятках и сотнях. (Запись полученных выражений на доске. Такие выражения мы будем решать после каникул.)

Работа в тетрадях:

Найти расстояние Пермь - Екатеринбург. (Ученики с места комментируют 1 и 2 действие, остальные проверяют)

- А этот русский учёный родился в Архангельской губернии, в рыбацкой семье. Пешком, где-то на санях он отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрономом. (Показать на карте)

- Если вы выполните верно действия, то узнаете, кто он. (На доске запись)

(44:2+11)х20+30х5

190-Менделеев

288-Попов

810-Ломоносов

- Прочитайте высказывание. Слайд 8. (Чтение про себя, хором)

- Как вы понимаете эти слова? (Дети высказывают своё мнение)

- Эти слова сказал Михаил Васильевич Ломоносов. Чтение кратких сведений с экрана. М. В. Ломоносов - великий русский учёный, который с детства очень хотел учиться, но возможности такой не имел, потому что его родители были бедными людьми. Он пешком из далёкого северного села в Архангельской губернии пошёл в Москву учиться. Ему приходилось и учиться, и работать, но, преодолев все трудности, Ломоносов стал видным учёным, сделавшим очень много для развития русской науки. Он основал первый русский университет, который до сих пор носит его имя. За свою жизнь этому человеку довелось во многом стать первым, в том числе и первым.: А кем, вы мне сами сейчас скажете, когда расшифруете слово.

Задание: расставьте полученные результаты в порядке возрастания. (Задание отпечатано на листочках отдельно для каждого)

Е +746 О +154 С +648 Ф +607 С +225 О +451 Р 13 * 4= Р 800000*100= _ 62 _53 332 173 805 639 П 60 ? 3=

- Да, действительно, М.В. Ломоносов был первым русским учёным, которому присвоили это высокое научное звание. В 4 классе на уроке по окружающему миру мы более подробно познакомимся с биографией этого интересного человека. Я надеюсь, что подобные примеры из жизни замечательных людей помогут вам убедиться в том, что учиться нужно обязательно, тем более у вас для этого есть все возможности.

IV. Физминутка. Рефлексия устного счёта: Где в жизни вам пригодится умение считать хорошо устно?

Упражнения для глаз.

V. Закрепление.

- Рассмотрим север нашей России. Слайд 9. Покажите на карте города: Тверь, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Петрозаводск. (Слайд 10. Достопримечательности каждого города)

Проверка 1 задания. Объясни, как рассчитал длину последнего участка пути - от Петербурга до Петрозаводска. (Сначала определить расстояние от Твери до Петрозаводска, затем из этого расстояния вычесть расстояние от Твери до Петербурга.)

- Запиши данное решение сложным выражением.

- Как вычислить скорость, если известно расстояние и время?

- Ответить на второй вопрос задачи. С какой скоростью шла машина, если путь от Твери до Великого Новгорода занял 7 часов?

- С какой скоростью нужно двигаться, чтобы весь путь от Твери до Петрозаводска пройти за 10 часов?

- А теперь мы в центре России. Слайд 11. Покажите на карте города: Москва, Нижний Новгород, Казань, Уфа. (Слайд 12. Достопримечательности этих городов)

- Столицами каких регионов являются Казань, Уфа?

Проверка 2 задания. Как определил расстояние от Нижнего Новгорода до Уфы.

- Запиши данное решение сложным выражением.

- Вычисли, с какой скоростью шла машина от Москвы до Нижнего Новгорода за 6 часов.

- Задай вопрос, чтобы задача решалась вычитанием. (На сколько больше (меньше))

Проверка 3 задания.

- Кто из Вас летом ездил на Чёрное море? Каким транспортом добирались? (Ответы детей)

- На каком транспорте быстрее добраться до пункта назначения? Почему?

- На каком транспорте ехать выгоднее с точки зрения экономии времени, денег? Почему?

Вот мы на юге России. Назовите города, которые вы посетили? (Ответы детей) Покажи на карте города: Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск. Слайд 13,14.

- Как нашли расстояние от Ростова-на-Дону до Краснодара.

- Каким способом решили задачу? (Арифметическим.)

- Как ещё можно оформить задачу? (Алгебраическим. Составим уравнение.)

- Заполним на доске таблицу.

(В таблицы записываются города)

Воронеж - Ростов-наДону Ростов-на-Дону - Краснодар Краснодар - Новороссийск Воронеж - Новороссийск

- Составим уравнение. (На доске записываю начало до простого уравнения, далее каждый решает сам. Называют и записывают ответ)

560 + х + 135 = 995

(560 + 135) +х =995

695 + х = 995

Сравни полученное расстояние и расстояние от Воронежа до Ростова-на-Дону. Сделай вывод.

VI. Физминутка.

VII. Подготовка к изучению темы нового раздела.

- В заданиях 1 и 2 Вы вычитали число из суммы. Похожие вычисления можно провести разными способами. № 4 с. 27.

Челпанова О.М., 100-929-922

Например: (235 + 143) - 122

1-й способ: 378 - 122 = :

2-й способ: (235 - 122) + 143 = :

3-й способ: (143 - 122) + 235 = :

- Объясни способы вычисления.

- Закончи вычисления. Сравни полученные результаты.

- Воспользуйся удобным способом преобразования и вычисли. (Ученик с объяснением у доски.)

(638 + 267) - 138 (183 + 467) - 267 (335 + 165) - 400

VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценивание.

- Кто хочет себя сегодня похвалить? Оценивание.

Запись задания на дом: С. 27 № 6. (слабый ученик только один столбик по выбору). По желанию выполнить задания на с. 40-41 из разворота истории.

Рефлексия (Слайд 15). Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики?

Слайд 16. Чешский педагог, писатель Ян Амос Коменский сказал: "Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию". И я надеюсь, что сегодняшний урок, и день не станет для вас несчастным и потерянным, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное.

Дополнительно (Слайд 17,18). Задача на смекалку. Сколько дней в году мы учимся? Доказательство того, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

Приложение.