Интерактивные учебные экскурсии в школьном музее

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Экспозиция школьного музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания.

Конкретные её формы - экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.

Экскурсия - это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня.

Необходимо сделать так, чтобы на экскурсии вовлечь учащихся в процесс знаний через рассказ, вопрос-ответ, игровые технологии, музыкальное оформление, всевозможные выставочные приемы иллюстративного характера, использование компьютерных технологий.

Особенно важно на экскурсии интегрировать материал по разным учебным предметам- по истории, москвоведению, краеведению, литературе.

Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступает своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, строит экскурсию - выбирает экспонаты, применяет различные приемы их показа, раскрывает содержание экспозиции.

Вот одна из таких своеобразных экскурсий в нашем музее. Сочинял мы ее с Советом музея для учащихся начальной школы , которые посетили школьный музей в день его рождения (5 лет). Здесь проявился поэтический талант моих учеников. Помогала нам учитель русского языка и литературы Л.Р.Галина.

Экскурсия в музее "Мое родное Крылатское" ГБОУ СОШ №1133

Осенним днем с сестрой
Мы вышли со двора.
- Сегодня мы пойдем в музей !"
Сказала мне сестра.
- Сестренка, милая, проснись,
Учебный день у нас.
Музей- идея, просто класс
Но ведь звонок сейчас.
Мы через школьный двор идем
И входим наконец .
Тут знаний храм, наш милый дом,
Приют наш и дворец.
- И где же здесь у нас музей?
- Пойдем -ка в сто второй (№ кабинета),
Ты куртку, брат, снимай скорей,
Уж класс собрался твой.
Пусть зал у нас один всего,
Ему 5 лет уже.
Укажет каждый вам его
На первом этаже.
У стендов, у витрин, панно
Здесь экскурсант пройдет.
Да, вот Крылатское, оно
Пред нами въявь встает.
Глядишь - колодца сруб стоит,
Вокруг трава-дурман,
И там кикимора сидит,
Лиловый сарафан.

Фото 1.

А вот и холм Крылатский здесь,
Внизу Москва-река.
И на холме посад уж есть,
А в речке-облака.

Фото 2.

А рядом церковь Покрова
Взбежала на холмы.
Уж в ней не раз, да и не два
С тобой бывали мы.
Ярило-солнце, майский шест-
Язычества следы.
А за окном избы окрест
Поля от нив желты.

Фото 3.

Вот печка топится в избе,
Девчушка на печи,
Отведать хочется тебе
Из печки калачи.

Фото 4.

Вот домотканый половик
И скатерть в кружевах
Тальянка, вышитый рушник
И угол в образах.

Фото 5,6.

Но только экспонаты брать
Руками тут нельзя,
А то мешалкой схлопотать
Недолго в лоб, друзья.
Вот прапрабабушкин прикид
Надет на манекен.
Нам так понятен русский быт
Среди музейный стен.

Фото 7,8.

И кукла: сарафана синь,
В кокошнике с косой-
Как символ матушки-Руси
Великой и святой.

Фото 9.

Той , за которую солдат
На смертный бой ходил,
Жизнь за нее отдать был рад,
Оборонял, любил.
Взгляни на старенький плакат:
Вот та отчизна- мать,
Который прадед твой стократ
Все был готов отдать.
Не может старый телефон
Ни с кем соединить,
Но ведь в войну жизнь чью-то он
Спасал? Да, может быть.
Как дорог нам любой предмет,
Хранимый за стеклом,
Пускай давно он был согрет
Руки бойца теплом.
Тут Знамя-пурпур боевой,
Письмо, а вот медаль.
Уж мало очевидцев той
Войны большой, а жаль.

Фото 10.

Лишь на макетах да в кино,
В картинках видим, брат,
Мы битву за Москву давно,
За Курск, за Сталинград.
Давным-давно уж керосин
Мы в лампу не нальем,
А свет ночных огней- витрин
Нам вечер сделал днем.
Но все ж, "доколь славянов род"
Есть, помнит он урок:
Не стоит будущего тот,
Кто прошлым пренебрег.
А чтоб не забывать о нем,
Прошу, мои друзья,
Вас лично, с классом ли, вдвоем
В музей наш школьный я.

Приложение.