Предмет: русский язык
Класс: 8
Программно-методическое обеспечение:
Программа: Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. Автор-составитель: Колусева Е.И.
УМК:
учебник: С.Г.Бархударов и др. 8 класс. Москва: Просвещение,2008;
рабочая тетрадь: Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова “Русский язык. 8 класс”. Москва, “Экзамен”, 2007
Оборудование:
- портрет учёного, словари (этимологический, толковый, фразеологический),
- компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка работ О.Н.Трубачёва.
Цели урока.
Обучающие:
- познакомить обучающихся с творческим наследием О.Н.Трубачёва – нашего земляка, известного учёного.
Развивающие:
- способствовать формированию навыка работы с текстом, словарной статьёй, умения анализировать и обобщать, давать точный и аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к СЛОВУ, ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ российского народа.
Задачи:
- создание условий развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся; формирование коммуникативных и исследовательских компетенций, отношения к русскому языку как источнику духовного и нравственного совершенствования человека; сохранение уникального культурного наследия как гарантия сохранения единства страны и её культуры в будущем.
Используемые методы: частично-поисковый, эвристический.
Форма: комбинированный урок
Формы учебной деятельности обучающихся: коллективная, групповая.
Виды контроля:
- создание информационного листа по материалу презентации;
- выполнение пунктуационного разбора;
- индивидуальная работа (по материалам толкового и этимологического словарей);
- работа с интерактивной доской;
- создание презентации слова (домашнее задание)
Рефлексия (оценка обучающимися данного урока)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Вот уже не первый год в нашем городе проходят мероприятия, посвящённые городскому празднику “День русского языка”. В прошлом году мы говорили о сквернословии, скверне. В этом году вы знакомитесь с творческим наследием выдающегося учёного, лингвиста О.Н.Трубачёва.
Тема урока (записывается в тетрадь) Слайд №1.
Цели и задачи (объявляются устно) Слайд №2
Мой рассказ сегодня будет сопровождать небольшая презентация.
Задание классу: по ходу лекции составить в тетради информационный лист о деятельности учёного.
По словам испанского писателя, теоретика барокко, создателя трактата “Остроумие, или искусство изощрённого ума” (1642 г.) Бальтасара Грасиана:
“Культура создаёт личность” Слайд №3.
О.Н.Трубачёв – академик РАН, исследователь славянских языков и истории славянской культуры, всемирно известный славист, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества, доктор исторических наук.
“Разведчик древнейших корней славянской речи”, “Человек – словарь” - так в своё время назвали учёного. Слайд №4
Родился 23.10.1930 года на Волге, в Сталинграде. Отец был обычным врачом, мать – дочь православного священника. В 12 лет прочёл “Войну и мир” Л.Н.Толстого. Пережил все ужасы Сталинградской битвы. Позднее опишет всё в статье “Дневник сталинградца” В 1947 году закончил филологический факультет университета в Днепропетровске. С 1952 года, ровно полвека, жил и работал в Москве. А с 1961 года являлся сотрудником Института русского языка АН СССР В.В.Виноградова. Слайд №5
Ещё в 19 веке судьба языка волновала и тревожила душу известного классика:
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос…
А.С.Пушкин.
Этому вопросу Олег Николаевич посвятил всю жизнь. Первая его книга “История славянских терминов родства” На титульном листе запись: “Посвящаю родителям”. В ней он рассматривает этимологию слов: отец, мать, родители. Слайд №6
Невольно может возникнуть вопрос: откуда такое желание познать Слово?
С детства. С фантастической любви к книге (по словам учёного) Культ книги царил в доме. Была большая библиотека. “Я вырос в семье, где любили книги. Мы все учились по книгам, да и сейчас большую часть информации мы берём из книг, хотя иные горячие головы толкуют о новых формах и источниках информации в будущем” (ст. “Книга в моей жизни”) Книги приучили его к усидчивости, а усидчивость “добродетель, помогающая познавать истину”. Какую?
Запись в тетрадь.
Книга – великий информатор, помогающий побывать в любом конце света, не покидая комнаты.
Хорошее изучение литературы – верный и наиболее экономный способ изучения литературы.
Задание: выполнить пунктуационный разбор 1 предложения.
Один филолог сказал: “Словари писать не трудно – нужно только каждый день писать по странице, и так…40 лет”. Так работал О.Н.Трубачёв.
Главный труд учёного 32-томный “Этимологический словарь славянских языков” Слайд №7
!!! В качестве консультации для учащихся (информация от учителя, заранее подготовленного ученика, запись на доске и т.д.)
Максимилиан Романович Фасмер (1886-1962)
Талантливый русский и немецкий языковед, один из крупнейших этимологов века, учёный европейского масштаба. Создатель “Этимологического словаря русского языка”, который в последующем был переведён и дополнен О.Н.Трубачёвым.
Вопрос: Что такое этимология?
Слайды 8, 9
3. Закрепление.
А. Индивидуальная работа с этимологическим словарём. Какова этимология слов ШКОЛА, КАНИКУЛЫ, СПАСИБО.(2 человека)
Б. Индивидуальная работа с этимологическим словарём. Объяснить правописание слов, исходя из его происхождения. КОЛЕСО, ЗАПЯТАЯ, ПЕЧАЛЬ. (1 человек)
В. Сравнительный анализ толкового и этимологического словарей. На примере 1-2 слов показать, что общего и что различного в представленной информации (2 человека)
Г. Работа с интерактивной доской.
Слова записаны в 2 столбика. С помощью пера провести линии соответствия, образуя пары.(1 ученик у доски, остальные в тетради)
Д. Этимологическая справка. По данной справке угадайте фразеологизм, объясните его значение.
- Выражение это создалось ещё в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом. “Хлебать с солью” считалось таким же признаком состоятельности, как “сладко есть”. Случалось, что в богатом доме почётные гости “хлебали солоно”, а разной мелкоте доставалась несолёная пища.
Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, не добившись)
- древние воины, перед тем, как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча. Считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранив воинов.
Очертя голову (безрассудно, с отчаянной решимостью)
4. Подведение итогов. Слово учителя.
Первый музей О.Н.Трубачёва. Слайд № 10
Город Гейдельберг. Международный научный форум. Профессор из Бонна рассуждает: “Славяне научились выражать чувство благодарности только с принятием Христианства, и только 2 словами – спасибо, благодарю”. Трубачёв, улыбнувшись, отвечает: “Вы правы, но слишком прямолинейны. Славянский язык располагает большими возможностями по сравнению с другими языками. У меня есть кошка, собака. И им известно чувство благодарности. Вспомните глагол “помнить” (зло, добро). А как же оборот “Мы помним твою доброту, батюшка”. Нет, язык - это глыба, это океан, и он имеет огромные глубины”.
5. Диагностика.
- Продолжите строчку: О.Н.Трубачёв – это…
(можно использовать материал информационной страницы)
- Тестовое задание.
6. Рефлексия. Оцените урок, выбрав соответствующий смайлик.
Прикрепить магнитом к доске.
7. Домашнее задание (на выбор)
- Написать эссе на тему: “Лишь слову жизнь дана…”
- Составить презентацию слова (происхождение, изменение, применение)
8. Вариант задания к уроку по статье О.Н.Трубачёва “Книга в моей жизни”
Примерные вопросы для организации беседы.
1. Как вы понимаете выражение “культ книги”? Есть ли в вашей семье “культ книги”? Как “культ книги” проявлялся в семье будущего академика?
2.Обращаете ли вы внимание на оформление книги? Вспомните, какие красиво, красочно или оригинально оформленные книги есть в вашей библиотеке?
3. Необходимо ли филологу знание иностранных языков? Какими языками владел О.Н.Трубачёв?
4. Хотели бы вы прочитать книгу в оригинале, то есть на том языке, на котором она была написана автором? Почему читать книгу в оригинале интереснее?
5. Лексикограф – чем занимаются люди этой профессии? Назовите фамилии известных вам лексикографов. Какие словари они составили?
Список использованной литературы.
1. О.Н.Трубачёв “Книга в моей жизни”.( сб.статей по русской этимологии. М.: “Лента”, 2008 г.)
2. Н.Н.Лисовой “Над страницами О.Н.Трубачёва” - Волгоград : лицей №8 “Олимпия”, 2008 г.
3. Новый энциклопедический словарь.- Большая Российская энциклопедия: РИПОЛклассик, 2005 г.
4. Этимологический словарь русского языка под ред. Г.А.Крылова. СПб.: ООО “Виктория плюс”, 2008 г.
5. Словарь русского языка:С.И.Ожегов; под ред.Л.И.Скворцова - М.: ООО издательство “ОНИКС”