Цели урока:
- Образовательные: создать устойчивую мотивацию, способствующую успешному закреплению пройденного материала, с помощью применения каждым учащимся своих видов и форм участия. Выяснить глубину усвоения основных понятий, характеристик сред, законов, формул.
- Развивающие: учить анализировать выступления одноклассников, уметь доказывать свою точку зрения и опровергать доводы оппонентов. Развивать способности к самооценке и самоанализу собственной мыслительной деятельности и ее результатов.
- Воспитательные: развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе. Способствовать воспитанию культуры мышления и речи.
Способы достижения: самостоятельная работа по подготовке выступлений от групп с использованием различных источников информации, в том числе и Интернет-ресурсов.
Ход урока
На начальном этапе работы класс разбивается на несколько групп. За неделю до урока учащимся предложены темы выступления, по которым на выбор каждый может сделать свое сообщение по различным средам. Требования к выступлениям следующие: возможно более полное представление темы с четким выделением главного, оформление материала схемами и рисунками в виде презентаций с использованием компьютерных анимаций и моделей, сопровождение его экспериментом. Особенностью выступления является то, что в них должно содержаться некоторое число ошибок, которые нужно найти остальным группам.
Главная проблема урока: выяснить общие характеристики существенные для всех сред. Найти сходство и различие проводимости в этих средах.
Фундаментальный образовательный объект: среда, модель электрического тока в данной среде, носитель зарядов в ней, вольтамперная характеристика, зависимость сопротивления от температуры.
Этапы урока:
- Информационно - коммуникативные
- Коллективная актуализация имеющихся знаний, прослушивание докладов (Приложение 1).
- Коллективное обсуждение выступлений, составление рецензий, подсчет баллов.
- Операционно-исполнительские
- Заполнение таблицы. Цель: систематизировать знания, выделить основные категории информации, основные закономерности по разделам (Приложение 2)
- Решение экспериментальных и теоретических задач, составление схем. (Приложение 3)
- Рефлексивно-оценочный
- Дискуссия. Обработка индивидуальных заданий в виде обсуждений. Оценка и самооценка.
- Домашнее задание: Придумайте проблемные вопросы, возникшие на этом уроке. Сделайте обобщающую таблицу по теме "Электрический ток в различных средах"
Выводы по уроку:
На этом уроке удается достичь основной цели урока по отношению к индивидуальной самореализации учеников: каждый поработал самостоятельно со своим заданием, каждый отвечал или защищал свои идеи и каждый мог участвовать в обсуждении других выступлений. Таким образом, происходит обретение веры в себя, в свои возможности, реализация индивидуальных способностей. Изменилась мотивация поиска ошибок - их надо найти не только для того, чтобы показать свои знания, но и во имя общего успеха (принести своей группе баллы), а также своего успеха (улучшение оценки). Изменение мотива поиска ошибок ведет к тому, что ученики активнее учатся замечать и свои собственные, стараются их исправлять, критически анализировать ход своих мыслей.
При работе на этом уроке у учащихся формируется следующие компетенции:
- коммуникативная - ученик стремится быть понятым,
- социальная - школьникам нравится работать в группе, занимая определенное положение в ней,
- предметная - проявление способностей в области физики.