Урок русского языка по теме "Время глагола". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: совершенствование умений определять время глагола и изменение глаголов по временам.

Задачи урока:

  • систематизировать знания детей о глаголе
  • упражнять в определении временных форм глагол
  • учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации;
  • прививать навыки самостоятельной работы; воспитание коллективизма, умения работать в группах

Оборудование: карточки с заданиями, детские журналы, рубрики газеты, название газеты.

Ход урока

Орг. момент.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У нас всё готово, и так, за работу!
Удачи желаю я вам!

Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите ,какое множество детских журналов и газет на выставке.

Вам нравится читать журналы и газеты?

Вы хотели бы создать свой журнал или газету?

На какаю тему?

Мы на уроке русского языка, давайте попробуем создать газету об этом.

А название газеты угадайте из стихотворения

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет и поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам ..... (глагол)

Небольшая историческая справка к газете (сообщение ученика)

В старославянском языке слово ГЛАГОЛЪ означало "слово", "речь". Глаголить значило говорить. Одна из двух славянских азбук называлась глаголицей, это название образовалось от слова ГЛАГОЛЪ. Слово глагол постепенно утратило свое значение. Теперь это название одной из частей речи. В современном русском языке есть такое слово- разглагольствовать. Попробуйте догадаться, что оно означает?

Разглагольствовать - это говорить много и бессодержательно.

В газетах есть рубрики. А какие мы возьмем для своей газеты?

  • 1 рубрика - Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?
  • 2 рубрика - Неопределенная форма глагола
  • 3 рубрика - Время глагола

Эпиграфом к нашей газете возьмем слова известного русского лингвиста А.М. Пешковского " Это слова, оживляющие все, к чему они приложены".

Приступим к созданию газеты "Глагол".

Работа над первой рубрикой

  • Что обозначает глагол?
  • На какой вопрос отвечает?

На вопросы вы ответили. Теперь задания.

1. Вставьте нужные по смыслу глаголы. Помогут вам вопросы глагола.

Лошадь - ржёт, корова - мычит, собака - ..., овца - ..., свинья - ..., волк - ..., кузнечик - ..., гусь - ....

2. Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Списать предложения и подписать части речи.

Сын затопил печь и мама стала печь пироги

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Есть казацкая сечь, где казак любит сечь.

Работа над второй рубрикой

Начальная форма глагола.

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Инфинитив - звучит занятно,
Я вам назвался, наконец!

1. нужно заменить каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме.(у доски)

  • Дать ответ -
  • Покрыть краской -
  • Надеть пальто -
  • Говорить неправду -
  • Лить слёзы -
  • Глотать воду -

2. Выписать глаголы неопределённой формы.

Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют.

Разобрать эти слова по составу.

Физ. Минутка. "Если нравится, то делай так..."

Работа над третьей рубрикой

Изменение глагола по временам.

Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
"Ухожу", - кричит сегодня.
"А вчера", - кричит, - ушёл"
"А завтра, - скажет, - я уйду!"

1. (устно) В каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница.

Сказка-шутка.

Учительница спросила Лентяйкина:

- Если я говорю: Я умываюсь. ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул:

- Утро.

2. - Списать отрывки. Указать время глаголов.

1) Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...(Ф. Тютчев.)

2) В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе... (А. Пушкин.)

3) Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ... (А. Некрасов.)

Проверка.

3. Разноуровневые задания (самостоятельно)

1 уровень:

- Запишите глаголы в 3 столбика по временам. Определите число глагола.

Растут, застыла, будут летать, сидит, подует ,пошёл, будет светить, вспомню, дрожал.

2 уровень:

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите время глаголов.

Поб_лели п_ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р_ка и уснула. Ходит з_ма по горам п_глядывает по ст_р_нам укутывает д_ревья и кусты в тёпл__ шубы.

3 уровень:

- Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставьте запятые. Определите число глаголов. Подчеркните орфограммы.

Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы.

Творческое задание.

Какая газета без фотографий.

Всем раздаются фотографии из жизни класса.

Задание: фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериал. Надо подготовить подписи к фотографиям.

Проверка.

Подведение итогов урока.

Газета "Глагол" готова к выпуску.

Теперь нужно привлечь внимание к газете. Готовим рекламу.

Пользуясь планом ,составляем рекламу.

План.

1. Кому адресована газета?

2. Почему его надо читать?

3. О чём вы узнаете, прочитаете газету?

Рефлексия:

- Если вам было интересно, поставьте "+".

- Если было неинтересно, поставьте "-".

- Если возникли вопросы, поставьте "?".

Домашнее задание.

Найти и записать 3 пословицы. Определить время глаголов.