Методическая информация | |
Тип урока/занятия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Цели урока/занятия | обеспечить усвоение учащимися понятия реакции замещения. |
Задачи урока/занятия | развить умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, распознавать реакции замещения среди остальных типов химических реакций, применять правила электрохимического ряда напряжений при составлении реакций замещения. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия | знать условия взаимодействия металлов
с растворами кислот и солей, закрепить умения называть вещества, составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции, выполнять химический эксперимент. Будут развиваться следующие универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютеры, проектор, экран, мультимедийная презентация выполненная в программе Smart notebook, лабораторное оборудование и реактивы для проведения лабораторных опытов. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. “Хочу, потому что могу”. |
Урок начинается с химической разминки. Задание для учащихся: составьте формулы веществ по названиям. На слайде квадратики, в которых записаны названия веществ. Через 2 минуты учитель смещает квадратики, под которыми эти формулы записаны. |
Ученики составляют формулы веществ (2
минуты).
Учащиеся проверяют формулы по эталону. Анализируют ошибки, если они есть. |
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
Учитель говорит, что вещества
вступают в химические реакции и на прошлом уроке
учащиеся начали знакомство с разными типами
химических реакций. Ученикам предлагается выполнить следующее задание: расставить коэффициенты и определить тип химической реакции. |
Учащиеся определяют тип реакции,
расставляют коэффициенты. Через 2-3 минуты
желающие выполняют это же задание на
интерактивной доске, в ходе обсуждения
исправляются ошибки.
Ученики знают, что существуют четыре типа химических реакций по числу исходных веществ и конечных продуктов и обращают внимание на то, что среди уравнений отсутствует уравнения реакции замещения. |
III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. |
Учитель предлагает сформулировать тему
урока. Учитель предлагает сформулировать цели урока, используя ключевые слова: -формировать умения записывать........ , - распознавать ......., - применять правила при составлении ....... . |
Ученики формулируют тему урока и пытаются сформулировать цели урока. |
IV. Открытие нового знания Цель: решение УЗ (учебных задач) Форма организации: парная работа Методы: самостоятельная исследовательская деятельности; Новое знание учащиеся получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. |
Учитель говорит, что в реакцию
замещения вступает простое и сложное вещество.
Предлагает в качестве простого вещества взять
три металла: цинк, медь и железо, а в качестве
сложного вещества: соляную кислоту. Учитель предлагает составить правило взаимодействия металлов с кислотой на основании положения металлов в электрохимическом ряду напряжений (ЭРН). Учитель демонстрирует информационный модуль (ОМС) с правилом. Учитель говорит о том, что этот ряд имеет ещё одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металла, но с растворами солей. Предлагает провести лабораторный опыт между железом и сульфатом меди и медью и сульфатом алюминия. Учитель предлагает обсудить правило и сверить с общепринятой формулировкой, записанной в параграфе. Учитель предлагает составить уравнения соответствующих реакций. |
Ученики проводят лабораторные опыты и
сталкиваются с проблемой: медь не
взаимодействует с соляной кислотой.
Ученики формулируют правило и алгоритм действий при составлении уравнений реакций замещений.
Ученики сверяют сформулированное ими правило и алгоритм действий с общепринятым.
Ученики проводят лабораторные опыты и сталкиваются с проблемой: медь не взаимодействует с сульфатом алюминия. Ученики формулируют правило и алгоритм действий при составлении уравнений реакций замещений между металлами и растворами солей. Ученики составляют уравнения реакций и сверяют с эталоном. |
V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. |
Учитель демонстрирует интерактивный слайд и предлагает распознать реакции замещения среди остальных. | Ученики выполняют задание (2 мин). Один из учеников выходит к доске и проверяет правильность выполненного задания. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | Учитель предлагает следующее задание: составить уравнения возможных реакций. | Задания проверяют по эталону.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. |
VII. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
Учитель предлагает вернуться к целям
урокам и ответить на вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? |