Урок химии по теме "Реакция замещения". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Методическая информация
Тип урока/занятия Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока/занятия обеспечить усвоение учащимися понятия реакции замещения.
Задачи урока/занятия развить умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, распознавать реакции замещения среди остальных типов химических реакций, применять правила электрохимического ряда напряжений при составлении реакций замещения.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия знать условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей,

закрепить умения называть вещества, составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции, выполнять химический эксперимент.

Будут развиваться следующие универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Необходимое оборудование и материалы Компьютеры, проектор, экран, мультимедийная презентация выполненная в программе Smart notebook, лабораторное оборудование и реактивы для проведения лабораторных опытов.

Приложение

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. “Хочу, потому что могу”.

Урок начинается с химической разминки.

Задание для учащихся: составьте формулы веществ по названиям.

На слайде квадратики, в которых записаны названия веществ.

Через 2 минуты учитель смещает квадратики, под которыми эти формулы записаны.

Ученики составляют формулы веществ (2 минуты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся проверяют формулы по эталону. Анализируют ошибки, если они есть.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель говорит, что вещества вступают в химические реакции и на прошлом уроке учащиеся начали знакомство с разными типами химических реакций.

Ученикам предлагается выполнить следующее задание: расставить коэффициенты и определить тип химической реакции.

Учащиеся определяют тип реакции, расставляют коэффициенты. Через 2-3 минуты желающие выполняют это же задание на интерактивной доске, в ходе обсуждения исправляются ошибки.

Ученики знают, что существуют четыре типа химических реакций по числу исходных веществ и конечных продуктов и обращают внимание на то, что среди уравнений отсутствует уравнения реакции замещения.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Учитель предлагает сформулировать тему урока.

Учитель предлагает сформулировать цели урока, используя ключевые слова:

-формировать умения записывать........ ,

- распознавать .......,

- применять правила при составлении ....... .

Ученики формулируют тему урока и пытаются сформулировать цели урока.

IV. Открытие нового знания

Цель: решение УЗ (учебных задач)

Форма организации: парная работа

Методы: самостоятельная исследовательская деятельности;

Новое знание учащиеся получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

Учитель говорит, что в реакцию замещения вступает простое и сложное вещество. Предлагает в качестве простого вещества взять три металла: цинк, медь и железо, а в качестве сложного вещества: соляную кислоту.

Учитель предлагает составить правило взаимодействия металлов с кислотой на основании положения металлов в электрохимическом ряду напряжений (ЭРН).

Учитель демонстрирует информационный модуль (ОМС) с правилом.

Учитель говорит о том, что этот ряд имеет ещё одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металла, но с растворами солей.

Предлагает провести лабораторный опыт между железом и сульфатом меди и медью и сульфатом алюминия.

Учитель предлагает обсудить правило и сверить с общепринятой формулировкой, записанной в параграфе.

Учитель предлагает составить уравнения соответствующих реакций.

Ученики проводят лабораторные опыты и сталкиваются с проблемой: медь не взаимодействует с соляной кислотой.

 

 

Ученики формулируют правило и алгоритм действий при составлении уравнений реакций замещений.

 

 

 

Ученики сверяют сформулированное ими правило и алгоритм действий с общепринятым.

 

Ученики проводят лабораторные опыты и сталкиваются с проблемой: медь не взаимодействует с сульфатом алюминия.

Ученики формулируют правило и алгоритм действий при составлении уравнений реакций замещений между металлами и растворами солей.

Ученики составляют уравнения реакций и сверяют с эталоном.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Учитель демонстрирует интерактивный слайд и предлагает распознать реакции замещения среди остальных.

Ученики выполняют задание (2 мин). Один из учеников выходит к доске и проверяет правильность выполненного задания.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Учитель предлагает следующее задание: составить уравнения возможных реакций.

Задания проверяют по эталону.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Учитель предлагает вернуться к целям урокам и ответить на вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?