Внеклассное мероприятие по географии "Волга – великая река"

Разделы: География


Цели и задачи: углубить, систематизировать представления детей о великой русской реке Волге, воспитывать любовь к родной реке, родному дому, к Родине. Познакомить учащихся с крупными городами на берегах реки, народами и их обычаями.

Ход внеклассного мероприятия

Организационный момент.

Дети заходят в зал. Звучит песня в исполнении Л.Зыкиной.

О.В

- Чтобы начать путешествие по реке Волге нам надо поделиться на две группы. Одна группа будет путешествовать на лодке с названием "Валдай", а вторая на лодке с названием "Каспий".

Ну что же, все готовы, начинаем нашу экскурсию.

А.С.

Рис.1.

Рассказ о Волге.

Реки подобны вечности. Из века в век текут они от истоков к устьям, меняя свой вид и становясь более полноводными и могучими. Они пересекают равнины, пробиваются сквозь каменные громады гор, передвигают границы морских побережий.

Рис.2.

Река Волга берет начало от Валдая, в краю лесов и озер, где климат влажен и дожди часты. ЕЕ родина - Великолукская область, село Волговерховье. Если от правления села спуститься вниз к болоту, то можно увидеть деревянный сруб. Он поставлен над неглубоким колодцем с родниками прозрачной воды. У колодца надпись:"Исток Волги. Колодец разрушенный немецкими, восстановлен.Июль 1942 года".

Начинаясь с небольшого ручейка, принимая на пути притоки и речушки, - своих друзей, река становится все шире и могучее. Географы сравнивают ее изображение на карте с пышно разросшимся деревом: широкая, разветвленная дельта - это корни дерева, южный участок, где почти нет притоков, - ствол, выше - буйно разросшаяся крона. Протяженность Волги 3531 км, она занимает первое место среди рек Европы. У Астрахани ширина реки достигает 50 км.

Учащиеся читают стихи о Волге.

ВОЛГА (Н.А. Орлов)

Река моя любимая,
Река моя широкая,
Река неутомимая,
Как океан глубокая.
Течешь века, украшена
Долинами и кручами,
Под стать народу нашему -
Такая же могучая.
Немало рек в любой стране
Текут, кипят и пенятся,
Но красотой, поверьте мне,
Им с Волгою не мерится!

РУЧЕЕК (Н.Якушев)

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Скольких разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

3.

О.В.

- Пока мы с вами находимся у истока реки, давайте поиграем в игру "Ручеек".

Перед вами пять переправ. Все их надо преодолеть, не замочив ног.

Первыми будут переправляться путешественники с лодки "Валдай".

(ученики с лодки "Валдай" перепрыгивают через "реку". Подведены итоги.)

Теперь представители "Каспия".(Ученики второй группы прыгают через реку. Подводятся итоги).

Правила игры "Ручеек"

На площадке обозначается ручеек, дети должны преодолеть ручеек на пяти переправах.

1 - перешагнуть.

2 - перепрыгнуть, отталкиваясь двумя ногами;

3 - перепрыгнуть, отталкиваясь одной ногой;

4 - перебежать по бревну;

5 - "Тарзанка".

А.С.

-Плывя по Волге, можно изучать историю нашей страны, наслаждаться неописуемой красотой волжских берегов, знакомится с большими и малыми городами нашей страны.

Учащиеся "проводят экскурсии" по городам Волги . Казань, Волгоград, Ярославль, Нижний Новгород. Задают вопросы своим экскурсантам.

Рис.6                                          Рис.7

А.С.

- Когда встречаешься с Волгой, перед тобой раскрывается летопись родной страны. Многое перевидала, многое пережила, многое перечувствовала Волга. А в первую очередь люди, живущие на ее берегах.

А сколько с Волгой связано великих имен полководцев, певцов, художников, музыкантов, политических деятелей.

Сегодня мы вспомним И.Репина и его картину "Бурлаки на Волге", Н.Некрасова и стихотворение "На Волге" и послушаем в исполнении Ф.Шаляпина песню бурлаков

"Дубинушка".

О.В.

- Давайте попробуем представить, что же делали бурлаки.

Игра "Баржа".(3 мальчика "бурлака" тянут по реке "баржу" с грузом. Доставить груз надо как можно быстрее.)

Представители "Валдая" и "Каспия" соревнуются. Подводятся итоги.

Рис.8

- Реке все под силу. Тем более-великой реке. И великой Волгу-матушку делают не столько протяженность и полноводность, сколько ее история, судьбы народов, живущих не ее берегах, их повседневная жизнь от легендарных времен до сегодняшнего дня.

Рис.9

Учащиеся рассказывают о народах, которые проживают на берегах реки Волги.

Рис.10

В конце нашей экскурсии ребятам предлагается сыграть в народные игры.

Летучая мышь (Сяра серси)

Рис.11

Две тонкие палочки связывают накрест. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные вокруг них.

Один из капитанов первым бросает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле.

Отнимать уже пойманную мышь не разрешается. Поймавший отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до определенного количества очков.

Ловишки (Тотыш уены)

Рис.12

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается осалить любого игрока. Каждый кого он поймал, становится его помощником. Взявшись за руки они ловят бегающих, пока не поймают всех.

А.С.

- Наша экскурсия подошла к концу. Мы много узнали о великой реке Волге. Побывали в крупнейших городах, расположенных на берегах реки. Поиграли в игры. Ответили на интересные вопросы.

Вы посетили нашу виртуальную экскурсию, и мы очень надеемся, что у наших экскурсантов появилось желание увидеть все это великолепие в живую.