Цель: формировать умение самостоятельно писать сочинение, описывающее изменения в природе осенью.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения проводить наблюдения по заданной теме и подбирать материал к сочинению;
- формировать умения раскрывать тему и основную мысль в собственном тексте;
- формировать умения использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;
- закрепить навыки работы над сочинением-описанием;
- обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении;
- дать понятие об этюде как об одном из видов тренировочных упражнений в искусстве.
Ориентированные на развитие личности учащегося:
- развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;
- обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;
- развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
- создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
- обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и творческую активность;
- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке;
- воспитывать любовь к своей родине
Содержание учебного материала урока:
Слова разных частей речи, которые подбираются под руководством учителя, на основе наблюдений, сравнений, просмотра видеоматериалов, анализа художественных произведений разных авторов и на основе личного восприятия учащихся.
Технологическая карта урока.
Этапы урока, учебные задачи. | Содержание урока. | Примечание. | |
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | ||
1. Организационный: подготовка учащихся
к работе. Цель: обеспечение комфортной внешней обстановки для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему уроку. |
Учитель приветствует детей: - Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас будет урок русского языка. - А о чём мы будем говорить на уроке, наверно, кто-то из вас уже догадался? |
Дети входят в класс под музыку
С.В.Рахманинова (сочинение 33), которая
сопровождает слайды презентации. Учащиеся обращают внимание на музыку и слайды. Некоторые учащиеся заметили слово "осень", другие слово - "этюд", которые они и называют. |
|
2. Целеполагание и мотивация Цель: повысить мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении учебно-познавательных задач. |
- Правильно ребята. Сегодня на уроке мы
с вами будем говорить об осени, но не совсем
обычно. Некоторые из вас увидели слово этюд в презентации. -А с чем это слово было связано? - А как вы думаете почему так? - Что использует музыкант, чтобы написать этюд? - А художник? - А фотограф? -А что мы с вами можем сделать сегодня на уроке русского языка? Учитель ставит проблемный вопрос: - А что же мы с вами будем использовать, чтобы написать этюд? - Сейчас мы и займёмся подбором слов для написания сочинения. |
Ответы детей: ноты, картины, фотографии. Ответы детей, которые занимаются в музыкальной школе. Этюд - это небольшая пьеса для развития техники в игре. Ноты. Карандаш, кисти, краски. Фотоаппарат. Написать этюд об осени. Дети дают разные варианты ответов, одним из которых является правильным - слова.
|
Активизация познавательной
деятельности путём постановки проблемного
вопроса, создание стимула к изучению нового вопроса.
|
3. Подготовка к основному этапу усвоения
учебного материала. Цель: мотивировать и мобилизовать силы учеников, стимулировать их к успеху; актуализировать ранее приобретённые знания; мотивировать формирование настойчивости и дисциплинированности. Рефлексия. |
1.- Прежде чем мы начнём подбирать слова,
давайте пригласим осень к нам песней.( "Осень в
лесу" Cлова В.Жубинской, музыка С Владимировой)
-Какой приём использует автор стихов этой песни, чтобы рассказать об осени? -Какая осень? - Как вы себе представляете осень? - Женщина- красавица, которая пришла в лес. Чудесным образом украсила деревья в лесу: клён, берёзы, ясень, рябины. - В каком ритме движется она? - Какие существительные мы могли бы с вами записать для нашего сочинения. Учитель показывает эти слова на слайде. - А теперь выпишите себе 3-4 существительных, которые вам больше всего понравились, на листок в столбик. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные 2.-А вам захотелось бы увидеть осень прямо сейчас? - Тогда смотрите!! - Понравилось? А что запомнилось? - Скажите, а какие цвета осени увидели? - А какая была музыка по настроению? Как движется осень сначала, как потом? Учитель подводит итог: - Да, действительно, сначала осень движется стремительно, радостно, вокруг всё переливается разными красками. Но потом становится холоднее, листья опадают, краски тускнеют, пора золотой осени проходит и настроение - грустное, печальное, спокойное. Наступает пора ожидания зимы. - Какая часть речи помогала нам сейчас? -Выпишите себе самые понравившиеся прилагательные во второй столбик на листочек. 3. - Посмотрите на свои листы со словами. Скажите, каких ещё слов нам не хватает, чтобы составить предложения про осень? - Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Прочитайте стихи русских поэтов и выпишите себе глаголы в третий столбик. - Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Учитель вывешивает таблички.
- Поделитесь своими глаголами, запишите ещё по 1-2 глагола из столбиков других колонок. |
Дети поют песню ( поют стоя, чуть
покачиваясь) 1. Осень краски взяла, 2. Пожелтел березняк, 3. У рябин на весу -Олицетворение. -Живая. - Женщина- красавица, которая пришла в лес. Чудесным образом украсила деревья в лесу: клён, берёзы, ясень, рябины. - Вальс, плавные легкие шаги. Дети называют слова:
Дети выписывают слова. -Да. -Дети смотрят слайд-шоу с осенними пейзажами под музыку А.Вивальди "Времена Года" Разные ответы. -Дети перечисляют цвета:
- Дети подбирают слова:
- Имя прилагательное. - Глаголов. Дети первой колонки читают строчки из стихов Н.А. Некрасова: Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно- покой и простор! Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр. Дети второй колонки читают строчки из стихов И.Бунина: Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, Дети третьей колонки читают строки из стихов А.А.Майкова: Кроет уж лист золотой Выписывают глаголы на листочки работа ведется в парах. Дети выписывают ещё по 1-2 глаголу. |
Создается эмоциональный настрой на
восприятие красоты осенней природы. (межпредметные связи) Активизация процессов мышления. Включение в поисковую деятельность.
Дети работают в парах. |
4. Первичная проверка понимания
учащимися нового материала и закрепление знаний.
Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний. |
- Мы подобрали слова, из которых можно
составить предложения об осени. Проблемный вопрос: - Чего нам не хватает, чтобы начать писать сочинение? - Давайте подберём темы к нашему сочинению- описанию. - А теперь выберете себе одну тему и запишите на листочке посередине. |
- У нас нет темы. Дети предлагают разные варианты: "Волшебница- осень", "Чудо-осень", "Что за осень!", "Золотая осень". Дети выбирают и списывают тему на листок. |