Урок развития речи. Сочинение-описание "Этюд об осени"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать умение самостоятельно писать сочинение, описывающее изменения в природе осенью.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умения проводить наблюдения по заданной теме и подбирать материал к сочинению;
  • формировать умения раскрывать тему и основную мысль в собственном тексте;
  • формировать умения использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;
  • закрепить навыки работы над сочинением-описанием;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
  • провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении;
  • дать понятие об этюде как об одном из видов тренировочных упражнений в искусстве.

Ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;
  • обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;
  • развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
  • создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
  • обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и творческую активность;
  • воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке;
  • воспитывать любовь к своей родине

Содержание учебного материала урока:

Слова разных частей речи, которые подбираются под руководством учителя, на основе наблюдений, сравнений, просмотра видеоматериалов, анализа художественных произведений разных авторов и на основе личного восприятия учащихся.

Технологическая карта урока.

Этапы урока, учебные задачи. Содержание урока. Примечание.
Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Цель: обеспечение комфортной внешней обстановки для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему уроку.

Учитель приветствует детей:

- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас будет урок русского языка.

- А о чём мы будем говорить на уроке, наверно, кто-то из вас уже догадался?

Дети входят в класс под музыку С.В.Рахманинова (сочинение 33), которая сопровождает слайды презентации.

Учащиеся обращают внимание на музыку и слайды.

Некоторые учащиеся заметили слово "осень", другие слово - "этюд", которые они и называют.

 
2. Целеполагание и мотивация

Цель: повысить мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении учебно-познавательных задач.

- Правильно ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об осени, но не совсем обычно.

Некоторые из вас увидели слово этюд в презентации.

-А с чем это слово было связано?

- А как вы думаете почему так?

- Что использует музыкант, чтобы написать этюд?

- А художник?

- А фотограф?

-А что мы с вами можем сделать сегодня на уроке русского языка?

Учитель ставит проблемный вопрос:

- А что же мы с вами будем использовать, чтобы написать этюд?

- Сейчас мы и займёмся подбором слов для написания сочинения.

Ответы детей: ноты, картины, фотографии.

Ответы детей, которые занимаются в музыкальной школе. Этюд - это небольшая пьеса для развития техники в игре.

Ноты.

Карандаш, кисти, краски.

Фотоаппарат.

Написать этюд об осени.

Дети дают разные варианты ответов, одним из которых является правильным - слова.

 

Активизация познавательной деятельности путём постановки проблемного вопроса,

создание стимула к изучению нового вопроса.

 

3. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Цель: мотивировать и мобилизовать силы учеников, стимулировать их к успеху; актуализировать ранее приобретённые знания; мотивировать формирование настойчивости и дисциплинированности.

Рефлексия.

1.- Прежде чем мы начнём подбирать слова, давайте пригласим осень к нам песней.( "Осень в лесу" Cлова В.Жубинской, музыка С Владимировой)

 

-Какой приём использует автор стихов этой песни, чтобы рассказать об осени?

-Какая осень?

- Как вы себе представляете осень? - Женщина- красавица, которая пришла в лес. Чудесным образом украсила деревья в лесу: клён, берёзы, ясень, рябины.

- В каком ритме движется она?

- Какие существительные мы могли бы с вами записать для нашего сочинения.

Учитель показывает эти слова на слайде.

- А теперь выпишите себе 3-4 существительных, которые вам больше всего понравились, на листок в столбик. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные

2.-А вам захотелось бы увидеть осень прямо сейчас?

- Тогда смотрите!!

- Понравилось? А что запомнилось?

- Скажите, а какие цвета осени увидели?

- А какая была музыка по настроению? Как движется осень сначала, как потом?

Учитель подводит итог:

- Да, действительно, сначала осень движется стремительно, радостно, вокруг всё переливается разными красками. Но потом становится холоднее, листья опадают, краски тускнеют, пора золотой осени проходит и настроение - грустное, печальное, спокойное. Наступает пора ожидания зимы.

- Какая часть речи помогала нам сейчас?

-Выпишите себе самые понравившиеся прилагательные во второй столбик на листочек.

3. - Посмотрите на свои листы со словами. Скажите, каких ещё слов нам не хватает, чтобы составить предложения про осень?

- Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах.

Прочитайте стихи русских поэтов и выпишите себе глаголы в третий столбик.

- Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Учитель вывешивает таблички.

  • Выспаться,
  • поблекнуть,
  • не успели,
  • лежат.
  • Блестят,
  • темнеют,
  • синеют.
  • Кроет,
  • топчу,
  • горят,
  • бежать,
  • слышать,
  • трещат,
  • загребать.

- Поделитесь своими глаголами, запишите ещё по 1-2 глагола из столбиков других колонок.

Дети поют песню ( поют стоя, чуть покачиваясь)

1. Осень краски взяла,
Начала рисовать.
В старый лес забралась.
И его не узнать.

2. Пожелтел березняк,
Тонкий клён заалел,
Золотистый пиджак
Стройный ясень надел.

3. У рябин на весу
Гроздья ягод в огне!
Красит осень в лесу
Всё подряд в октябре.

-Олицетворение.

-Живая.

- Женщина- красавица, которая пришла в лес. Чудесным образом украсила деревья в лесу: клён, берёзы, ясень, рябины.

- Вальс, плавные легкие шаги.

Дети называют слова:

  • красавица
  • ковер
  • волшебница
  • шаг
  • чудо
  • краски
  • колдовство
  • убор
  • наряд
  • пиджак
  • хоровод

Дети выписывают слова.

-Да.

-Дети смотрят слайд-шоу с осенними пейзажами под музыку А.Вивальди "Времена Года"

Разные ответы.

-Дети перечисляют цвета:

  • золотой,
  • алый,
  • багряный,
  • пурпурный,
  • коричневый,
  • оранжевый,
  • желтый,
  • зеленый,
  • красный,
  • голубой.

- Дети подбирают слова:

  • радостное,
  • торжественное,
  • ликующее,
  • спокойное,
  • умиротворенное,
  • печальное.

- Имя прилагательное.

- Глаголов.

Дети первой колонки читают строчки из стихов Н.А. Некрасова:

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно- покой и

простор!

Листья поблекнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Дети второй колонки читают строчки из стихов И.Бунина:

Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Дети третьей колонки читают строки из стихов А.А.Майкова:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу:
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

Выписывают глаголы на листочки работа ведется в парах.

Дети выписывают ещё по 1-2 глаголу.

Создается эмоциональный настрой на восприятие красоты осенней природы.

(межпредметные связи)

Активизация процессов мышления.

Включение в поисковую деятельность.

 

Дети работают в парах.

4. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

- Мы подобрали слова, из которых можно составить предложения об осени.

Проблемный вопрос:

- Чего нам не хватает, чтобы начать писать сочинение?

- Давайте подберём темы к нашему сочинению- описанию.

- А теперь выберете себе одну тему и запишите на листочке посередине.

- У нас нет темы.

Дети предлагают разные варианты:

"Волшебница- осень",

"Чудо-осень",

"Что за осень!",

"Золотая осень".

Дети выбирают и списывают тему на листок.