Цели: расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, познакомить с произведениями вологодских кружевниц.
Задачи:
- Обратить внимание учащихся на связь кружева с жизнью
- Развивать чувство композиции. ритма, формировать графические умения в рисовании кистью декоративных мотивов
- Воспитывать у детей эстетический вкус и интерес к поискам и проявлениям искусства в жизни
Оборудование:
- Предметы народного творчества - вологодские кружева;
- Карточки с терминами: сколок, коклюшки. кружевница. сетка-решётка;
- Таблицы с изображением кружев и различными элементами кружев;
- Чёрная бумага, кисти, тычки. белая гуашь.
Ход урока
Учитель: Тема нашего урока "Вологодское кружево". Кружево - это украшение, вещь в обиходе не обязательная. И всё таки большинство людей не остаются равнодушными при виде кружева. А в прежние времена не только женщины, но и мужчины не были равнодушны к кружевам.
Учитель: В какой стране происходят события?
Во Франции одежда мушкетёров украшена кружевами: кружевные воротники. манжеты. Лучшие художники Испании и Франции делали эскизы кружев, составляли целые альбомы и издавали их. В богатейшие растительные орнаменты они включали изображения мифологических животных, портреты людей.
Учитель: Но чтобы сплести такое кружево требуется не только виртуозное мастерство, но и месяцы, а порой и годы кропотливого труда.
Кружева
Как родятся кружева?
Точно так же как слова
Удивительной частушки
К слову слово.
К нити нить.
Мелодичные коклюшки
Перезвон ваш не забыть:
Как родятся кружева?
Не спеша, едва-едва.
На узор скорей взгляните
В нём и радость и беда.
Пусть не оборвутся нити
С нашим прошлым никогда.
Учитель: А из чего плетут кружева?
Плетут их из льна. Выращивание льна вдело трудоёмкое. Сеют его во влажную, но уже прогретую землю. пропалывают от сорняков, а когда поспевал выдёргивали из земли вместе с корнями и в старину всё это делали вручную. Затем лён высушат и обмолотят от семян, а соломку вывезут в поле. расстелят ровными тонкими рядами, чтобы вылежалась соломка. вымокла под дождями и освободилась от наружного ненужного слоя - коросты. Потом лён мяли и освобождали от грубых частиц-отрепьев, которые шли на пряжу для мешковины. Затем чесали лён и получали чистое волокно - кудель. Из кудели выпрядали льняные нитки.
Учитель: Прясть обычно собирались в большую избу много мастериц и чтобы работа не казалась утомительной пели песни. сказывали сказки. И вот в один из таких вечеров. какая то из мастериц придумала сказку про лён.
Из льна делали не только кружева, но и холсты для картин. паруса для кораблей.
О кружевах впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1252 года и и названы они там златными. Описание кружев встречается и в других исторических документах с таким названием: шитое. пряденое. волочённое. низанное. саженное жемчугом. Это значит существовало несколько способов изготовления кружев. Для его изготовления употребляли золотую и серебряную нить. жемчуг, перья, пух. Кружевоплетение в старину называли "женским замышлением", а кружевниц "плетеями".
Кружева имеют свои названия и по этим названиям можно судить. что на них "нарисовано": "дубовый лист", "роза", "кораблик". "сосновый бор".
В России существовало сколочное кружево. от сколка, рисунка закреплённого на подушке, по которому многими парами коклюшек одновременно выплетали узор и сетку-решётку.Коклюшки -это еловые или сосновые круглые палочки с углублением на концах. в которые наматываются нитки. Концы этих ниток привязывают к булавкам, воткнутым в большую жёсткую подушку. похожую на бочонок. Чем сложнее кружево. тем больше требуется коклюшек.
Учитель обращает внимание на доску. на термины:коклюшки, сколок. сетка-решётка.
Кружево может быть любой формы: овальное. квадратное, круглое.
Какое настроение создаёт кружево?
Какие изображения вы видите на кружеве?
Практическая часть:
Задание: сегодня вы сами попробуете нарисовать кружево, а для этого я прошу вас обратить внимание на то, как я это буду делать на доске.
Выставка работ.