Открытое занятие по теме "Вологодское кружево"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели: расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, познакомить с произведениями вологодских кружевниц.

Задачи:

  • Обратить внимание учащихся на связь кружева с жизнью
  • Развивать чувство композиции. ритма, формировать графические умения в рисовании кистью декоративных мотивов
  • Воспитывать у детей эстетический вкус и интерес к поискам и проявлениям искусства в жизни

Оборудование:

  • Предметы народного творчества - вологодские кружева;
  • Карточки с терминами: сколок, коклюшки. кружевница. сетка-решётка;
  • Таблицы с изображением кружев и различными элементами кружев;
  • Чёрная бумага, кисти, тычки. белая гуашь.

Ход урока

Учитель: Тема нашего урока "Вологодское кружево". Кружево - это украшение, вещь в обиходе не обязательная. И всё таки большинство людей не остаются равнодушными при виде кружева. А в прежние времена не только женщины, но и мужчины не были равнодушны к кружевам.

Учитель: В какой стране происходят события?

Во Франции одежда мушкетёров украшена кружевами: кружевные воротники. манжеты. Лучшие художники Испании и Франции делали эскизы кружев, составляли целые альбомы и издавали их. В богатейшие растительные орнаменты они включали изображения мифологических животных, портреты людей.

Учитель: Но чтобы сплести такое кружево требуется не только виртуозное мастерство, но и месяцы, а порой и годы кропотливого труда.

Кружева

Как родятся кружева?
Точно так же как слова
Удивительной частушки
К слову слово.
К нити нить.
Мелодичные коклюшки
Перезвон ваш не забыть:
Как родятся кружева?
Не спеша, едва-едва.
На узор скорей взгляните
В нём и радость и беда.
Пусть не оборвутся нити
С нашим прошлым никогда.

Учитель: А из чего плетут кружева?

Плетут их из льна. Выращивание льна вдело трудоёмкое. Сеют его во влажную, но уже прогретую землю. пропалывают от сорняков, а когда поспевал выдёргивали из земли вместе с корнями и в старину всё это делали вручную. Затем лён высушат и обмолотят от семян, а соломку вывезут в поле. расстелят ровными тонкими рядами, чтобы вылежалась соломка. вымокла под дождями и освободилась от наружного ненужного слоя - коросты. Потом лён мяли и освобождали от грубых частиц-отрепьев, которые шли на пряжу для мешковины. Затем чесали лён и получали чистое волокно - кудель. Из кудели выпрядали льняные нитки.

Учитель: Прясть обычно собирались в большую избу много мастериц и чтобы работа не казалась утомительной пели песни. сказывали сказки. И вот в один из таких вечеров. какая то из мастериц придумала сказку про лён.

Из льна делали не только кружева, но и холсты для картин. паруса для кораблей.

О кружевах впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1252 года и и названы они там златными. Описание кружев встречается и в других исторических документах с таким названием: шитое. пряденое. волочённое. низанное. саженное жемчугом. Это значит существовало несколько способов изготовления кружев. Для его изготовления употребляли золотую и серебряную нить. жемчуг, перья, пух. Кружевоплетение в старину называли "женским замышлением", а кружевниц "плетеями".

Кружева имеют свои названия и по этим названиям можно судить. что на них "нарисовано": "дубовый лист", "роза", "кораблик". "сосновый бор".

В России существовало сколочное кружево. от сколка, рисунка закреплённого на подушке, по которому многими парами коклюшек одновременно выплетали узор и сетку-решётку.Коклюшки -это еловые или сосновые круглые палочки с углублением на концах. в которые наматываются нитки. Концы этих ниток привязывают к булавкам, воткнутым в большую жёсткую подушку. похожую на бочонок. Чем сложнее кружево. тем больше требуется коклюшек.

Учитель обращает внимание на доску. на термины:коклюшки, сколок. сетка-решётка.

Кружево может быть любой формы: овальное. квадратное, круглое.

Какое настроение создаёт кружево?

Какие изображения вы видите на кружеве?

Практическая часть:

Задание: сегодня вы сами попробуете нарисовать кружево, а для этого я прошу вас обратить внимание на то, как я это буду делать на доске.

Выставка работ.