Цели:
познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям;
учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное;
развивать внимание, память, логическое мышление, словарный запас, кругозор;
воспитывать интерес к предмету, понимание ценности доброго отношения.
Учащиеся должны:
получить представление о трёх типах склонения имён существительных;
учиться распознаванию склонений существительных;
уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений;
формировать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся;
воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
(Слайд №1.) - Урок я хочу начать с таких слов:
- Как вы понимаете слова: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”? - Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. Давайте дарить друг другу добро. И тогда мир станет для всех лучше. Открываем тетради, записываем число, классная работа. |
Высказывания обучающихся. |
Минутка чистописания. | |
(Слайд № 2.) - Для минутки чистописания я выбрала букву, которую на Руси называли “добро”. Какая это буква? (На доске прописаны образцы букв и соединений.) - Из каких элементов состоит заглавная буква Д? - Пропишем правильно эту букву. - Из каких элементов состоит строчная буква д? - Пропишем. - Пропишем соединения этих букв по образцу. До да Ди ду Дл дм Дв дз |
- Это буква Д. Высказывания обучающихся. Дети прописывают образцы. Высказывания обучающихся. Дети прописывают образцы. Дети прописывают образцы. |
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. | |
- Как часто горят в сказках: “… и стали
они жить-поживать и добра наживать”. Какой смысл
имеет в данном случае слово “добро”? - Сегодня на уроке мы откроем новый секрет имён существительных. (На доске открывается записанная часть темы урока.) - Какой это секрет, вы узнаете позже. Можно ли сказать, что мы “наживём добра” в виде новых знаний? (Слайд № 3.) - В домашнем задании вы просклоняли слова лиса и кот. Что вы можете сказать о падежных окончаниях: одинаковы ли они в одних и тех же падежах? - Поменяйтесь тетради и проверьте друг у друга написание окончаний по образцу на слайде. Если найдёте ошибку у друга, поставьте на полях напротив карандашом галочку. - Как вы думаете, почему падежные окончания слова лиса отличаются от падежных окончаний слова кот? |
- Приобретение чего-то нового, нужного…
- Да.
- Нет, они разные.
Дети выполняют взаимопроверку по эталону. - Это зависит от рода имени существительного. |
Постановка учебной задачи (проблемы). | |
- Хорошо. Давайте проверим ваше
предположение. Ниже в тетради-задачнике
обратимся к двум предложениям. (Слайд № 4.) - Покажите окончания выделенных слов и запишите рядом признаки этих слов как частей речи. Ученики записали слова в тетрадке. Ученики записали слова в тетради. - Подтверждается ли ваше предположение? - Смогли ли мы определить, от чего зависит падежное окончание имени существительного? - Кто догадался о чём будем говорить, изучая этот раздел? - Мы откроем новый секрет имён существительных. (Слайд № 5.) - А каков главный вопрос, на который мы должны ответить? (Слайд № 6.) - Итак, задачи урока: познакомиться с тремя типами склонения имён существительных, узнать как определить тип склонения имени существительного. |
Дети в тетрадях-задачниках определяют грамматические признаки имён существительных. - Нет.
- Будем говорить о падежных окончаниях имён существительных.
- От чего зависит падежное окончание имени существительного? |
Знакомство с новым материалом. | |
Знакомство с тремя типами склонения имён существительных. | |
- Подберите как можно больше
однокоренных имён существительных к слову “доброта”. (Слайд № 7.) - Прочитайте слова, которые я для вас подобрала. Смысл, каких слов вы бы хотели уточнить? (На экране слова: добро, доброта, доброжелательница, доброжелатель, доброжелательность, добродушие, Добрыня, добрый, добросовестность, добряк, одобрение, добродушность.) - Какое слово лишнее? Почему? - Наблюдая за окончаниями имён существительных при изменении их по падежам, учёные заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три типа склонения по падежам имён существительных. Это и есть новый секрет имён существительных – все существительные делятся на три группы по типу склонения. (На доске открывается тема – “Три типа склонения имён существительных”) (На экране слова распределяются по типам склонения.) - Попробуем определить, по какому признаку происходит распределение слов. (Если дети затрудняются, можно задать наводящий вопрос: “Обращайте внимание на род и на окончание в начальной форме.”) - Чтобы проверить свои предположения, прочитаем сообщение в учебнике. (Чтение правила на стр. 79) - Что вы узнали из сообщения? - По каким же признакам слова узнают его склонение? – Заполните таблицу в упр. 179 в тетради-задачнике, опираясь на сообщение авторов. (Слайд № 8.) |
Дети называют однокоренные слова.
- “Добрый”. Это имя прилагательное.
Дети делают свои предположения.
Дети высказываются. Дети высказываются. Дети заполняют таблицу в тетрадях-задачниках. |
Физминутка. (Слайд № 9-12.) | |
Алгоритм определения склонения имени существительного. | |
(Слайд № 13.) - Вернёмся к домашнему заданию. Теперь вы можете сказать, почему в одних и тех же падежах окончания имён существительных различны? - Как мы будем определять склонение имени существительного? (Слайд № 14.) - Давайте составим алгоритм. На что будем смотреть сначала? (На экране появляются части алгоритма) - Что теперь будем делать? - Что останется определить? |
- Да. Эти существительные разных типов склонения. Дети высказываются. - Определим род имени существительного. - Выделим окончание. - По роду и окончанию определим склонение. |
Первичное закрепление. | |
- Давайте попробуем действовать по
алгоритму. Из упр. 183 в тетради-задачнике выпишем
слова в три столбика: в первый – слова 1
склонения, во второй – 2 склонения, в третий – 3
склонения. - Это всё замечательно, но мы с вами пропустили один пункт. Какой – вы догадаетесь сами. Обратимся к пословице – девизу нашего урока: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”. Найдите имена существительные, выпишите их столбик и определите склонение. - Почему не можем сразу определить склонение? - Что надо с ними сделать? - Итак, какой пункт мы пропустили? (На экране появляется новый пункт алгоритма.) - Как вы думаете, этот пункт каким номером надо поставить? (На экране появляется последовательность пунктов алгоритма.) - Запишем слова в начальной форме и определим склонение. |
Дети по очереди выходят к доске и выписывают по одному слову.
- Они стоят в формах косвенных падежей. - Поставить в И.п. или в начальную форму. - Поставь слово в начальную форму.
- Этот пункт – первый.
Дети выполняют задание. |
Закрепление материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | |
(Слайд № 15.) - А теперь поработаем в парах: на экране высказывание мудреца: “День доброго человека освещается добрым поступком, а злодей всегда живёт в темноте”. Как понимаете эти слова? - Работая в парах, выпишите из него все существительные и определите тип склонения. Договоритесь между собой, как будете работать. - Выполним проверку по эталону. (На экране появляется эталон выполнения задания) |
Дети высказываются.
Дети работают в парах. |
Итог урока. Рефлексия. | |
(Слайд № 16.) - Подведём итог урока. На какой вопрос мы сегодня искали ответ? - Смогли мы на него ответить? - Достигли ли мы задач урока: Познакомились с типами склонения имён существительных? - Узнали как определить тип склонения имени существительного? - Как будете определять склонение имени существительного? - Можно ли сказать, что мы “добра нажили”? - Были ли у вас затруднения? - Когда сможем использовать знания, полученные на уроке? - Как думаете, чем мы займёмся на следующем уроке? - А сейчас я прошу вас отметить на шкале знаний на полях своих тетрадей, как вы поняли эту тему. (Слайд № 17.) - Мне понравилось наша работа сегодня. Я желаю вам добра, и вы пожелайте друг другу. …. (Оценивание работы детей.) |
- От чего зависит падежное окончание имени существительного? - Да. Падежное окончание имён существительных зависит от типа склонения. Дети высказываются. Дети высказываются. Дети высказываются. |
Домашнее задание: упр. 184 |