Урок русского языка по теме "Знакомство с тремя типами склонения имен существительных и способом определения склонения". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям;

учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное;

развивать внимание, память, логическое мышление, словарный запас, кругозор;

воспитывать интерес к предмету, понимание ценности доброго отношения.

Учащиеся должны:

получить представление о трёх типах склонения имён существительных;

учиться распознаванию склонений существительных;

уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений;

формировать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся;

воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
(Слайд №1.)

- Урок я хочу начать с таких слов:

Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…

- Как вы понимаете слова: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”?

- Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. Давайте дарить друг другу добро. И тогда мир станет для всех лучше.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 

 

 

 

 

 

Высказывания обучающихся.

Минутка чистописания.
(Слайд № 2.)

- Для минутки чистописания я выбрала букву, которую на Руси называли “добро”. Какая это буква?

(На доске прописаны образцы букв и соединений.)

- Из каких элементов состоит заглавная буква Д?

- Пропишем правильно эту букву.

- Из каких элементов состоит строчная буква д?

- Пропишем.

- Пропишем соединения этих букв по образцу.

До да Ди ду Дл дм Дв дз

 

- Это буква Д.

Высказывания обучающихся.

Дети прописывают образцы.

Высказывания обучающихся.

Дети прописывают образцы.

Дети прописывают образцы.

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
- Как часто горят в сказках: “… и стали они жить-поживать и добра наживать”. Какой смысл имеет в данном случае слово “добро”?

- Сегодня на уроке мы откроем новый секрет имён существительных. (На доске открывается записанная часть темы урока.)

- Какой это секрет, вы узнаете позже. Можно ли сказать, что мы “наживём добра” в виде новых знаний?

(Слайд № 3.)

- В домашнем задании вы просклоняли слова лиса и кот. Что вы можете сказать о падежных окончаниях: одинаковы ли они в одних и тех же падежах?

- Поменяйтесь тетради и проверьте друг у друга написание окончаний по образцу на слайде. Если найдёте ошибку у друга, поставьте на полях напротив карандашом галочку.

- Как вы думаете, почему падежные окончания слова лиса отличаются от падежных окончаний слова кот?

 

- Приобретение чего-то нового, нужного…

 

 

 

 

- Да.

 

- Нет, они разные.

 

Дети выполняют взаимопроверку по эталону.

- Это зависит от рода имени существительного.

Постановка учебной задачи (проблемы).
- Хорошо. Давайте проверим ваше предположение. Ниже в тетради-задачнике обратимся к двум предложениям.

(Слайд № 4.)

- Покажите окончания выделенных слов и запишите рядом признаки этих слов как частей речи.

Ученики записали слова в тетрадке.

Ученики записали слова в тетради.

- Подтверждается ли ваше предположение?

- Смогли ли мы определить, от чего зависит падежное окончание имени существительного?

- Кто догадался о чём будем говорить, изучая этот раздел?

- Мы откроем новый секрет имён существительных.

(Слайд № 5.)

- А каков главный вопрос, на который мы должны ответить?

(Слайд № 6.)

- Итак, задачи урока: познакомиться с тремя типами склонения имён существительных, узнать как определить тип склонения имени существительного.

 

 

 

 

Дети в тетрадях-задачниках определяют грамматические признаки имён существительных.

- Нет.

 

 

- Будем говорить о падежных окончаниях имён существительных.

 

 

- От чего зависит падежное окончание имени существительного?

Знакомство с новым материалом.
Знакомство с тремя типами склонения имён существительных.
- Подберите как можно больше однокоренных имён существительных к слову “доброта”.

(Слайд № 7.)

- Прочитайте слова, которые я для вас подобрала. Смысл, каких слов вы бы хотели уточнить?

(На экране слова: добро, доброта, доброжелательница, доброжелатель, доброжелательность, добродушие, Добрыня, добрый, добросовестность, добряк, одобрение, добродушность.)

- Какое слово лишнее? Почему?

- Наблюдая за окончаниями имён существительных при изменении их по падежам, учёные заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три типа склонения по падежам имён существительных. Это и есть новый секрет имён существительных – все существительные делятся на три группы по типу склонения. (На доске открывается тема – “Три типа склонения имён существительных”)

(На экране слова распределяются по типам склонения.)

- Попробуем определить, по какому признаку происходит распределение слов.

(Если дети затрудняются, можно задать наводящий вопрос: “Обращайте внимание на род и на окончание в начальной форме.”)

- Чтобы проверить свои предположения, прочитаем сообщение в учебнике.

(Чтение правила на стр. 79)

- Что вы узнали из сообщения?

- По каким же признакам слова узнают его склонение?

– Заполните таблицу в упр. 179 в тетради-задачнике, опираясь на сообщение авторов.

(Слайд № 8.)

Дети называют однокоренные слова.

 

 

 

 

 

 

 

- “Добрый”. Это имя прилагательное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делают свои предположения.

 

 

 

 

 

Дети высказываются.

Дети высказываются.

Дети заполняют таблицу в тетрадях-задачниках.

Физминутка. (Слайд № 9-12.)
Алгоритм определения склонения имени существительного.
(Слайд № 13.)

- Вернёмся к домашнему заданию. Теперь вы можете сказать, почему в одних и тех же падежах окончания имён существительных различны?

- Как мы будем определять склонение имени существительного?

(Слайд № 14.)

- Давайте составим алгоритм. На что будем смотреть сначала?

(На экране появляются части алгоритма)

- Что теперь будем делать?

- Что останется определить?

 

 

- Да. Эти существительные разных типов склонения.

Дети высказываются.

- Определим род имени существительного.

- Выделим окончание.

- По роду и окончанию определим склонение.

Первичное закрепление.
- Давайте попробуем действовать по алгоритму. Из упр. 183 в тетради-задачнике выпишем слова в три столбика: в первый – слова 1 склонения, во второй – 2 склонения, в третий – 3 склонения.

- Это всё замечательно, но мы с вами пропустили один пункт. Какой – вы догадаетесь сами. Обратимся к пословице – девизу нашего урока: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”. Найдите имена существительные, выпишите их столбик и определите склонение.

- Почему не можем сразу определить склонение?

- Что надо с ними сделать?

- Итак, какой пункт мы пропустили?

(На экране появляется новый пункт алгоритма.)

- Как вы думаете, этот пункт каким номером надо поставить?

(На экране появляется последовательность пунктов алгоритма.)

- Запишем слова в начальной форме и определим склонение.

 

 

Дети по очереди выходят к доске и выписывают по одному слову.

 

 

 

 

- Они стоят в формах косвенных падежей.

- Поставить в И.п. или в начальную форму.

- Поставь слово в начальную форму.

 

- Этот пункт – первый.

 

Дети выполняют задание.

Закрепление материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
(Слайд № 15.)

- А теперь поработаем в парах: на экране высказывание мудреца: “День доброго человека освещается добрым поступком, а злодей всегда живёт в темноте”. Как понимаете эти слова?

- Работая в парах, выпишите из него все существительные и определите тип склонения. Договоритесь между собой, как будете работать.

- Выполним проверку по эталону.

(На экране появляется эталон выполнения задания)

 

 

 

Дети высказываются.

 

Дети работают в парах.

Итог урока. Рефлексия.
(Слайд № 16.)

- Подведём итог урока. На какой вопрос мы сегодня искали ответ?

- Смогли мы на него ответить?

- Достигли ли мы задач урока: Познакомились с типами склонения имён существительных?

- Узнали как определить тип склонения имени существительного?

- Как будете определять склонение имени существительного?

- Можно ли сказать, что мы “добра нажили”?

- Были ли у вас затруднения?

- Когда сможем использовать знания, полученные на уроке?

- Как думаете, чем мы займёмся на следующем уроке?

- А сейчас я прошу вас отметить на шкале знаний на полях своих тетрадей, как вы поняли эту тему.

(Слайд № 17.)

- Мне понравилось наша работа сегодня. Я желаю вам добра, и вы пожелайте друг другу. …. (Оценивание работы детей.)

 

- От чего зависит падежное окончание имени существительного?

- Да. Падежное окончание имён существительных зависит от типа склонения.

Дети высказываются.

Дети высказываются.

Дети высказываются.

Домашнее задание: упр. 184