Цели урока:
- систематизировать знания по данной теме;
- проверить знания по данной теме;
- рассказать историю возникновения дробей;
- показать задания над дробными выражениями на ГИА;
- развивать логическое мышление.
Тип урока: урок проверки знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, тесты, презентации.
Ход урока
"Пусть властно по своей орбите
Нас ритм сегодняшний кружит -
Вернее будущее видит
Лишь тот, кто прошлым дорожит.
1. Актуализация знаний.
Сегодня мы обобщаем знания о дробях (читаем и разбираем эпиграф к уроку)
Устно: выполнить действия (фронтально),
1. 1/5:1/3= | 6. 1,5:0,3= |
2. 1/3:1/6= | 7. 2/11:2/11= |
3. 8/5*3/8= | 8. 0,15*6= |
4. 8:1/6= | 9. 2,8*5= |
5. 0,35:2= | 10. 5/7:14= |
Подумайте, как из числа, записанного в центре, можно получить числа, записанные в кружках,
Составьте задачу по уравнению: 2,8:а-3=0,1
Мы повторили действия над дробями, а теперь вспомним историю возникновения дробей.
2. История возникновения обыкновенных дробей (рассказывает ученица).
Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу, и не писали дробной черты. Записывать дроби, как сейчас, стали арабы. В русском языке слово "дробь" появилась в 18 веке, оно происходит от слова "дробить"-разбивать, ломать на части .Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев, даже, сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение. Трудности при изучении дробей обусловлены тем, что надо было заучивать таблицы умножения и деления зачастую без понимания и выяснения сущности этих действий .У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника Л.Ф. Магницкий. Интересное и меткое "арифметическое" сравнение делал Л. Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби , числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем больше у человека о себе мнение, тем больше знаменатель, а значит меньше дробь. Существует много старинных задач на дроби. Вот некоторые из них.
Задача о статуе Минервы.
(Минерва - богиня мудрости, покровительница наук, искусств, ремесла)
Я изваяна из золота. Поэты то золото в дар принесли. Хоризий принес половину всей жертвы, Фестия часть восьмую дала, десятую Салон. Часть двадцатая - жертва певца Фимисона, А девять - все завершивших талантов - Обет, Аристоником данный. Сколько же злата поэты все вместе в дар принесли? (презентацию решения задачи показывает ученик)
Задача о бассейнах и четырех источниках.
(Источники Герона Александрийского, 1 век до н. э.)
Из-под земли бьют четыре источника
Первый заполняет бассейн за один день, второй за -два дня, третий -за три дня, четвертый- за четыре дня. За сколько времени заполнят бассейн четыре источника вместе? (презентацию решения задачи показывает ученик)
3. Тренировочные упражнения.
Решить из дидактического материала (авторы А.С.Чесноков, К.И.Нешков.) страница15 №161на доске и в тетрадях.
+
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вы, наверное, устали?
- Да
Раз - два, раз - два -
- И поэтому все встали
Дружно вытянули шеи
И, как гуси зашипели
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх - хлопок,
Руки вниз - хлопок.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Перед нами - водоем.
Прыгать мы уже умеем
Прыгать будем мы смелее.
Позади уже вода
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
На поляну мы заходим,
Много ягод мы находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться!
5. Дробные выражения на ГИА.
В настоящее время ГИА проходят во всех регионах России. Кратко рассказываю о ГИА. Сегодня на уроке мы рассмотрим дробные выражения, предлагаемые на ГИА (Решение записывают в тетрадях, ответы на листочках, обмениваются с соседом и проверяют друг у друга, критерии и ответы на экране, разбираем ошибки)
Укажите выражение, значение которого является наибольшим.
1) -2 2) 3) : 4)0,2+2:
2) Какое из чисел является значением выражения?
1) 0,19505 2) 19,505 3) 195,05 4) 1,9505
6. Самостоятельная работа (15 мин.)
Вариант-1
1. Найдите значение выражения.
а) б) в)
2. Представить в виде дроби выражение.
Вариант-2
1. Найдите значение выражения.
а) б) в)
2. Представить в виде дроби выражение.
(Сдают тетради на проверку)
7. Домашнее задание.
1. Повторить правила.
2. Решить №700 (ж), №702, №699 (1), №733(автор учебника Н.Я.Виленкин)
8. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?