Цель: формирование на межпредметном уровне системы знаний об углероде как элементе, и как о простом веществе.
Оборудование: уголь древесный, подкрашенный водный раствор, кристаллические решетки алмаза, графита; мультимедийная презентация.
Ход урока
– Сегодня у нас необычный урок. Я хочу зачитать отрывок из сочинения ученика 1 школы Тыш Эдуарда «Химия позволяет раскрыть тайны мироздания» Приложение 1 (Слайд 1)
Этот мир полон тайн. (Слайд 2) Сегодня мы попытаемся раскрыть еще одну из них. Узнайте автора этого стихотворения. (Слайд 3)
Ох, как вездесущ я, как никто другой.
Уголь, нефть, алмазы – дружат все со мной
И в графите тоже, верьте содержусь,
В каждом я растении, тоже нахожусь (Слайды 4, 5, 6)
Организм животный – это тоже я
Да я жизнь рождаю. Вот моя семья!
Вопрос: о каком химическом элементе идет речь в этом стихотворении?
Учащиеся отвечают, что об углероде. Мы раскроем тайны углерода. (Слайд 7) Запишите число и тему урока. Слова темы несут определенный смысл. (Слайд 8) В раскрытии тайн, рождающего уголь нам помогут другие науки.
Какие тайны вы раскрывали при изучении других элементов и веществ. Посмотрим, что нам подготовил углерод? (Слайд 8)
Задачи, которые мы определяем на сегодняшний урок:
- Познакомиться с углеродом как элементом и как простым веществом на основе знаний, полученных по химии и других предметов (Слайд 10).
- Найти аллотропную модификацию углерода. Для этого вам необходимо собрать в единое слово буквы выделенные на слайдах.
- Заполнить бонусные листы, НАБРАВ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ БАЛЛОВ.
Раскрываем 1 тайну. Строение атома углерода. (Слайд 11)
Иного ничего в природе нет.
Ни здесь, ни там в космических глубинах,
Все от песчинок малых до планет из элементов состоит единых. (Слайд 12)
Задание 1. Расшифруй
- Порядковый номер.
- Атомная масса.
- Заряд ядра.
- Число протонов и нейтронов.
- Число электронов.
- Схема строения атома.
- Степени окисления.
Поможет нам расшифровать текст наш великий земляк Д.И. Менделеев, творение ума которого находится в каждом кабинете химии. Время работы 2 мин. Работаем в парах.
Проверьте себя. (Слайд 13) Поставьте количество бонусов. (Слайд 14).
- №6
- А– 12
- +6
- Р-6; N-6;
- e-6;
- С +6 ) )
2 4 - C.O. = -4; 0; +2; +4.
Изотопы: С-12; С-13; С -14
Физика, археология, биология
Сравните строение атома жильца квартиры № 6 с соседом по подъезду из квартиры № 14. сделайте вывод , чем обусловлено сходство и различия.
Как химический элемент углерод был открыт в 1789 г. А. Лавуазье. Роль углерода в живой природе уникальна. Углерод относится к биогенным элементам, составляющий основу жизни на земле. В природе встречается в виде 3 изотопов 12,13,14. (ИЗОТОПЫ — разновидности одного и того же химического элемента, близкие по своим физико-химическим свойствам, но имеющие разную атомную массу.) С-14 используют в археологии для определения возраста найденных останков животных и растений.
Соединения углерода (углеводы, белки, жиры, ДНК и РНК, гормоны, амино- и карбоновые кислоты) участвуют в построении всех тканей организма, обеспечении жизнедеятельности животных и растений. Углерод поступает в организм человека с пищей (около 300 г в сутки). Углерод составляет 2/3 массы мышц и 1/3 массы костной ткани. Выводится из организма преимущественно с выдыхаемым воздухом (углекислый газ) и мочой (мочевина). Главной функцией углерода является формирование разнообразия органических соединений, обеспечивая биологическое разнообразие, участие во всех функциях и проявлениях живого.
Задание 2. Снова тайна – тайна простого вещества углерода. (Слайд 15)
Углерод как простое вещество образует 2 природные аллотропные модификации: алмаз и графит (Слайд 16).
Аллотропные модификации углерода:
Графит Алмаз кокс сажа уголь
Цель работы: сравнить их свойства и применение. (Слайд 17)
Признаки Графит Алмаз Кристаллическая решетка, форма Цвет, прозрачность Блеск Твердость Электропроводность Применение
В помощь к нам придет учебник. С.127-128 время работы 3 мин.
– Сравните 2 модификации углерода.
– В чем причина различий? В данном случае четко прослеживается связь: строение –
свойства – применение.
Назовите автора строк:
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!
Грибоедов А.С. В Алмазном фонде хранится алмаз «шах» рис.39 с.128 в 87 каратов, которым персидское правительство расплатилось за смерть писателя, погибшего в 1829 г. Какова масса этого алмаза? ( 17,4 г)
Следующее задание: (Слайд 18) Найди меня
- Жирный на ощупь
- Сильный блеск
- Мягкий.
- Самый твердый
- Проводит ток
- Массу измеряют в каратах
- Применение: твердые смазки, электроды
- Применение: резка стекла, бурение
1 в. – выпишите цифры – признаки графита
2 в. Признаки алмаза
Проверяем: нечетные – графит, четные – алмаз
Поставьте бонусы. (критерии предыдущие). (Слайд 19) Ты разгадал мою
вторую тайну.. Поздравьте соседа по парте.
Из графита получают алмазы. (Слайд 20)
Задание 3. Вновь загадка. Разгадайте шифровку. А с д р о б и ц я
Адсорбция. (Слайд 21) Запишите определение Уголь обладает замечательной способностью – поглощать газы и растворенные вещества, если его обработать водяным паром – эта способность усиливается. А уголь, обработанный таким образом, называется активированным.
Проверим? (Слайд 22)
Опыт «Обесцвечивание раствора перманганата калия»
Где может находить применение это свойство?
Очистка спирта, сахарного сиропа от окрашенных веществ и (Слайд 23)
В1915 г. Н.Д. Зелинский с 130 совместно с Кумантом создал противогаз.
Помните строки английского поэта Оуэна с.90 Газ! Газ! Скорей– неловкие движения, Напяливание масок в едкой мгле…
Тысячам солдат в годы 1 и 2 мировых войн противогаз спас жизни. Желаю всем, чтобы не было повода использовать его.
Проверим себя. Продолжите предложение:
- Способность поглощать газы–
- Изобретатель противогаза–
- Уголь обработанный водяным паром –
Поставьте бонусы. Не забывайте про буквы. (Слайд 24)
Задание 4. Строение обусловливает свойства. Кого любит углерод? (Слайд 25)
С какими веществами вступает в реакции? Составьте уравнения реакций.ОВР. 2 мин. Проверяем (Слайд 26)
Каковы условия протекания реакций?
Искусственная аллотропная модификация углерода найдена. Это – фуллерен (Слайд 27). Нанотехнологии – одно из приоритетных направлений развития индустрии многих стран. Интернет. Сообщение учащегося.
Мы раскрыли несколько тайн Углерода, но не все печати тайн этого удивительного вещества раскрыты.
Домашнее задание
для раскрытия тайн п.28, составьте сочинение или схему путешествия углерода. Чтобы иметь системное представление о предмете, необходимы знания нескольких предметов (Слайд 28)
О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть будет математика очами.
Рефлексия
Подводим итоги. Посчитайте бонусы. Поднимите руки у кого от 20 до 25. Молодцы! Выставление оценок. Спасибо за урок!