Урок окружающего мира по теме "Наше питание. Пищеварительная система". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Дидактическая - познакомить учащихся с понятиями "пищеварительная система человека" и "питательные вещества", с правилами здорового питания;

Психологическая - развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;

Воспитательная

  • воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
  • формировать положительную мотивацию.

Оборудование:

  • Учебник для 3 класса "Окружающий мир" А.А. Плешакова;
  • Рабочая тетрадь на печатной основе;
  • Продукты с указанием состава;
  • Карточки с правилами здорового питания.
  • Учащиеся работают в группах.

ХОД УРОКА

I. Ориентировочно - мотивационный этап. (10 мин)

- Здравствуйте. Ребята, улыбнитесь мне и нашим гостям, подарите улыбку друг другу. По выражению лица я вижу, что у вас всё в порядке, и ваше настроение можно изобразить так:

(Презентация. Слайд 1)

- Садитесь. Сегодня вы все сможете начать урок с приятного момента - каждый из вас сможет сам себя оценить, а заодно и проверить сои знания по предыдущим темам. И, конечно, унести в дневниках заслуженную отметку "5"

1. Проверка творческого домашнего задания, полученного на прошлом уроке.

- Урок начнем с проверки творческого домашнего задания. Вы должны были подготовить обращение к своим одноклассникам, как надо вырабатывать правильную осанку.

- Кто желает ответить по творческому домашнему заданию?

- Ребята, считаете ли вы нужными, необходимыми эти обращения? Вы будете им следовать?

- Встаньте те, кто только что выступил со своими обращениями. Ваши обращения очень ценные. Как вы оцениваете свой ответ? (самооценка)

- А кто же разгадал кроссворд?

- Проверьте, сошлись ли ваши ответы. (Презентация. Слайд 2)

- Так же оцените свою работу, критерии вы знаете.

1. Не часы, а тикает (сердце)

2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь)

3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден - урчит (желудок)

4. Орган зрения (глаз)

5. Орган дыхания человека (легкие)

6. И говорит, и кушает (рот)

- Какое слово получилось в выделенной строке? (скелет)

2. Выравнивание знаний. ( Мозговая атака)

- Что составляет скелет человека? (кости)

- Каково значение скелета? (опора тела, защита внутренних органов)

- Что образует опорно-двигательную систему? (скелет, мышцы)

- Как работают мышцы? (сокращаясь, расслабляясь, приводят в движение кости)

- О какой системе человека мы говорили на первом этапе урока? (опорно-двигательная система)

- Пользуясь моделью 1, расскажите, какие системы человека вы еще знаете. (Презентация. Слайд 3)

Самооценка.

- Оцените свои знания.

II. Операционально-исполнительский этап (25 мин)

Постановка учебной задачи.

- В настоящее время очень распространенными стали переломы костей у детей. Упал, запнулся - перелом, ударил нечаянно рукой о стену - перелом, поймал неудачно мяч на прогулке - опять перелом.

- От чего кости могут быть хрупкими? (от качества питания)

- Мы все питаемся: правильно или неправильно. От этого много зависит. Давайте посмотрим, как питается ваша семья. Всю неделю вы записывали названия продуктов, которые употребляла ваша семья в течение недели. (Презентация. Слайд 4)

- Поднимите руку в недельный рацион питания чьей семьи входили:

Творог Молоко Черный хлеб
Выпечка Конфеты Чипсы
Газвода Фрукты Каша
Рыба Мясо Кисель

- Так какие же продукты пользуются большей популярностью? Давайте разделим их на две группы - вкусные и полезные.

- О некоторых продуктах вы разошлись во мнении - одни считают их вкусными, а другим эти же продукты совсем не нравятся. Как говорится, вкус вещь индивидуальная - о вкусах не спорят. Но как же понять, полезен продукт или нет?

- Мы не знаем.

- Ребята, попробуйте сформулировать задачу нашего урока. (Научиться определять полезность продукта)

- Для того, чтобы узнать полезен ли продукт, нужно узнать из чего он состоит.

2. Поэтапное решение учебной задачи.

Задание 1

- А сейчас откройте страницу 144 учебника, прочитайте статью "Питательные вещества" и узнайте, из каких веществ состоит продукт и какую роль играют эти вещества для организма.

- Итак, какие питательные вещества получает человек с пищей? Составим модель 2. (Презентация. Слайд 5)

- Какую функцию выполняют белки? Жиры? Углеводы? Витамины?

Вывод 1

- Итак, из чего состоят продукты? (белки, жиры, углеводы)

Самооценка.

- Проговорите модель и поставьте себе оценку.

- Как вы думаете, какой из этих веществ полезнее?

- Оказывается, для организма необходимы и белки, и жиры, и углеводы, и витамины.

Вот еще один вывод.

Задание 2

Работа в группах.

- Кто знает, как узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продукте? (надо изучить этикетку продукта)

- А сейчас мы с вами поиграем в исследователей. У вас на столах продукты. Изучите состав продуктов. Сравните данные о содержании питательных веществ в разных продуктах. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (Презентация. Слайд 6)

Вывод 2

- Сделайте вывод, какие продукты богаты белками (творог, мясо, яйца, рыба, горох, фасоль), какие жирами (сливочное, растительное масло, маргарин, сметана), а какие углеводами (хлеб, молоко, картофель).

Самооценка

- Если вы поделили правильно "5", если 1 ошибка "4", 2 ошибки "3".

Физкультминутка (зрительная и двигательная)

Задание 3

- Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Давайте выясним, как это происходит. (Презентация. Слайд 7)

- Попробуйте рассказать, как пища путешествует по нашему организму. Куда сначала попадает пища? (в ротовую полость). Пережёвываем пищу, потом глотаем. Как называется этот орган? (глотка). Затем пища продвигается по трубке, которая называется пищевод. Измельченная пища из пищевода попадает в желудок, там пища переваривается под воздействием желудочного сока, затем пища поступает в кишечник. Сначала в тонкий кишечник, где пища усваивается организмом, и переходит в толстую кишку и в прямую кишку. Составим модель 3 в тетради. (Презентация. Слайд 8)

Вывод 3

- Итак, из каких органов состоит пищеварительная система? (ротовая полость, глотка:) Каждый проговорите про себя.

Самооценка

- Если вы сможете назвать органы пищеварительной системы без ошибок "5", если обратились за помощью в тетрадь "4", если помог товарищ "3".

Задание 4

- Послушайте, ребята, одну историю (по А. Дорохову)

В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек - ученый. Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.

- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? - обратился он к мальчику.

Тот удивился:

- Разве вы не видите? Я ем кашу!

- Но ведь ты же её совсем не пережевываешь!

Мальчику стало смешно.

- А зачем я её буду жевать - она и так жидкая.

- Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой.

- Ребята, а вы как думаете, почему пищу надо хорошо пережевывать?

- Послушайте, что ответил старичок.

Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.

Вывод 4

- Когда еда усваивается и приносит пользу? (когда пища хорошо пережёвана)

- Оказывается, что кусочек черного хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный второпях.

- Но это не единственное правило правильного питания.

Задание 5

Практическая часть

- У вас на столах лежат карточки с правилами. Поработайте в группах, выберите правила здорового питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе. (Презентация. Слайд 9)

  • Нужно стараться есть разнообразную пищу.
  • В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
  • Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
  • Нужно стараться есть в одно и то же время.
  • Перед ужином поешь плотно
  • Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
  • Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

Вывод 5

- Зачитайте.

Самооценка

- Если у вас нет ошибок "5", если одна "4", две ошибки "3".

III. Рефлексивно-оценочный этап урока.

1. "Давайте пошушукаемся"

- Поделитесь с товарищами в группе (я понял:, я узнал:, было интересно:)

- Я тоже хочу узнать, о чем вы пошушукались. Кто хочет высказаться?

- Итак, что мы должны были узнать на уроке? (полезен продукт или нет)

- Чему научились? (научились определять состав продукта по его этикетке)

- Мы сегодня с вами составили две модели.

- Какие питательные вещества человек получает с пищей? (Модель 2)

Снизу-вверх. (Белки, жиры, углеводы, витамины - питательные вещества)

- Из каких органов состоит пищеварительная система? (Модель 3)

Снизу-вверх (кишечник, желудок, пищевод, глотка, ротовая полость - пищеварительная система)

- Как вы думаете, для чего нужно изучать пищеварительную систему? (Чтобы правильно питаться, заботиться о своем здоровье)

Домашнее задание

  • Традиционное - Рассказать о пищеварительной системе.
  • Полу творческое - Нарисовать схему пищеварительной системы.
  • Творческое - Составить меню на завтрак, обед и ужин для своей семьи.

Самооценка

- Оцените себя. Поставьте общую оценку за урок.