Элементы занимательности при изучении таблицы умножения

Разделы: Начальная школа


Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.

С этой целью я использую в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучат считаться с интересами товарищей.

Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки.

Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Каждый учитель, начальной школы знает, что основным требованием к знаниям, умениям и навыкам при обучении математике является знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка. Важным звеном в изучении таблицы умножения являются математические игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знание таблицы умножения, освоить соответствующие случаи деления. Хочу рассказать лишь о некоторых дидактических математических играх, которые можно применить при изучении таблицы умножения.

Для того, чтобы освоение таблицы умножения было более успешным, можно закупить электротехническую игрушку.

“Проверь ответ”.

Учитель диктует примеры вида “2 умножить на 3”, “4 взять 5 раз” и т. д. При правильном ответе у детей загорается красная лампочка. Когда учитель видит, что ребёнок не успевает или сомневается в ответе, спрашивает ученика. Дети быстро осваивают технику игры и с нетерпением ждут её.

Чей ряд лучше?”

Дети или учитель выбирают из каждого ряда по 2 ученика. Выбранные ученики стоят напротив своего ряда, а учащиеся быстро по порядку, как сидят, задают им примеры на умножение и деление. Отмечаем, кто решил больше примеров.

Игра проходит в быстром темпе, детям нравится задавать примеры и решать их. При подведении ряд – победитель поднимается, класс громко произносит “Молодцы!” и хлопает в ладоши.

“Кто быстрее?”

Напротив каждого ряда на доске прикрепляются картинки, под которыми записаны примеры:

Самолёт Катер Машина
9х6 8х9 5х4
5х7 5х6 7х8
6х4 4х7 4х8
3х8 6х9 6х6
3х3 9х3 9х2

По сигналу учителя учащиеся каждого ряда с начала ряда по порядку выходят к доске и пишут ответ. Побеждает ряд, который быстрее и правильно запишет ответ.

Или так:

Катер Самолёт Машина
12 63 42
18 54 18
24 27 35
72 9 8

 В этом варианте нужно составить к данному ответу, например: 12=6х2, 3х4, или 2х6.

“Садовники”

На листе бумаги нарисовано дерево-яблоня. К ней прикреплены красные яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры. Кто больше успел решить и записать примеров, то следовательно, и больше сорвал яблок”

(Также “Нарядим ёлку”: “Нарви букет”).

“Магазин”

На доске устраивается выставка-продажа. Продаются линейки, тетради, открытки, книжки. Цены указаны соответственно. К доске выходят 2 ученика: один – покупатель, другой – кассир, весь класс – контролёры.

Весь класс следит, сколько истратил покупатель и правильно ли получил сдачу.

Игра с мячом “Отвечай не зевай!”

Учитель задаёт классу вопросы, например увеличьте число 7 в 5 раз; уменьшите число 20 в 4 раза; делимое 16, делитель 4, найти частное и т. д. Учитель ходит между рядами парт, задаёт вопрос и бросает большой яркий, но лёгкий мяч любому ученику. Все ждут, обдумывая ответ. Ученик ловит мяч, отвечает и быстро возвращает мяч учителю.

При верном ответе учитель бросает мяч другому ученику и игра идёт в быстром темпе. Класс следит за ответом. Если ответ неверный, учащиеся сигнализируют одним из указанных способов (поднимают красный кружок, хлопают в ладоши 3 раза, поднимают руки и два – три раза сжимают пальцы в кулики и др.).

Учитель сразу видит реакцию класса на ответ товарища, снова повторяет вопрос и бросает мяч.

Игра принимает более острый характер, если соревнование проходит по рядам. Побеждает тот ряд, ученики которого меньше сделают ошибок.

Эта игра, помимо отработки таблицы умножения, способствует выработке быстрой реакции и снятию у детей утомления.

“Весёлое путешествие”

После ознакомления с табличными случаями умножения и деления предложить учащимся сделать карточки из картона или плотной бумаги и разложить на ней цепочкой кружки размером не более чем двухкопеечная монета. В центре кружка записываются несколько примеров на табличное умножение и деление. Для эстетической завершённости кружки раскрасить цветными карандашами.

Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на две или три команды. По сигналу учителя (хлопать в ладоши) ученик, стоящий первым в каждой команде, берёт по одной карточке, читает примеры в том порядке, в котором они записаны, и показывает ответы. При затруднении ответ быстро даёт кто–либо из команды. Решив, все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот быстро берёт следующую карточку и начинает отвечать. Взяв последнюю карточку и назвав ответы, ученик перевёртывает её и читает: “Весёлое путешествие окончено”.

Он поднимает руку, сигнализируя, что его команда выполнила задание. Через некоторое время путешествие завершают и другие команды.

Учитель подводит итоги путешествия. Он учитывает не только быстроту выполнения задания, но и количество допущенных ошибок, смотрит сколько раз команда оказывала помощь отвечающему.

“По сугробам”

Из белой бумаги изготавливают небольшие карточки, на одной стороне которых записывают примеры табличных действий.

Карточки раскладываются на дорожке (можно на протёртом влажной тряпкой полу) белой стороной вверх. Каждая карточка – это сугроб. Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг вперёд (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ не верно, проваливается в сугроб. Провалившийся в сугроб назначает себе замену из учащихся, сидящих за партами.

Вариант. Можно играть разделившись на две команды. При подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.

“Мальчики-девочки”

На карточках размером 5 на 20 см крупно, чётко записывают примеры так, чтобы их видно было всему классу. Обратную сторону одних карточек раскрашивают красным цветом, других – зелёным.

Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и перевёртывает карточку обратной стороной. Если карточка красного цвета – то ответ хором называют девочки, если зелёного – мальчики.

Выигрывают те, кто меньше допустил ошибок.

“У кого больше фигур?”

У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).

Назначают пять водящих. По сигналу учителя (хлопку в ладоши) они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. То ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или делению. Входящий тихо, чтобы никто не услышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.

Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем.

“Цветик-семицветик”

На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок “цветика-семицветика”.

Учитель читает:

“Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг...
возвращайся, сделав круг”
Дети хором.
“Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!”

Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепестки решают примеры. Класс следит за отвечающими. Если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце недели окажется больше лепестков, больше правильных ответов, может нарисовать “цветик-семицветик” и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.

“Счастливого перелёта”

После чтения стихотворения учитель предлагает детям помочь птицам благополучно добраться до тёплых краёв.

Учитель читает:

Осень –
Роща золотая,
Золотая, синяя.
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко над облаками
Гуси откликаются,
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.

От каждого ряда по очереди, выходят ученики, берут карточки с изображением птиц, гусей, лебедей, журавлей, уток, выполняют задания, записанные на обороте карточек, и отправляют птицу в полёт.

Побеждают ученики того ряда, который отправит в полёт больше птиц.

Как бы ни любили дети игры, на каждом уроке необходима самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы требует творческого подхода. Детям, например, очень нравиться работать с карточками. Особенно очень интересно работать с перфокартами.

  • 7 х 7 = ?
  • 8 х ? = 48
  • ? : 6 = 9
  • 27 : ? = 9 и т.д.

Очень интересно проходят математические диктанты с использованием веера (учитель читает пример, дети быстро показывают ответ).

Проверить сформированность навыков табличного умножения и деления помогают математические диктанты, выполняемые на планшете многократной записи.

Использование таких игр помогает воспитывать у детей интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует более прочному усвоению материала.