Урок русского языка по теме "Число и род имен существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Познакомить учащихся с окончаниями существительных мужского, женского и среднего родов в единственном числе.
  2. Закреплять знания и умения об имени существительном и других изученных правил.
  3. Развивать орфографическую зоркость, речь.
  4. Расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.
  5. Воспитывать любовь к истории, к урокам русского языка.

Оборудование: Мозаика с фразеологизмами, орфографический словарь, сигнальные карточки, рисунки: глазного яблока, мишени в цель; карточки с заданием, учебник "Русский язык" для 3 класса, автор Л.М.Зеленина.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок
Все ль на месте все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.

Сегодня у нас необычный урок, а урок хорошего настроения. Мы будем много думать, вспоминать, сосредоточенно работать и улыбаться. Тогда нам все будет по плечу. Как понимаете это выражение?

Дети: Мы все знаем, все выполним.

II. Сообщение темы и целей урока

У. Сегодня мы будем собирать мозаику, но не простую, а познавательную, узнаем много интересного из некоторых образных выражений. Вспомните, над какой частью речи сейчас работаем?

Д. Имя существительное.

У. Мы продолжаем работу над именем существительным, узнаем окончания мужского, женского и среднего родов в единственном числе.

III. Минутка чистописания

На доске: г к у в р о

У. На какие две группы можно поделить данные буквы? Назовите группу согласных, Какая лишняя? Почему?

Д. Буква к - обозначает глухой звук, остальные звонкие.

Буква р - не относится к парным согласным.

У. Уберите из цепочки букву р, не имеющую пару. Какую букву добавить в эту цепочку?

Д. Букву ф.

У. Определите порядок и напишите: гквф вфгк

Девиз:

Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На "отлично" напишу!

IV.Словарно-орфографическая работа

У. Мы с вами из курса введение в историю знаем, как люди узнают о своем прошлом, для чего нужно изучать историю. Но сегодня поговорим об истории языка. Мы употребляем некоторые образные выражения, т.е. фразеологизмы, совершенно не задумываемся о том, почему мы так говорим и откуда они пошли. Интересно! Интересно!

Возьмем первый кусочек мозаики. "Вилами на воде писано"

Как понимаете это выражение? (Ответы детей).

Выражение означает: очень все сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова "вилы" - "круги", а не "сельскохозяйственное орудие". Слово вышло из употребления, а выражение осталось. Означает оно нечто неточное, неясное, сиюминутное, исчезающее также быстро, как круги на воде. Я надеюсь, что "вилами на воде" никто из вас писать не будет.

На доске: ...б л о к о

Вставьте недостающую букву и прочитайте словарное новое слово.

Д. Яблоко.

У. Что такое яблоко?

Д. Плод дерева яблони.

У. Не только плод яблони называется яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза - глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель - яблочко (попасть в яблочко) и др.

Многообразие значения этого слова объясняется тем, что яблоко - один из древнейших плодов на земле, а яблоки растут почти повсюду, На Руси яблоко упоминается в летописи 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означает шар.

Найдите слово яблоко в орфографическом словаре, напишите его, поставьте знак ударения, подчеркните букву.

Когда так говорят? Яблоку негде упасть.

Д. Тесно.

У. Яблоко раздора.

Д. Это то, что приводит к ссоре.

На доске: о г р в к у

У. Какое слово рассыпалось?

Д. Вокруг

У. Найдите слово в орфографическом словаре, напишите его, поставьте знак ударения, подчеркните букву.

Что означает это слово?

Д. В окружности, кругом чего-нибудь.

У. Составьте устно предложение.

V. Закрепление пройденного материала

Игра-разминка "Как знаете части речи?"

У. Какие части речи знаете?

Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

У. Имя существительное - это:

Д. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

У. Как изменяется имя существительное?

Д. По числам, родам, падежам.

У. Какие имена существительные пишутся с большой буквы?

Д. Собственные.

У. Какого рода бывают имена существительные?

Д. Женского, мужского и среднего.

У. Как узнать род имени существительного во множественном числе?

Д. Поставить его в единственное число.

VI. Наблюдение над окончаниями имен существительных

У. Назовите имена существительные мужского рода.

Д. Школьник, дедушка, дядя.

У. Назовите имена существительные женского рода.

Д. Девочка, лошадка, картина.

У. Назовите имена существительные среднего рода.

Д. Небо, солнце, озеро.

На доске таблица:

м. р. ж. р. с. р.
Школьник Девочка Небо
дедушка лошадка солнце
дядя картина озеро

У. Найдите в словах окончания, сравните их.

Второй кусочек мозаики "Как с гуся вода"

Как понимаете это выражение? (Ответы детей).

С перьев любой водоплавающей птицы скатывается вода, т. к. их оперение покрыто особой смазкой, которая выделяет железа на спине у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру и птица остается сухой.

Выражение "Как с гуся вода" означает: ему все нипочем.

Физминутка

1,2 - выше голова
3, 4 - руки шире
5,6 - тихо сесть
7,8 - лень отбросим.

У. Третий кусочек "Зарубить на носу"

Как понимаете это выражение? (Ответы детей).

У. Это значит "запомнить крепко - накрепко, раз и навсегда"

В древности неграмотные люди носили с собой дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

VII. Упражнения в определении рода имен существительных и их окончания

У. Запишите слова в три столбика женского, мужского и среднего рода, выделяем окончание и сигналим карточками.

Слова: яблоко, площадка, помидор, верхушка, огурец, облако, граница, крыльцо и др.

Допишите в каждом столбике по одному слову. Проверка.

VIII. Работа с учебником

  • Упражнение 31. стр.63. Укажите род имен существительных. Взаимопроверка.
  • Упражнение 35. стр.65. Коллективно разобрать задание.

У. Четвертый кусочек "Знать назубок"

Как понимаете это выражение? (Ответы детей).

У. Значит отлично в чем-то разбираться. А было время, когда знать на зубок (проверить назубок) понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и др. изделий из драгоценных металлов: прикусить монету зубами и если не осталось на ней вмятины - значит, подлинна, не поддельная.

Игра "Корректор". Найти и исправить ошибки в тексте.

Самопроверка. Самооценка.

X. Итог урока

У. Что должны знать назубок?

  • Какие окончания имеют имена существительные женского, мужского и среднего рода?
  • Какое у вас настроение?

Получился у нас урок хорошего настроения? Кого вы видите на собранной мозаике?

Д. Улыбающихся ребят.

У. Мне хочется, как можно чаще видеть на ваших лицах улыбки.