Предмет: литературное чтение, урок изучения нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут.
Класс: 2 А (система Л.В. Занкова)
Технологии: технология развивающего обучения, ИКТ: компьютерная презентация, демонстрация видеофрагмента.
Аннотация: представленный урок является вторым в теме «Кульминация! Вершина воображения». Для достижения цели урока – учить детей находить в авторском поэтическом тексте литературные приёмы, при помощи которых поэт создаёт образы – использована компьютерная презентация с видеороликом. Форма представления информации (слайды, видеофрагмент) способствовали эмоциональному настрою обучающихся при знакомстве с новым произведением. Для развития познавательной активности использовался частично-поисковый метод (анализ текста и самостоятельное заполнение таблицы)
Техническое и программно-методическое оснащение кабинета обусловили выбор технологии проведения урока литературного чтения во втором классе. Урок разработан с использованием компьютерной презентации и демонстрации видеоролика.
Во время фронтальной работы с классом использовался демонстрационный экран, который представлял собой электронную доску. Слайды включали текстовую информацию, картинки, фотографии, таблицы и схемы.
Компьютерная презентация, включающая зрительный и звуковой способы подачи информации, позволила активизировать восприятие учебного материала обучающимися, воздействовать на их эмоциональное состояние.
Компьютер на уроке использовался как источник информации (биографические данные поэта) и как наглядное пособие более качественного уровня при демонстрации фотографий, картинок.
На первом этапе урока компьютер использовался как средство повышения познавательной активности обучающихся (разгадывание кроссворда).
На этапах изучения нового материала – как средство демонстрации фотографий, портрета, видеоролика.
При анализе произведения организована индивидуальная работа обучающихся: заполнение карточек (Приложение 1) и работа над соотнесением отрывка стихотворения с литературным приёмом. Наличие слайдов с выполненными заданиями позволило сэкономить время проверки их выполнения обучающимися.
Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные – беседа, компьютерный текст; наглядные – слайды с картинками, фотографиями; практические – заполнение таблицы, схемы, работа с учебником) способствовало включению в работу обучающихся с различными способами восприятия.
На уроке осуществлялась работа по формированию адекватной самооценки через сравнение своих результатов с образцами выполненных заданий на слайдах.
Компьютерная презентация решала на уроке следующие задачи: обеспечение красочности и наглядности информации, эстетичности подачи материала, разнообразия подачи информации. Кроме этого, наличие компьютера и печатающего устройства у учителя позволило размножить раздаточный материал для обучающихся, пополнить банк дидактических материалов в электронном портфолио учителя.
Презентация выполнена на основе программы «PowerPoint». Смена и открытие слайда осуществлялась по щелчку. Просмотр видеоролика поддерживался программой «KMPLAYER», который открывался со слайда с помощью гиперссылки.
Практическая реализация: отзывы коллег и обучающихся.
Руководитель методического объединения Ненашева М.А.
Учитель Гашкова И. В. В системе проводит уроки с использованием ИКТ. Представленный урок грамотно продуман учителем. Компьютерная презентация способствовала повышению активности обучающихся, что не всегда удаётся при организации фронтальной работы. Правильному эмоциональному восприятию литературного произведения способствовал видеофрагмент.
Клименко Г.П. , учитель начальных классов
Представленный урок является одним из многих уроков учителя с использованием ИКТ. При создании уроков учитель пользуется целым комплексом информационных источников. Ярким моментом урока следует признать видеофрагмент, который не мог не повлиять на эмоциональное состояние детей. Презентация составлена в соответствии с темой и целями урока. Кроме фронтальной работы учитель использовал компьютер для индивидуальной работы обучающихся. Детям были предложены таблицы и схемы для заполнения, составленные учителем. Правильность выполнения заданий обучающиеся могли проверить также с использованием компьютера.
Штинников Иван, обучающийся 2 А класса.
Сегодня на уроке мы изучали стихотворение Сергея Есенина «Зима». Мне очень понравился урок, потому что я даже смог увидеть, какие сны снились бедным воробышкам. Мне захотелось, чтобы поскорее наступила весна, ведь воробышкам очень холодно.
Шабанас Алина, обучающаяся 2 А класса
На сегодняшнем уроке я чуть не заплакала, потому что мне очень жалко стало маленьких пташек. Но я смогла понять, что мне надо сделать. Я сегодня хочу попросить родителей помочь мне сделать кормушку для воробышков. У нас ведь тоже сейчас холодная зима. Я буду насыпать туда корм птицам. Многие люди тоже могут это сделать. И тогда птичкам станет полегче зимой.
Петри Константин, обучающийся 2 А класса
А я сегодня понял, что Есенин тоже любил животных. Он написал такое стихотворение, потому что ему очень жалко воробышков. А ещё он написал про весну. Она придёт, и воробышки опять будут весело чирикать.
Цели урока:
- Образовательные: формирование умения анализировать художественное произведение, находить в авторском поэтическом тексте литературные приёмы, при помощи которых поэт создаёт образы; формирование навыка выразительного чтения;
- Развивающие: развитие мышления, речи обучающихся, умения грамотно формулировать свои ответы, обогащение словарного запаса обучающихся, любознательности;
- Воспитательные: воспитание любви к чтению, к природе, формирование активной жизненной позиции обучающихся – способствовать появлению желания оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник литературы, таблицы для сравнения художественных образов, карточки для соотнесения текста и литературных приёмов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
За окном зима, снежок,
Он летает и кружится.
Школьный прозвенел звонок –
Нам, дружок, пора учиться.
II. Подготовка к восприятию нового материала
– Шерлок Холмс и Доктор Ватсон (Cлайд №2) как обычно не захотели оставаться на страничках нашего учебника литературы. Они приготовили для вас задание, выполнив его, вы узнаете тему нашего урока.
(Cлайд №3 – работа с кроссвордом)
– Послушайте и отгадайте загадки.
Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (Снег) |
Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела, Стала улица бела. (Метель) |
Нет колес у меня – Я крылата и легка. Громче всех постовых Я свищу без свистка. На лету, на лету, на лету-у, Всё кругом замету. (Вьюга) |
Я тепла не потерплю: Закручу метели, Все поляны побелю, Разукрашу ели, Замету снежком дома, Потому что я ... (зима) |
II. Сообщение темы и цели урока
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром…
– Все вы знаете строчки этого стихотворения. Их
написал Сергей Есенин. Это первое напечатанное
стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что
«писать для детей – надо особый дар иметь».
Поэтому специальных «детских» стихов у него
очень мало…
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением
Сергея Есенина «Зима». Но сначала мне
хотелось бы немного вам рассказать об авторе
(Слайд №4 – портрет и краткая биография
С.Есенина).
– Работая над стихотворением «Зима», нам
необходимо понять, как Сергею Александровичу
Есенину удалось создать её образ. Посмотрите
на экран (слайды № 5,6,7). Представленные картинки
помогут вам в этом.
III. Работа по теме урока
1. Первичное восприятие произведения. Чтение
стихотворения учителем.
2. Беседа по первым впечатлениям.
– Поделитесь своими впечатлениями.
Понравилось вам стихотворение? Чем?
3. Просмотр видеоролика.
– А сейчас вы не только услышите, но и увидите
то, о чём рассказал нам Есенин в
своём стихотворении.
– Что вам особенно понравилось? Расскажите.
4. Словарная работа.
– Просмотрите текст в учебнике и скажите,
какие слова отмечены «звездочкой».
– Какие ещё слова для вас непонятны? (Cлайд
№ 8 – объяснение значения слов, трудных для
понимания обучающихся).
V. Анализ произведения
1. Чтение стихотворения обучающимися.
– Прочитайте стихотворение и подумайте, какие картины-образы рисует в нём С. Есенин? (Зима в лесу, метелица во дворе, воробышки, зимняя вьюга, сон воробышков – весна).
2. Самостоятельная работа (Cлайд № 9).
– У вас на столах лежат таблицы. Предлагаю вам заполнить их.
3. Проверка самостоятельной работы.
Зима | Метелица | Воробышки | Вьюга | Весна |
поёт | стелется ковром | пташки малые | стучит | прекрасная |
аукает | холодна | голодные | злится | ясная |
баюкает | усталые | красавица | ||
нежные |
– Прочитайте, какие слова вы записали для образа зимы, метелицы, воробышков, вьюги, весны (слайд № 10).
VI. Физминутка
Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз),
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (прыжки на месте).
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся),
Заметая всё кругом белоснежным серебром (круговые движения руками).
1. Выявление литературных приёмов, используемых поэтом.
– Вы уже знаете ряд литературных приёмов.
Попробуйте догадаться, о каком из них идёт
речь: белый как снег (сравнение), зима
нарядила деревья в тёплые шубы и шапки (олицетворение),
снег белый, а уголь – чёрный, зима холодная, а
лето тёплое (контраст).
– Верно, а теперь возьмите вторую карточку и
соедините карандашом отрывок из стихотворения
Сергея Александровича Есенина с литературным
приёмом (слайд № 11)
VII. Работа над выразительным чтением стихотворения
2. Определение выразительных средств.
– Вспомните, какие средства помогут нам
прочитать это замечательное стихотворение
выразительно (интонация, логическое ударение,
паузы, темп, громкость голоса)?
– Как вы думаете, как автор относится к
воробышкам? Как нужно читать строки о них? А о
вьюге?
– Какими строчками из стихотворения можно
подписать иллюстрации в учебнике?
3. Выразительное чтение стихотворения.
VIII. Итог урока
– Как вы думаете, ребята, удалось ли нам
раскрыть образы, которые нарисовал в своём
стихотворении С. Есенин?
– Почему стихотворение называется «Зима», а не
«Воробышки»?
– Вы сегодня замечательно работали. Вы –
молодцы! (слайд № 12)
IX. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.
Используемые источники информации и ресурсы
- Литературное чтение. В.Ю. Свиридова. Учебная литература, 2009 г.
- Поурочные разработки по литературному чтению. В.В. Захарова, М.В. Серова. Москва «ВАКО», 2008 г.
- Метель http://go.mail.ru/search_images
- Вьюга http://go.mail.ru/search_images
- Воробышки http://go.mail.ru/search_images
- Портрет С.Есенина http://www.hrono.ru/biograf/bio_ye/esenin_sa.php
- Видеоролик «Зимушка» http://go.mail.ru/search_video?q=С. Есенин Зима&fr=img
- Тексты загадок http://www.photosight.ru http://detkam.e-papa.ru/zagadki/5/