Цели:
- Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке» и биографией автора.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения.
- Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания.
- Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.
- Воспитывать коммуникативные навыки
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.
ХОД УРОКА
Начало урока
1) Эмоциональный настрой
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
– У нас урок литературного чтения, урок
общения. Приятно общаться с человеком веселым,
доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет,
сосед!»
– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за
руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
– Мне очень приятно видеть в ваших
глазах лучики любознательности и творчества. Я
чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать
– Кто хочет стать настоящим читателем?
– А что для этого надо делать?
– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и
правильно, проведем небольшую речевую разминку,
разогреем наш речевой аппарат.
Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания);
Прочитать слитно:
А О У Ы И Э
А Ы О У Э И
О У А Э И Ы
З С Ж
Слайд 3:
Ок-ок-ок – падает снежок.
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
– Прочитайте конец 1-го предложения с
вопросительной интонацией.
– Конец второго предложения прочитайте с
восклицательной интонацией.
– В третьем предложении логическое ударение
поставьте на слове снежном.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.
2) Сообщение темы урока, его целей
Слайд 4:
Выполнив следующее задание, вы узнаете, с
творчеством какого писателя мы сегодня
познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей,
какие их произведения мы уже изучили?
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию
замечательного детского писателя
Аг*ния Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей – НОСОВ
Слайд 5: (портрет)
Слайд 6: (рассказ о биографии Н.Н. Носова
– Какие произведения этого автора вы
знаете? Слайд 7.
– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого
писателя и будем учиться его пересказывать. А как
называется этот рассказ, попробуйте
догадаться…Даю подсказку: название состоит из
двух слов.
Дети разгадывают анаграмму:
Слайд 8: А Н К Е Г О Р Слайд 9.
3) Подготовка к первичному восприятию текста.
– Мы уже знаем, как много в мире книг, но
есть одна, из серии особых, которая знает про
слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ
СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». Слайд 10.
– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над
окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного
самолета, или застекленный шкафчик для красивой
посуды.
– Существует понятие «Красная горка», оно очень
старое. Так называют первую неделю после
пасхальной.
– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара,
горку муки, горку семечек и т.д.
– Про какую горку нам предлагает узнать Николай
Носов? (про снежную горку)
– Скажите, что нужно для строительства снежной
горки?
– Строительство горки – нелегкая работа. Она
требует большой силы и терпения.
– Ребята, а вы любите бывать на горке?
– Почему?
– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Словарная работа. Слайд 11.
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
– Читаем по слогам, а затем целыми словами:
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)
4) Первичное восприятие текста
– Будем читать текст «по цепочке», до
моего сигнала.
– Чьё чтение вам понравилось больше всего?
5) Проверка первичного восприятия текста
Эмоционально-оценочная беседа
– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился?
Почему?
Физкультминутка: Слайд 12.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
6) Анализ произведения, выборочное чтение
– Кто является главным героем рассказа?
(Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но
хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на
горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на
нее взобраться)
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на
горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили
его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он
предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он
стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
– Закройте глаза и представьте, что прошел год.
Каким стал Котька?
– Найдите пословицу, которая выражает главную
мысль рассказа: Слайд 13:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
– Почему вы выбрали пословицу под
цифрой 3?
– Вы правильно справились с заданием. Исправить
ошибку Котьке помогли его товарищи, которые
работали вместе с ним.
Физкультминутка (Релаксация) Слайд 14.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.
7) Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 15.
– Художник нарисовал к этому рассказу
картинки. Рассмотрите их.
– Соответствует ли порядок рисунков событиям
рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку.
– Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Давайте
озаглавим каждую картинку.
Составление плана рассказа (по
группам).
– Ребята, у вас на столе есть конверты.
Попробуйте составить план к данному рассказу. На
карточках необходимо поставить номер по порядку,
а в тексте найти начало и конец каждой части,
отметив их карандашом.
План
- Строительство горки ребятами.
- Хитрец на скользкой горке.
- Котька посыпает горку песком.
- Ребята заставили товарища работать.
- Котьке понравилось трудиться.
– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?
8) Обобщение материала
– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 16.
ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ
– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 17.
Чтобы:
- Развеселить читателя.
- Подшутить над кем-нибудь.
- Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
- Разбудить фантазию.
- Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
9) Итог урока
– У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.
– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
10) Выставление и комментирование оценок
11) Дифференцированное домашнее задание
- Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
- Выбор творческого задания (на выбор):
- нарисовать диафильм к рассказу;
- продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить крепость…».