Урок русского языка по теме "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить распознавать грамматическую категорию имён существительных - род;
  • развивать внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость, навыки самопроверки, взаимопроверки. Обогащать, активизировать словарный запас учащихся,
  • расширять кругозор, интерес к родному языку, явлениям природы зимой;
  • воспитывать уважение к православным традициям русского народа.

Оборудование:

Для учителя: интерактивная доска, проектор для наглядного просмотра явлений природы зимой (иней, изморозь), иллюстрация с изображением лика Бога Януса, карточки со словарными словами (иней, изморозь.)

Для учеников: на партах карточки с текстами для работы в группах (Приложение 1, Приложение 2)   "Иней" "Изморозь". Для работы в парах текст "Волшебный снег", тесты на соответствие.

1. Организационный момент.

Учитель.

- Сегодня, ребята, 19 января, мы продолжаем учить наш родной русский язык.

- Знаете ли, вы, чем знаменательна эта дата, 19 января? (праздник Крещение.)

- Верно. Православный праздник Крещение Господня! На сегодняшнем уроке поговорим об этом знаменательном православном празднике и закрепим ваши знания по предыдущей теме.

2. Актуализация знаний по теме. Блиц-прос.

Учитель.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфология.)

- Что изучает морфология? (Слово как часть речи.)

- С какими частями речи мы познакомились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)

- Какая часть речи самая распространённая и представительная? (Имя существительное.)

- Что обозначает имя существительное? (Обозначает предмет.)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в начальной форме? (Кто? Что?)

- Какие существительные отвечают на вопрос кто? (Одушевлённые.)

- Приведите примеры одушевлённых имён существительных. (Примеры одушевлённых имён существительных.)

- Какие существительные отвечают на вопрос что? (Неодушевлённые.)

- Приведите примеры.

- На какие три группы делятся имена существительные? (Существительные относятся к одному из трёх родов: женскому, мужскому и среднему.)

- Как распознать род имён существительных?

(Ж. р. - она, моя, окончание - а, - я, нулевое.)

- М. р.? (М. р. - он, мой, окончание - а, - я, нулевое.)

- Ср. р.? (Ср. р. - оно, моё, окончание - о, - е, - я.)

- Соедините имена существительные с соответствующим родом.

(На доске слева записаны существительные, справа указан род.)

3. Словарная работа.

Учитель.

- Смотрим мы на календарь - продолжается январь. В старину на Руси январь называли "сечень", так как он рассекает, делит зиму на две половины. Древние римляне этот месяц называли в честь Януса - Бога солнца и света - январём. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое обращено в прошлое, а другое молодое смотрит в будущее. (Показ иллюстрации с изображением лика бога Януса.)

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.

(Запись числа и темы урока "Род имён существительных" с комментированием.)

- Обозначьте орфограммы в слове "января".

Проверка. Фронтальный опрос.

(Января - ударная "я" в слоге "ря", безударная "я" в слоге "ян", "а" в слоге "ва", орфограмма мягкий знак-показатель мягкости предыдущего согласного [ р' ].

- Определите постоянные признаки существительного "январь".

(Неодушевлённое существительное, мужского рода.)

Учитель.

- В январе, в январе много снега на дворе. И не только много снега в нашем крае зимой. В это суровое время года мы наблюдаем и другие интересные явления природы. Узнайте, о каком явлении природы говорится в загадке?

- И не снег и, не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.)

Презентация.

Слайд 1. Иней

 

Учитель.

- Кому приходилось видеть это явление природы? (Все поднимают руку.)

- Всем! Действительно. Иней можно наблюдать часто в нашем северном крае.

- Что вы можете сказать о слове "иней" как о части речи? (Неодушевлённое существительное, он, мой, окончание нулевое - мужской род.)

- Какую орфограмму необходимо запомнить в слове иней? (Безударную гласную "е" в слоге "ней").

- Запишите слово "иней", обозначьте орфограмму, укажите постоянные признаки. (Запись слова с комментированием, объяснение орфограммы.)

- Узнайте явление природы, описанное в следующей загадке.

Вдруг зимой стоит туман.
Это правда, не обман.
Ветки сосенок и елей
Льдом сплошным заиндевели. (Изморозь.)

Слайд 2. Изморозь.

- Назовите орфограммы в слове "изморозь". (Фронтальный опрос).

Изморозь - ударная "и" в слоге "из". Безударные гласные "о" в слоге "мо", "о" в слоге "розь". Орфограмма - мягкий знак на конце слова, обозначает мягкость предыдущего согласного [з']. Неодушевлённое существительное, она, моя, окончание нулевое - женский род.

- Запишите слово изморозь. Подберите однокоренные слова, обозначьте орфограммы, выделите корень у этой группы родственных слов.

Проверка. Фронтальный опрос.

- Похожи эти явления природы? (Да.)

- Ребята, мы наблюдали произношение, правописание, определяли морфологические признаки этих явлений природы. А различаются ли названия этих явлений природы своим лексическим значением? (Высказывания детей расходятся.)

- Прочитайте текст "Иней" из приложения 1. Надеюсь, он поможет вам разобраться в тонкостях похожих явлений природы.

4. Работа над лексическим значением слов: иней, изморозь.

На партах тексты с описанием явлений природы. Приложение 1

Иней.

Ночами почва и различные предметы охлаждаются до температуры ниже нуля. Находящаяся в воздухе влага соприкасается с этими предметами и покрывает их тонким беловатым налётом. (Обращаю повторное внимание на слайд 1.)

- О чём говорится в тексте? (Об инее.)

- Как образуется иней? (Почва охлаждается, влага соприкасается с предметами и покрывает их белым налётом.)

- Прочитайте второй текст "Изморозь".

Изморозь.

Зимой бывает туман. При этом капельки воды, находящиеся в воздухе, оседают на холодных предметах (ветках деревьев, проводах) в виде белого рыхлого льда.

(Повторный просмотр слайда 2.)

- О чём говорится в этом тексте?

- Как образуется изморозь? (Капельки воды от тумана оседают на предметы в виде льдинок.)

- Итак, иней - белый налёт на предметах. Изморозь - мелкие льдинки на предметах.

- В науке эти явления называются атмосферными осадками. Кристаллы инея при слабых морозах имеют форму шестиугольных призм. При умеренных - форму пластинок, а при сильных - тупоконечных игл. Изморозь представляет собой кристаллические или зернистые отложения льда на тонких и длинных предметах при влажной морозной погоде. На поверхности предметов, крышах зданий и автомобилей изморозь отлагается очень слабо.

Работа в группах по прочитанным текстам.

- Первый вариант перечитайте текст "Иней". Найдите имена существительные, выпишите их из текста в начальной форме, определите род.

- Второй вариант перечитайте текст "Изморозь". Найдите имена существительные, выпишите их из вашего текста в начальной форме, определите род. (Самостоятельная работа.)

Взаимопроверка. Оценивание работы своего напарника.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего напарника, оцените правильность выполнения данного задания.

- Молодцы! Поработали на славу! А сейчас мы отдохнём и работать вновь начнём.

5. Музыкальная физкультминутка.

Вот пришла зима - зима! Зимушка холодная.
Выпал беленький снежок, белый снег пушистый.
Выпал беленький снежок, белый снег пушистый.
Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки.
Рукавички на руках, шапка на макушке.
Рукавички на руках, шапка на макушке.
- Отдохнул! Пора трудиться, очень хочется учиться!

6. О религиозном празднике " Крещения Господня".

Учитель.

- Кому известна история возникновения православного праздника - Крещения Господня?

(Руку поднимают только часть класса.)

- В библии рассказывается о знаменательном событии, случившимся, когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Он пришёл к реке Иордан и крестился в её водах. Крестил его - Иоанн Предтеча, святой, прозванный ангелом пустыни. С той поры, когда крестят, всех окунают в воду.

Без воды не было бы жизни, а, вода - это жизнь. Славилось Крещение по всей Руси своими холодами. Народ заметил, что крещенские морозы - самые сильные.

7. Работа с народными приметами.

- Прочитайте народные приметы, которые связаны с православным праздником "Крещения   Господня". Как вы их понимаете? (Первичное чтение пословиц про себя, повторное - вслух.)

1. Снегу на Крещение надует - хлеба прибудет.

2. На Крещение оттепель - к урожаю.

3. На Крещение снег - к урожаю гречихи.

а) Работа в группах.

- Первый ряд - спишите первую народную примету.

- Второй - вторую народную примету.

- Третий - третью.

- Найдите имена существительные, определите род.

б) Взаимная проверка.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте грамотность списывания, правильность определения рода.

Оцените работу своего напарника.

8. Работа с текстом Н.Надеждиной "Волшебный снег". Приложение 1

а) Чтение текста учителем.

б) Беседа по содержанию.

- О чём говорится в тексте?

- Почему его можно назвать "текст-описание? (Описывается явление природы - снег.)

в) Чтение текста учащимися про себя.

г) Чтение текста вслух по абзацам.

Волшебный снег.

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба идёт крупа.

Если нет сильного мороза, снежинки образуют хлопья. Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

Когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется корочка. Она называется настом.

Н. Надеждина.

д) Выборочное чтение.

- Перечитайте абзац, в котором автор называет снег - крупой.

- Прочитайте, что образуют снежинки, если нет сильного мороза? (Хлопья).

- Что такое наст? Как он образуется? (Когда после оттепели ударит сильный мороз).

е) Работа в группах.

- 1-й ряд спишите 2-ой абзац.

- 2-й ряд - третий абзац.

- 3-й - четвёртый абзац.

- Подчеркните имена существительные, определите род.

ё) Самопроверка.

9. Самостоятельная работа с упражнением из учебника. Страница 26, упражнение 247.

Учитель.

- Познакомьтесь с заданием к упражнению.

- Что нам рекомендуют выполнить? (Подобрать к данным существительным синонимы.)

- Какие слова называются синонимами?

(Слова одной части речи, они обозначают одно и то же, но произносятся и пишутся по-разному, отличаются лексическим значением.)

- 1-й вариант подберите синонимы к существительным "буря", "воин".

- 2-й вариант к существительным "всадник", "ливень".

- Определите род существительных-синонимов. Обозначьте орфограммы.

(От каждого варианта к доске вызывается ученик, выполняет задание.)

Проверка по готовому образцу.

10. Работа в парах. Тест на соответствие.

Учитель.

- В заключение урока закрепим ваши умения определять род имён существительных.

- Ваша задача соединить существительные с соответствующим ему родом. Работаем в парах. (Приложение 2)

11. Проверка. Фронтальный опрос.

- Назовите имена существительные женского рода.

- Назовите имена существительные мужского рода.

- Существительные среднего рода.

- Докажите принадлежность данных существительных к конкретному роду.

- Молодцы!

12. Итог урока. Анализ работы учащихся. Выставление отметок.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имён существительных?

- О каких явлениях природы вы узнали? Чем они отличаются?

- Какой православный праздник празднует сегодня народ?

- С каким событием связано празднование "Крещения Господня?"

13. Домашнее задание: страница13, упражнение 223. Повторить правило на странице 21.

- Прочитайте текст из упражнения.

- О чём говорится в тексте? (Об изморози и измороси.)

- Чем отличается "изморозь" от "измороси" уточните дома по толковому словарю. Выполните упражнение в соответствии с заданием. Урок окончен.

Примечание.

Отметки за урок выставляются в ходе урока. За ответы ученики получают жетоны. Полный и правильный ответ - красный жетон (5). Неполный ответ или с одной, двумя ошибками - зелёный жетон (4), неверный ответ - жёлтый жетон. Жёлтый жетон означает, что на следующий урок ученик будет опрошен повторно. Двойки не ставлю. Ребята складывают жетоны, полученные за урок в дневник, подходят на перемене, анализирую их ответы, выставляю отметку в журнал, в дневник.

Очень удобно! Никого не забудешь и объективность гарантируется!

Приложение 1.

Иней.

Ночами почва и различные предметы охлаждаются до температуры ниже нуля. Находящаяся в воздухе влага соприкасается с этими предметами и покрывает их тонким беловатым налётом.

Изморозь.

Зимой бывает туман. При этом капельки воды, находящиеся в воздухе, оседают на холодных предметах (ветках деревьев, проводах) в виде белого рыхлого льда.

Волшебный снег.

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба идёт крупа.

Если нет сильного мороза, снежинки образуют хлопья. Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

Когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется корочка. Она называется настом.

Н. Надеждина.