Сегодня психологи рекомендуют начинать знакомство с образовательным учреждением не с посещения кабинета директора, а, с раздевалки, столовой, учебного кабинета. Это те места, с которыми связано у ребенка чувство "базового доверия", безопасности. От качества среды учебных помещений во многом зависит самочувствие, работоспособность, состояние здоровья обучающихся.
В настоящее время влияние визуального восприятия достаточно велико. Миллионы детей и подростков проводят в образовательных учреждениях значительную часть своего времени. Их развитие происходит при непрерывном воздействии на них факторов этой среды.
Ухудшение здоровья подрастающего поколения в значительной степени вызвано неправильной организацией видимой среды образовательного учреждения с точки зрения физиологии зрительного восприятия и законов видеоэкологии.
Гигиенический контроль за соблюдением требований СанПиНов и отслеживание степени утомления на уроке – это наиболее очевидные, но не определяющие направления работы образовательного учреждения по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства. Рассматривая санитарно-гигиенические условия помещений, зачастую имеют в виду, прежде всего качество воздуха, освещенность, влажность, температурный режим. Между тем, визуальная среда, с которой обучающийся соприкасается каждый день, представляет собой такой же экологический фактор, и имеет не меньшую степень важности. Исследователь В.Фармаковский еще на рубеже XIX-XX вв. особо подчеркнул, что
…школа должна быть приятно и эстетически обставлена, чтобы влиять на добрые нравы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать не аравийскую пустыню, а библейский эдем[2].
С точки зрения физиологии зрительного восприятия и законов видеоэкологии организация образовательной среды в значительной степени влияет на психику обучающегося, а через неё – на телесную организацию ребёнка и его здоровье. Эти закономерности пока почти не используются в оформлении интерьеров учебных кабинетов. Однообразное убранство большинства кабинетов, преобладание квадратно – прямоугольных фигур, унылая цветовая гамма является фактором негативного влияния на психику обучающихся. Влияние это слабое, но учитывая длительность пребывания обучающихся в подобных однообразных пространствах, эффект постепенно кумулируется. Редко можно встретить в учебном кабинете рисунки, картины, которые могли бы нейтрализовать унылость интерьера. В основном – либо учебно-наглядные пособия, либо портреты деятелей науки и искусства[3].
Глаз – самый активный из органов чувств, он никогда не останавливается. Основу такой активности составляет природа глазодвигательного аппарата. Глаз человека меняет направление взора каждые полсекунды. Синхронные и одинаковые по амплитуде быстрые движения обоих глаз называются саккадами. Зрительное восприятие сформировалось в природе таким образом, что глаз практически постоянно “сканирует” меняющуюся окружающую среду. Концепция об автоматии саккад является новым представлением о зрительном восприятии окружающей среды. Без саккад человек воспринимал бы окружающую реальность, словно через танковую амбразуру. Зрительные образы подсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена "картинки" действует успокаивающе, а ее однообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. В этом секрет неосознанной привлекательности огня и того чувства комфорта, которое каждый человек испытывает, выбравшись из города в лес. Мозг, в полном смысле страдает, когда взгляд вынужден скользить по бесконечному однообразию стен с повторяющимися элементами [4].
Влияние через визуальный канал экологических факторов на психику человека, его эмоциональное состояние называется видеоэкология. Визуальная экология, возникла на стыке эстетики и физиологии. Видеоэкология включает методы оценки визуальной среды и способы создания комфортной визуальной среды в местах обитания человека и базируется на закономерностях зрительного восприятия.
В местах обитания человека произошло ухудшение визуальной среды, являющейся одним из важных компонентов его жизни – видеозагрязнение – насыщение элементами, которые служат причиной появления у человека раздражительности и даже агрессивности. “Загрязнителями” визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля. Гомогенные визуальные поля – это видимые поля в окружающем пространстве, на которых либо отсутствуют зрительные детали вообще, либо количество их резко снижено. В окружении гомогенных полей глаз не может полноценно работать, так как в такой среде глазу не за что зацепиться после очередной саккады. В этом случае саккады резко увеличиваются по амплитуде, то есть глаза работают в неэкономном режиме, что неизбежно ведет к ощущению дискомфорта. Агрессивные визуальные поля – это поля, состоящие из множества одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на некоей поверхности. Наличие гомогенных и агрессивных сред воздействуют на психическое и физическое здоровье, на степень эффективности обучения и успеваемости в целом.
При организации визуальной среды образовательного учреждения должен учитываться характер видимых полей, цветовое и световое оформление, качество поверхностей и мобильность.
В интерьере учебного кабинета не должно быть гомогенных и агрессивных полей. Фактуры и структуры видимых поверхностей должны быть аналогами природных. Видимая среда может трансформироваться, видоизменяться за счет подвижных элементов мебели, сменных экранов различного цвета для доски, изменяемой в течение дня интенсивности освещения.
Декор учебных помещений – это необходимые функциональные элементы, составляющие основу визуальной среды. Без них невозможна полноценная работа глаз. Так же, как в воздухе должно содержаться достаточное количество кислорода, так и в видимой среде должно быть достаточно число элементов.
Принципы и методы видеоэкологии позволяют не стихийно, а осознанно формировать визуальную среду, полностью соответствующую физиологическим нормам зрения.
Учебный кабинет является живым организмом и, как любой другой организм, он постоянно обновляется. Принцип формирования учебного кабинета с позиций комфортной визуальной среды мог бы стать той “идеей образовательного учреждения”, которая объединила бы всех участников образовательного процесса [1].
Разработка вопросов видеоэкологии образовательных учреждений является весьма актуальной. Именно она может быть теоретической базой, способной решить многие ключевые моменты в развитии здоровьесберегающей образовательной среды.
Масштабных результатов в улучшении визуальной среды можно будет достичь только при определенных усилиях. Прежде всего, необходимо провести анализ и составить карты “загрязнения” видимой среды. Такие карты могут дать представление о характере нарушений законов природы, и позволят разработать мероприятия по изменению ситуации к лучшему. Конечно, при этом необходимо сохранить все ценное – все, что радует глаз.
Не сказал же Ф. Достоевский, что изобилие продуктов спасет мир, или изобилие материальных благ спасет мир, он сказал: “Красота спасет мир”. Развивая свое выражение, получившее широкую известность, Ф.М.Достоевский писал: “Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа”.
Совершенно очевидно, что невозможно пробудить потребность красоты в подростках, окружив их повсеместно агрессивной визуальной средой. Подрастающее поколение должно находиться в комфортной визуальной среде постоянно. Только таким путем и можно выработать потребность к красоте. В решении этой проблемы видеоэкология может быть методологической основой. Принципы и методы видеоэкологии позволяют не стихийно, а осознанно формировать визуальную среду полностью соответствующую физиологическим нормам зрения и благотворно влияющую на психическое и эмоциональное состояние обучающихся и педагогов.
Литература
- Здоровью надо учить!/ под ред. Н.П. Абаскаловой. – Новосибирск: ООО “Лада”, 2000.
- Психология здоровья: Учебник для вузов/ под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Филин В. А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. – М.: МЦ “Видеоэкология”, 2001.