Цель урока: Формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа, развивать интерес к национальному наследию.
Задачи урока:
- Создание атмосферы добра, соучастия, сопричастности к культуре своего рода, народа.
- Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.
- Первоначальное знакомство с традициями русской избы, народной одежды, бытовыми предметами, народной игрушкой, колыбельными песнями.
- Воспитание художественного вкуса, любви к прекрасному.
Оборудование.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор
- Деревянный короб (или корзина) с изделиями из дерева: деревянные ложки, чашки, валек, гребень, трещотка, рубель, лапти.
- Народная кукла “пеленашка”.
Ход урока
Учитель: “Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отправилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чём?”
Дети: На машине, самолете, пароходе…
Учитель: Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам наше воображение, смекалка, фантазия и знания. Приготовьте ладошки – это двери нашей машины времени. Закрыли двери – и отправились в путь.
Слайд 1.
Звучит музыка, учитель читает отрывок из стихотворения В. Мухина “Не обижайте красоту”:
Великий дар – единожды родиться,
Вдохнуть,
Раскрыть глаза –
И на века
Увиденному миру удивиться,
Где дом и поле, роща и река…
Учитель: Эти замечательные стихи и волшебная музыка привели нас на русскую землю. А в руках у меня маленькое чудо – это куколка, спелёнутый ребёнок, который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у неё ещё всё впереди.
Родился человек, у него есть родители – мама и папа. Его близкие люди живут, как правило, недалеко друг от друга на земле, которая называется Родина. Родина – это место, которое когда-то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род.
Слайд 2.
Посмотрите, ребята, как интересно. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет корни. Это те, кто жил на земле давно и дал жизнь своим детям и внукам. Они давно ушли в мир иной, в землю, стали её частью, но они и часть рода – наши предки.
Слайд 3.
Древние люди представляли, что род – это божество, живущее на небе. Лицо Бога видеть нельзя, но представить себе его образ можно. Вот так, например, представил его художник (показ иллюстрации). Сидит на небесном троне старец, седовласый, мудрый, как сама жизнь, и держит в руках толстую книгу. Это “Родословная” – книга, где записаны все дела рода, добрые и не очень. Вот и вы можете прославить свой род добрыми делами или огорчить плохими поступками. Всё в ваших руках. По делам вас будут судить и помнить в роду.
Скажите, ребята, а что общего во всех этих словах: “род”, “родина”, “родители”, “родиться”, “родословная”?
Дети: Корень! Эти слова однокоренные.
Слайд 4.
Учитель: Правильно. Родословную часто изображают в виде древа, дерева с корнями (предками) и кроной (потомками). Древо “проглядывает” в слове “здравствуйте”. “Здравствуйте” звучит, как пожелание быть могучим деревом. Корень “древ” можно обнаружить во многих словах русского языка – и не случайно. Ведь дерево играло огромную роль в жизни наших предков. Русь называли до недавнего времени деревянной страной.
Давайте заглянем в прошлое: так ли это?
Перед нами русский дом. Как он называется?
Дети: Изба!
Учитель: А из какого материала он сделан?
Дети: Из дерева.
Учитель: Войдём в дом и всё увидим.
Слайд 5.
Просмотр презентации “Курная изба”
Учитель: А у меня для вас сюрприз: деревянный короб с изделиями из дерева.
Учитель показывает предметы. Дети рассматривают ложки и чашки, лапти.
Учитель:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
(Ответ: ложка)
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!
(Ответ: ложка)
Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой. Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого "лукавый радуется" и "скликаются на обед злыдни" (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье). Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами. Широко применялась ложка в обрядовых действиях.
Слайд 6.
Валек — массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой — служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста. Изготавливали вальки чаше всего из липы или березы и украшали трехгранно-выемчатой резьбой и росписью. Самыми нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполнялись в виде стилизованной женской фигуры, другие украшались сквозными отверстиями с бусинами, камешками или горошинами, которые при работе издавали своеобразный “журчащий” звук.
Слайд 7.
Гребень (льночесалка). Применялся для чесания трёпаного льна и конопли, а также вымытой шерсти. На святках было принято выносить гребень из дома, чтобы защитить скот от болезней, а людей – от змей.
Изготовление гребней – это старинное русское ремесло. А гребни поменьше использовались для расчесывания конопли, льна, шерсти, а самыми маленькими расчесывали люди волосы. Раньше гребни делали из древесины березы, осины, клена. Позже они стали предметом украшения. Их стали расписывать различными узорами.
Загадка:
“Весь в крестах, а почёту нет” (лапоть).
Поговорки:
“Хозяйство вести – не лапти плести”
“Без уменья и лаптя не сплетешь”
“Не лаптем щи хлебать”
Слайд 8.
Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.
Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого. Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: “В дорогу идти — пятеры лапти сплести!”.
Слайд 9.
Круговая трещотка — русский шумовой инструмент, относящийся к самозвучащим (идиофонам), который в настоящее время используется в народной инструментальной музыке как эпизодический инструмент. В древности служил ритуально-магическим целям, но упоминания о применении его в традиционной народной музыке нет. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Трещотка круговая – это забавный и эффектный музыкальный инструмент. Держат такую трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше. Играя на круговой трещотке, исполнитель непременно акцентирует внимание зрителей именно на этот инструмент. Трещотка привлекает не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами, цветами и пр.
Про следующий предмет попробуйте отгадать загадку:
Желтый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
А внутри секреты есть
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрёшка)
Посмотрите, дерево действительно и обувало, и кормило, и одевало, и обеспечивало жильём и посудой, и кормило своими плодами, не давало замерзнуть в мороз и радовало детей игрушками!
А помните, в начале нашего занятия в руках у меня был младенец? Так он не мог прийти один. Вот его родители: мама и папа. Этих кукол дети сделали своими руками. Я вас научу их делать, только в другой раз. Так вот родители говорят, что ребёнку пора спать. А что делают, когда укачивают малыша?
Дети: Поют колыбельную.
Учитель: Вот послушайте, как пели колыбельные наши бабушки.
Слайд 10.
Звучит колыбельная.
Серафима Марковна Люлякина — эрзянская сказительница, писатель.
Учитель: Уснул. Положу его в колыбельку. Как вы думаете, что ему присниться?
Дети: Солнышко.
Слайд 11.
Учитель: Наши предки считали солнце божеством, поклонялись ему, вышивали, вырезали, рисовали… Скажите, как можно изобразить солнце, не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов? Можно! Давайте с вами встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло!
Учитель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свои ладошки, своё тепло друзьям. Название “ладоши” произошло тоже от имени древних богов. Говорят, жили на Земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь, гармонию, понимание. И, протягивая друг другу руки, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить в мире.
А на сегодня наше путешествие закончилось. Оно вам понравилось? Что запомнилось?
Литература.
1. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей/Авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
Интернет источники.
Диски.
1. Фонохрестоматия для 1-4 классов образовательных учреждений “Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии/Составители: Л.П. Карпушина, Н.Б. Абудеева.