Цель: обобщение знаний учащихся о городе, в котором мы живём.
Задачи:
- Образовательные: развивать познавательный интерес к изучению истории, природы, культуры родного города.
- Развивающие: содействовать развитию внимания, интереса к истории своего города; развивать такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к малой Родине, чувство бережного отношения к природе родных мест, к памятникам культуры.
Форма организации учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, физическая карта России, атласы, карточки со словами, 5 комплектов частей флага города, коллекции полезных ископаемых и металлов, жетоны для викторины.
Предварительная подготовка: За две недели до урока дети получили задание: найти материал о достопримечательностях города и подготовить выступление.
- Чем особенно название нашего города? Чем оно отличается от названий большинства городов? (двойное, из двух слов). В честь чего город получил такое название? СЛАЙД 2
- Давайте вспомним историю возникновения нашего города. СЛАЙД 3
- Прочитайте предложения и вставьте пропущенные названия.
Город возник в 1682 г. как поселок ....................... (Железенское) крестьян Успенского Далматовского монастыря.
В 1700 г. по указу Петра I "построить и завесть большой железный завод... для того, чтобы там лить пушки и гранаты, и всякое ружье...", был заложен ........................ (Каменский чугунолитейный завод)
Через год, 15 октября 1701 г., завод выплавил первый чугун, а в конце года были отлиты первые пять пушек.
С этой даты ведет отсчет своих лет, ........................(Каменск) ставший в апреле 1935 г. городом, а в июне 1940 г. получивший имя ....................... (Каменск-Уральский)
- Какую из этих дат считают годом рождения нашего города? АНИМАЦИЯ НА СЛАЙДЕ 3
(15 октября 1701 г.)
- Какую юбилейную дату мы отмечали в этом году? АНИМАЦИЯ НА СЛАЙДЕ 3
(310 лет)
- Наш город является третьим в Свердловской области по числу жителей, а в масштабах всей страны он лишь небольшая точка на карте. Давайте закрепим наше умение работать с картой и выполним следующее задание. СЛАЙД 4.
ЗАДАНИЕ:
Показать на карте нашу страну, столицу, Екатеринбург, Каменск-Уральский
(3 ученика по-очереди выполняют задание у стенной карты, остальные работают с картой атласа).
2. Работа в группах (деление на группы учитель производит заранее, так, чтобы они были примерно равны по уровню подготовленности).
Разложить названия от "большего" к "меньшему". Каждой группе учитель выдает набор карточек с названиями. Проверяем с помощью АНИМАЦИИ НА СЛАЙДЕ 4.
- У каждого города свои символы, и мы с вами не исключение. Давайте ещё раз услышим гимн нашего города, а затем выполним задание в группах. СЛАЙД 5. Приложение 1.
- А теперь каждая группа должна собрать из отдельных частей флаг города.
- Проверим вашу работу СЛАЙД 5.
- В каждом городе есть глава, руководитель, которого совсем недавно стали называть мэром, давайте ответим на вопрос СЛАЙД 6.
- Наш город вместе с мэром, и всеми жителями - город труженик. Поэт Лев Сорокин посвятил ему такие строки: СЛАЙД 7
Этот город огня и металла,
Что поднялся над спинами скал,
Дорог мне как частица Урала,
Без которой немыслим Урал.
- Почему наш город назван "городом огня и металла"? (много заводов, которые производят металл и изделия из него).
- Он и родился благодаря металлу. Какому? (железная руда, железо, чугун, алюминиевая руда)
ЗАДАНИЕ
- Найдите в своих коллекциях образцы железной руды, чугуна, алюминиевой руды (боксита), алюминия.
- Вспомните и назовите крупные заводы в нашем городе, которые производят и металл и другую продукцию, которая известна не только в нашей стране, но и в мире. СЛАЙД 8.
- Наш город не только труженик, много чего интересного могут увидеть и узнать гости нашего города из его прошлого и настоящего. Мы уже знакомились с некоторыми архитектурными достопримечательностями нашего города, а сегодня наши ребята, взявшие на себя роль экскурсоводов, познакомят с ними немного подробнее.
Выступают заранее подготовленные 5 человек с краткой информацией (по 2 минуты) о некоторых достопримечательностях города. СЛАЙД 9.
- Представьте себя в роли экскурсоводов, что ещё интересного вы могли бы показать гостям нашего города?
- Мы можем пригласить гостей нашего города также на ежегодные мероприятия, проходящие в нашем городе, которые стали уже традиционными. Как и в любой семье, у нашего города есть свои традиции.
- Давайте вспомним некоторые из них. СЛАЙД 10.
- В каких традиционных мероприятиях нашего города вам приходилось принимать участие, какие вы можете назвать самыми любимыми, интересными? Поделитесь своими впечатлениями, эмоциями.
- Итогом нашей работы в течение нескольких уроков, посвященных нашему городу, станет ваше участие в викторине "Наш город". За правильный ответ группа будет получать жетон, чтобы по окончании игры мы могли определить лучших знатоков нашего города. СЛАЙД 11-36.
Подведение итогов.