По стопам Ломоносова

Разделы: Физика


Форма проведения: состязание между командами

Цели урока:

  • Расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.
  • Повторение и закрепление основного программного материала.

Задачи:

развивающая: уметь видеть мир в многообразии; уметь находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях; знакомство учащихся с важнейшими методами применения знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
обучающая: уметь писать стихи (сочинение), уметь решать качественные и количественные задачи по физики;
воспитательная: развивать познавательный интерес к русскому языку, литературе, химии, географии, физике, геологии и уважение к семейным ценностям.

Вспомогательные задачи:
Интеграция школьных предметов между собой, интеграция их со всеми сторонами жизни дает возможность гармонично развиваться личности, дает ему представление об окружающем мире.

Ведущий 1: На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца. (Писал Белинский)

Ведущий 2: 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии в семье помора родился М. Ломоносов.

Ведущий 1: Ну и сын у тебя, Василий Дорофеевич! – дивился сельский дьячок.

Ведущий 2: Ну и парень! – вторили монахи архиерейского подворья.

Ведущий 1: Годы шли. Михайло перечитал все церковные книги, что были под рукой. Многое выучил наизусть.

Ведущий 2: Михайлушко любил природу и очень радовался, что цветы, и травы, и деревья – это не только сено и дрова, но и наука этим занимается.

Ведущий 1: Недалеко от Холмогор, в деревне Вавчуге, крестьяне исстари занимались постройкою морских судов. Здесь Михайло узнал, что и корабли бегучие строятся, и мельницы стоячие ходят, и материна самопрялка кружится не так просто, а по законам науки – механики и физики. Юноша пристрастился делать модели кораблей и мельниц, придумал хитрые замки к амбару и житнице, смастерил стенные часы с боем. Это увлечение сменилось страстью к стихотворству по правилам грамматики Смотрицкого и по образцам старинного поэта Полоцкого.

Ведущий 2: Отец, занятый промысловыми заботами и расчетами, а затем постройкою каменного собора на селе, сквозь пальцы смотрел на “игрушки” сына.

Ведущий 1: Михайле исполнилось девятнадцать лет. Управя морские промыслы, осенью тысяча семьсот тридцатого года он упал отцу в ноги: – Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

Ведущий 2: Ломоносов, как сын крестьянина, не мог поступить в единственную в Холмогорах словесную школу при архиерейском доме и решил попытать счастья в Москве. Принятый в Славяно-греко-латинскую академию Михайло ног под собой не чуял от радости. Низшие классы он прошел за один год. Но здесь не оказалось тех наук ради которых он сюда прибежал.

Ведущий 1: В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносов назначен для продолжения образования в Петербургской академии наук, через год его вносят в список отъезжающих за границу для изучения химии и горного дела.

Ведущий 2: А мы с вами попробуем сегодня побыть немного Ломоносовыми в игре “Будущие Ломоносовы”

Ведущий 1: Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существовавших в XVIII веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.

Ведущий 2: Труды Ломоносова по физике охватывали большой круг проблем. Он занимался изучением молекулярно-кинетической теории теплоты и газов, исследованиями атмосферного электричества, разрабатывал теорию света и цветообразования, рассматривал вопросы, связанные с изучением массы и веса тела, проводил опыты по замораживанию ртути и т.д.

Ведущий 1: Глядите-ка, Михайло Васильевич! Гроза какая бурная надвигается. Не иначе, через час– другой засверкает над Петербургом молния и гром загремит! Ломоносов посмотрел в окно. – Господи! Что ж мы сидим здесь, Георг Вильгельмыч, штаны протираем? Надо же опыты скорее ставить!

Ведущий 2: Задание 1: “Определение напряжения электрической лампочки”

(Соберите электрическую цепь по чертежу схемы в тетради и измерьте напряжение электрической лампочки).

Ведущий 1: В историю астрономии Ломоносов вошел как первый русский астрофизик, выдающийся деятель в области практической астрономии и астрономического приборостроения, организатор научных астрономических экспедиций, неутомимый пропагандист передовых космологических воззрений. Интерес Ломоносова к астрономии проявился уже в первые годы его творческой деятельности в Академии. Он утверждал, что астрономия может успешнее, чем в другой стране, развиваться в России, “над которою Солнце целую половину своего течения совершает и в которой каждое светило, восходящее и заходящее, в едино мгновение видеть можно”

Ведущий 2: Задание 2 “Строение Солнечной системы”

(На листе ватмана раскрашенном в цвета неба расставить в определенном порядке планеты солнечной системы).

Вопрос: Какая планета больше всего заинтересовала Ломоносова?

Ведущий 1: Самым выдающимся достижением Ломоносова в области астрономии стало открытие им на планете Венера атмосферы. Оно было сделано в результате наблюдения редкого небесного явления – прохождения Венеры по диску солнца.

Ведущий 2: В течение многих лет химия являлась основным занятием ученого. В 1745 г. Он получил звание академика по кафедре химии Петербургской академии наук. Одной из первых крупных работ Ломоносова было изучение процесса растворимости. Он осуществил большую серию опытов по растворению металлов в кислотах и солей в воде.

Ведущий 1: Задание 3 “Вываривание соли”

(Из приготовленного насыщенного раствора поваренной соли получить каменную соль).

Ведущий 2: В химической лаборатории он проводит анализы минералов, многих образцов руд, разрабатывает способы изготовления минеральных красок и цветного стекла и разноцветных смальт для изготовления мозаик. “Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше четырех тысяч опытов, коих не токмо рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части размешивал и в печь ставил” – писал М.В. Ломоносов.

Ведущий 1: Задание 4 “Мозаичные шедевры”

(Собрать пазлы физических приборов, назвать их и рассказать назначение данных приборов)

Ведущий 2: Геология, минералогия и горное дело находилось в поле зрения Ломоносова в течение многих лет. Геологические труды Ломоносова не только объясняют процессы образования гор и материков, металлических руд и других полезных ископаемых органического и неорганического происхождения.

Ведущий 1: Задание 5 “Определение минералов”

(Каждой команде выдаются образцы горных пород, необходимо определить их названия)

Ведущий 2: Наряду с остальными науками постепенно возрастает внимание Ломоносова к географии и на протяжении многих лет физическая, экономическая, математическая география, геофизика, метеорология, гидрография становятся предметом его исследований.

Ведущий 1: В течение многих лет ученого-помора интересовала проблема освоения северного морского пути. Он ясно представлял себе особенности географического положения России и связанную с этим необходимость развития мореплавания вдоль ее северных берегов. В стремлении научно обосновать возможности мореплавания в высоких широтах Арктики и проанализировать ее океанографию, Ломоносов высказал целый ряд важных положений и научных гипотез. Он впервые дал генетическую классификацию полярных льдов, верно объяснил происхождение плавающих ледяных гор, рассмотрел главные вопросы изучения циркуляции вод океана в связи с движением льдов, привел данные о приливах в российских северных морях, отметил взаимные соответствия в расположении очертании материков и океанов, попытался подсчитать массу льда в различных частях тогда еще совершенно неизведанного северного полярного бассейна.

Ведущий 2: Задание 6 “Определение массы айсберга”

(Решите задачу: определите объем ледяной глыбы (айсберга) массой 5,6 т?)

Ведущий 1: Трудно представить себе развитие в России литературного языка, поэзии, русской грамматики без основополагающих трудов Ломоносова. Под прямым или косвенным влиянием Ломоносова выросло целое поколение русских людей, которые развили его передовые идеи.

Ведущий 2: Интерес к родной литературе пробуждался у юного помора по мере его приобщения к народному творчеству – он рос, слушая былины, песни, сказки, пословицы. Дальнейшему увлечению литературой способствовали занятия в Славяно-греко-латинской академии, где учащиеся постигали теорию поэтических родов, упражнялись в сочинении стихов на русском и латинском языках.

Ведущий 1: Задание 7 “Ода Ломоносову или физике”, “Домашнее задание”

(М.В. Ломоносов ввел в русский язык слова: атмосфера, насос, физика, барометр, метеорология, термометр, манометр, микроскоп. Используя эти слова напишите стихи – посвящение физике или М.В. Ломоносову)

Ведущий 2: Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и 4 апреля умер. Перед смертью говорил своему другу Штелину:

Ведущий 1: Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не смог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют…

Ведущий 2: Удивительная была жизнь Ломоносова, прекрасно дело его жизни, незабываемы слова к русскому юношеству:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!

Награждение победителей:

Всем спасибо за игру!