Программа духовно-нравственного воспитания "Я – гражданин!"

Разделы: Администрирование школы


Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Данная программа способствует этому.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-

нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон “Об образовании”, Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнёрами школы.

Цель воспитательной системы: развитие и становление адаптированной личности на основе базовых национальных ценностей.

Задачи:

  1. укрепление нравственности;
  2. формирование основ морали и нравственного самосознания личности;
  3. формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  4. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям согласно своей совести;
  5. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  6. осознание ценности человеческой жизни;
  7. формирование нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Участниками программы являются учащиеся 9-11-х классов, классные руководители, учителя – предметники, социальные партнеры, родители.

Ожидаемые результаты:

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Реализация данной программы осуществляется по следующим направлениям:

  • взаимодействие педагогов и учащихся;
  • взаимодействие семьи и школы;
  • взаимодействие школы с социальными партнерами.

Взаимодействие педагогов и учащихся

Цель взаимодействия: совместное обеспечение условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Задачи взаимодействия педагогов и учащихся:

  1. Углублять представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  2. Расширять представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  3. Представления о правах и об обязанностях гражданина России;
  4. Расширять представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и воспитание уважения к защитникам Родины;
  5. Развитие интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, родного края, стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; умение отвечать за свои поступки.

Этапы реализации деятельности:

  1. Изучение ценностных ориентаций, уровня воспитанности, мировоззренческих взглядов обучающихся. Все это позволяет педагогу понять стиль жизни ученика, его духовные ценности и воспитательные возможности. Группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Для этого учитель использует наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры.
  2. Составление плана воспитательной работы.
  3. Организация и проведение мероприятий.
  4. Диагностика и анализ полученных результатов

Форма

Наименование мероприятия

1

Классные часы “Омская область – субъект РФ”, “Государственная символика!”, курс классных часов по программе О. Дубовой “Честь имею!”

2

Акции. “Дети – детям!”, “Рядом живет ветеран”, “Посылка солдату”

3

Конкурсы, НОУ “Герои нашего времени”,

4

Фестивали “Солдатская песня”

5

Концерты Посвященные знаменательным датам страны

6

Линейки “22 июня”, “День памяти жертв Беслана”

7

Круглые столы “Честь имею!”

8

Встречи с ветеранами .  

9

Дискуссии “Имею право”
10 Интеграция в базовые образовательные дисциплины Уроки истории, литературы, МХК, обществознания, право, русский язык.
11 Досуговые мероприятия Лекции “Идем по следам героев”, заочная экскурсия по городу Омску”, “Знакомство с историей школы”.
12 Возложение цветов к мемориальным доскам по ул. Гуртьева и стеле у ПО “Иртыш”  
13 Школьное самоуправление. Выборы президента школы, советы школы.
14 Школьная газета “ШАГ”  
15 Деятельность школьного музея, клуба “Факел” Организация лекций, экскурсий в музей. Сбор и систематизация материала.
16 ДО “Радуга” Проведение благотворительных акций, концертов, конкурсов.

Взаимодействие семьи и школы

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.

Цель взаимодействия: совместное обеспечение условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Задачи взаимодействия школы и семьи:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Этапы реализации деятельности:

  1. Изучение условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Для этого учитель использует наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры.
  2. Группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
  3. Привлечение родителей к организации и участию в школьных мероприятиях, проведение для родителей лекториев, круглых столов, конференций.
  4. Диагностика и анализ полученных результатов.

Форма

Наименование мероприятия

1.

Круглый стол “Будущее моего ребенка”, “Традиции моей семьи” (совместно с детьми)

2

Лектории "Воспитание гражданина", “Тепло родного очага”

3

Дискуссии Презентация программы О. Дубовой “Честь имею!”, “Семья в современном обществе”

4

Благотворительные акции “Дети – детям”, “Подари библиотеке книгу”, “От сердца к сердцу”

5

Встречи со специалистами. “Правовое воспитание подростка”, “Музей – семье”

6

Совет отцов.  

7

Консультации  

Взаимодействие школы с социальными партнерами.

Опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания, особое внимание в школе уделяется внеурочной деятельности, установлению связи с другими субъектами социализации: общественными организациями; учреждениями дополнительного образования; учреждениями культуры и спорта; средствами массовой информации, тем самым образуется сфера наибольшего благоприятствования для гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Цель взаимодействия: совместное обеспечение условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Задачи:

  • Выстраивание педагогически целесообразных партнерских отношений между школой и объектами социализации;
  • согласование социально воспитательных программ школы и иных субъектов социализации.

Этапы реализации деятельности:

  1. Изучение спектра возможностей социального партнерства в рамках города Омска. Это способствует расширению и разнообразию форм и методов по гражданско-патриотической направленности воспитательной работы.
  2. Привлечение социальных партнеров к сотрудничеству.
  3. Диагностика и анализ полученных результатов

Социальные партнеры

Формы и мероприятия

1 Сотрудничество с музеями
  • Областной краеведческий музей
Передвижные выставки, выездные занятия; участие в областной научно-краеведческой конференции “Омское Прииртышье: природа, история, культура”. Экскурсии: "Омск в годы Великой Отечественной войны", "Революция и Гражданская война в крае".
  • Музей воинской славы
Передвижные выставки: “Дети войны”, “Легендарный Карбышев”. Экскурсии: “Сыны Отечества”, “Омичи – участники локальных войн и межнациональных конфликтов второй половины XX века”.
  • Областной музей имени М. А. Врубеля”
Участие в областных искусствоведческих чтениях, посещение выставок.
  • Городской музей “Искусство Омска”
Выездные занятия: “Памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны в городе Омске”. Посещение выставок: “Выставка-конкурс “Мой город. Три Космоса: Вселенная. Город. Человек”
  • “Либеров-центр”
Посещение выставок: “Выставка-конкурс “Палитра Родины”.
2 Сотрудничество с КТОСом Концерты для ветеранов войны и труда, проведение дней дворов, проведение акций “Двор в котором ты живешь”
3 Сотрудничество с ПО “Иртыш” Встречи со специалистами и ветеранами завода, закладка аллей по улице Гуртьева, благотворительные акции “От сердца к сердцу”, концерты к различным праздникам, оформление газет – поздравлений для работников завода, экскурсии на завод, посещение музея завода, сотрудничество с газетой ПО “Иртыш” – “Заводская трибуна”.
4 Сотрудничество с ООО “София” Организация классных часов, участие в конкурсах.
5 Сотрудничество с социальным центром “Родник” Проведение концертов, благотворительные акции “От сердца к сердцу”, встречи со специалистами по правовому воспитанию подростков.
6 Сотрудничество с Омской филармонией Концертные – познавательные программы: “Праздники России”, “22июня”
7 Сотрудничество с театрами Просмотр и обсуждение спектаклей.
8 Сотрудничество с советом ветеранов ЛАО Концертные номера– поздравления для ветеранов, акции “Поздравь ветерана”, проведение “Голубых огоньков”, встречи с ветеранами.
9 Сотрудничество с Областным реабилитационным центром социальной помощи семье и детям Беседы: “Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением”, “Стратегия поведения подростка в ситуации вымогательства”, “Имею право!”.
10. ДК “Свердлова” Праздничная программа: “Округ, мой Ленинский”
11. Библиотека им. П. Васильева Викторина посвященная творчеству П. Васильева.

Планируемые результаты:

Конечным результатом реализации Программы должны стать:

  • положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в молодежной среде, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе;
  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, народным традициям, старшему поколению;
  •  знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
  •  системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  •  представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
  •  понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
  •  уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
  •  знание национальных героев и важнейших событий истории России;
  •  знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Методологический инструментарий мониторинга гражданско-патриотического воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов:

  • Тестирование.
  • Опрос (анкетирование, интервью, беседа).
  • Психолого-педагогическое наблюдение.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания обучающихся:

  1. Динамика развития личностной, социальной, правовой культуры обучающихся.
  2. Динамика (характер изменения) социальной и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
  3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Ресурсное обеспечение:

  • Методическое пособие по программе О. Дубовой “Честь имею!”.
  • Сборники кинофильмов о Великой Отечественной войне.
  • Сборники патриотических песен.
  • Мультимедийные презентации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Экспозиции школьного музея.
  • Методическая литература по данному направлению.