Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Данная программа способствует этому.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-
нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон “Об образовании”, Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнёрами школы.
Цель воспитательной системы: развитие и становление адаптированной личности на основе базовых национальных ценностей.
Задачи:
- укрепление нравственности;
- формирование основ морали и нравственного самосознания личности;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям согласно своей совести;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни;
- формирование нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Участниками программы являются учащиеся 9-11-х классов, классные руководители, учителя – предметники, социальные партнеры, родители.
Ожидаемые результаты:
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Реализация данной программы осуществляется по следующим направлениям:
- взаимодействие педагогов и учащихся;
- взаимодействие семьи и школы;
- взаимодействие школы с социальными партнерами.
Взаимодействие педагогов и учащихся
Цель взаимодействия: совместное обеспечение условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Задачи взаимодействия педагогов и учащихся:
- Углублять представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- Расширять представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- Представления о правах и об обязанностях гражданина России;
- Расширять представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и воспитание уважения к защитникам Родины;
- Развитие интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, родного края, стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; умение отвечать за свои поступки.
Этапы реализации деятельности:
- Изучение ценностных ориентаций, уровня воспитанности, мировоззренческих взглядов обучающихся. Все это позволяет педагогу понять стиль жизни ученика, его духовные ценности и воспитательные возможности. Группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Для этого учитель использует наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры.
- Составление плана воспитательной работы.
- Организация и проведение мероприятий.
- Диагностика и анализ полученных результатов
№ |
Форма |
Наименование мероприятия |
1 |
Классные часы | “Омская область – субъект РФ”, “Государственная символика!”, курс классных часов по программе О. Дубовой “Честь имею!” |
2 |
Акции. | “Дети – детям!”, “Рядом живет ветеран”, “Посылка солдату” |
3 |
Конкурсы, НОУ | “Герои нашего времени”, |
4 |
Фестивали | “Солдатская песня” |
5 |
Концерты | Посвященные знаменательным датам страны |
6 |
Линейки | “22 июня”, “День памяти жертв Беслана” |
7 |
Круглые столы | “Честь имею!” |
8 |
Встречи с ветеранами . | |
9 |
Дискуссии | “Имею право” |
10 | Интеграция в базовые образовательные дисциплины | Уроки истории, литературы, МХК, обществознания, право, русский язык. |
11 | Досуговые мероприятия | Лекции “Идем по следам героев”, заочная экскурсия по городу Омску”, “Знакомство с историей школы”. |
12 | Возложение цветов к мемориальным доскам по ул. Гуртьева и стеле у ПО “Иртыш” | |
13 | Школьное самоуправление. | Выборы президента школы, советы школы. |
14 | Школьная газета “ШАГ” | |
15 | Деятельность школьного музея, клуба “Факел” | Организация лекций, экскурсий в музей. Сбор и систематизация материала. |
16 | ДО “Радуга” | Проведение благотворительных акций, концертов, конкурсов. |
Взаимодействие семьи и школы
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.
Цель взаимодействия: совместное обеспечение условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Задачи взаимодействия школы и семьи:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
Этапы реализации деятельности:
- Изучение условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Для этого учитель использует наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры.
- Группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
- Привлечение родителей к организации и участию в школьных мероприятиях, проведение для родителей лекториев, круглых столов, конференций.
- Диагностика и анализ полученных результатов.
№ |
Форма |
Наименование мероприятия |
1. |
Круглый стол | “Будущее моего ребенка”, “Традиции моей семьи” (совместно с детьми) |
2 |
Лектории | "Воспитание гражданина", “Тепло родного очага” |
3 |
Дискуссии | Презентация программы О. Дубовой “Честь имею!”, “Семья в современном обществе” |
4 |
Благотворительные акции | “Дети – детям”, “Подари библиотеке книгу”, “От сердца к сердцу” |
5 |
Встречи со специалистами. | “Правовое воспитание подростка”, “Музей – семье” |
6 |
Совет отцов. | |
7 |
Консультации |
Взаимодействие школы с социальными партнерами.
Опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания, особое внимание в школе уделяется внеурочной деятельности, установлению связи с другими субъектами социализации: общественными организациями; учреждениями дополнительного образования; учреждениями культуры и спорта; средствами массовой информации, тем самым образуется сфера наибольшего благоприятствования для гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Цель взаимодействия: совместное обеспечение условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Задачи:
- Выстраивание педагогически целесообразных партнерских отношений между школой и объектами социализации;
- согласование социально воспитательных программ школы и иных субъектов социализации.
Этапы реализации деятельности:
- Изучение спектра возможностей социального партнерства в рамках города Омска. Это способствует расширению и разнообразию форм и методов по гражданско-патриотической направленности воспитательной работы.
- Привлечение социальных партнеров к сотрудничеству.
- Диагностика и анализ полученных результатов
№ | Социальные партнеры |
Формы и мероприятия |
1 | Сотрудничество с музеями
|
Передвижные выставки, выездные занятия; участие в областной научно-краеведческой конференции “Омское Прииртышье: природа, история, культура”. Экскурсии: "Омск в годы Великой Отечественной войны", "Революция и Гражданская война в крае". |
|
Передвижные выставки: “Дети войны”, “Легендарный Карбышев”. Экскурсии: “Сыны Отечества”, “Омичи – участники локальных войн и межнациональных конфликтов второй половины XX века”. | |
|
Участие в областных искусствоведческих чтениях, посещение выставок. | |
|
Выездные занятия: “Памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны в городе Омске”. Посещение выставок: “Выставка-конкурс “Мой город. Три Космоса: Вселенная. Город. Человек” | |
|
Посещение выставок: “Выставка-конкурс “Палитра Родины”. | |
2 | Сотрудничество с КТОСом | Концерты для ветеранов войны и труда, проведение дней дворов, проведение акций “Двор в котором ты живешь” |
3 | Сотрудничество с ПО “Иртыш” | Встречи со специалистами и ветеранами завода, закладка аллей по улице Гуртьева, благотворительные акции “От сердца к сердцу”, концерты к различным праздникам, оформление газет – поздравлений для работников завода, экскурсии на завод, посещение музея завода, сотрудничество с газетой ПО “Иртыш” – “Заводская трибуна”. |
4 | Сотрудничество с ООО “София” | Организация классных часов, участие в конкурсах. |
5 | Сотрудничество с социальным центром “Родник” | Проведение концертов, благотворительные акции “От сердца к сердцу”, встречи со специалистами по правовому воспитанию подростков. |
6 | Сотрудничество с Омской филармонией | Концертные – познавательные программы: “Праздники России”, “22июня” |
7 | Сотрудничество с театрами | Просмотр и обсуждение спектаклей. |
8 | Сотрудничество с советом ветеранов ЛАО | Концертные номера– поздравления для ветеранов, акции “Поздравь ветерана”, проведение “Голубых огоньков”, встречи с ветеранами. |
9 | Сотрудничество с Областным реабилитационным центром социальной помощи семье и детям | Беседы: “Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением”, “Стратегия поведения подростка в ситуации вымогательства”, “Имею право!”. |
10. | ДК “Свердлова” | Праздничная программа: “Округ, мой Ленинский” |
11. | Библиотека им. П. Васильева | Викторина посвященная творчеству П. Васильева. |
Планируемые результаты:
Конечным результатом реализации Программы должны стать:
- положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в молодежной среде, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе;
- ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, народным традициям, старшему поколению;
- знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
- системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
- понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
- уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
- знание национальных героев и важнейших событий истории России;
- знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Методологический инструментарий мониторинга гражданско-патриотического воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов:
- Тестирование.
- Опрос (анкетирование, интервью, беседа).
- Психолого-педагогическое наблюдение.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания обучающихся:
- Динамика развития личностной, социальной, правовой культуры обучающихся.
- Динамика (характер изменения) социальной и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
- Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Ресурсное обеспечение:
- Методическое пособие по программе О. Дубовой “Честь имею!”.
- Сборники кинофильмов о Великой Отечественной войне.
- Сборники патриотических песен.
- Мультимедийные презентации по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Экспозиции школьного музея.
- Методическая литература по данному направлению.