Конечным результатом работы учителя является уровень обученности учащихся. Обученность рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения. Обученность зависит от ряда объективных факторов, каких как учебная программа, технология обучения, мастерство учителя, и субъективных: обучаемость учащихся, их мотивация учения, работоспособность и состояние здоровья.
Обученность – это одна из характеристик уровня образованности ученика, достигнутого в процессе дифференцированного обучения. Показателями обученности являются уровни усвоения знаний и умений. Важно выбрать методику их измерения, чтобы получить определенные данные.
Метод поуровневых диагностических контрольных работ, предложенный В.Н.Максимовой [3], позволяет оценить развитие умений и обученность учащихся, обеспечивает диагностичность.
Диагностика же дает информацию, необходимую для принятия решения по дальнейшей учебной работе, предоставляет возможность прогнозирования конечного результата.
С помощью диагностики выявляется уровень знаний, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность выбранной учителем методики обучения. Кроме того, от способа проверки знаний зависит отношение учащихся к учению, выполнению домашних и классных работ, повышение познавательного интереса, формирование ответственности, осмысливание процесса обучения как способа получения и передачи информации, понимание причин успеха в учебной деятельности, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности.
Диагностические контрольные работы (ДКР) дают возможность проверить результат обученности, навыки, творческие способности учащихся. Осознанное включение в работу элементов проблемного обучения повышает мотивацию изучения математики.
ДКР состоят из 6 заданий.
Характеристика заданий:
- Задание на узнавание включает в себя наличие готового ответа.
- Задание на запоминание составляется в одном из вариантов:
- Задание на понимание включает в себя формулировку вопроса на основе изученных фактов, которая может быть основана на альтернативных точках зрения, заранее предложенных учащимся; она должна предусматривать логически доказанный ответ с учетом точки зрения учащихся;
- Задание на обобщение внутри темы включает в себя применение изученных фактов, законов, понятий в новой ситуации; логическую детализацию явлений, процессов, изучаемых в данной теме; обобщение и вывод по данной теме;
- Задание на обобщение между темами включает в себя материал, требующий выделения причинно-следственных связей в результате анализа и сравнения нескольких тем;
- Задание на межпредметное обобщение включает в себя материал, требующий межпредметного обобщения на основе ассоциативных связей, задание носит эвристический характер.[1]
– пересказ информации в той же
последовательности, в какой она изложена в
учебнике.
– достаточно полное знание признаков и свойств
объектов, законов, определений, терминов, фактов,
понятий, принципов.
- 1,2 задания – качество запоминания, узнавание на 80% изученного материала, (репродуктивная деятельность).
- 3,4 – качество понимания и умения делать обобщения, на внутритемное обобщение (алгоритмический, частично поисковый метод– анализ, сравнение, доказательство, вывод)
- 5,6 – элементы эвристики.
Требования:
К №1 – не сложное на 3 мин., на узнавание,
включает готовый ответ.
К №2 – в одном варианте на 3 мин., пересказ
информации в том же варианте, что и в учебнике. (дать
определение, вставить пропущенное слово)
учитывается полное знание правила.
К №3 – на 7 мин., формулировка вопроса на знание,
логически доказанный ответ, (+;-;:;.)
К №4 – на 7 мин., применение изученных фактов в
новой ситуации, содержит обобщение, вывод. (нахождение
компонентов)
К №5– на 12 мин., материал, требующий выделения
причинно-следственных связей(примеры в
несколько действий)
К №6– на 16 мин., асоциальные связи, задачи
практического применения
Работы печатаются на отдельных листах + лист для черновика.
Оценка работ:
№1 ----1б. – без ошибок.
№2 ----2б. дифференцированно 2-1
№3 ----3б. дифференцированно 3-1
№4 ----4б. дифференцированно 4-1
№5 ----5б. дифференцированно 5-1
№6 ----6б. дифференцированно 6-1
Всего 21 б.
При оценке учитывается конкретное выполнение задания
№ п/п |
Ф.И. ученика |
Количество баллов |
КУ |
Оценка |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
Средний балл | у1 |
у2 |
у3 |
у4 |
у5 |
у6 |
|||
Коэффициент усвоения | Ку1 |
Ку2 |
Ку3 |
Ку4 |
Ку5 |
Ку6 |
|||
Оценивается каждый вопрос контрольной работы в баллах. Коэффициенты усвоения по уровням вычисляются следующим образом:
Кi = s/m, где s – средний балл учащегося за работу, m – максимальный балл за данный вопрос (“стоимость” задания не превышает его порядковый номер).
Соответственно, обученность учащихся определяется по среднему коэффициенту усвоения, который вычисляется по формуле:
Ку = S/М, где S – средний балл за работу, М – максимальный балл (он равен 21) за контрольную работу.
Если Ку=0,7 или Ку>0,7, то процесс обучения можно считать удовлетворительным (по В. П. Беспалько[1]).
80-90% – 19-21 балл. – “5”
70-80% – 16-18 балл. – “4”
60-70% -13-15 балл. – “3”
п/п | Уровни обученности | Коэффициент | Вопрос |
1 | Репродуктивный | Min 0,8 | 1-2 |
2 | Алгоритмический (частично-поисковый) |
Min 0,7 | 3-4 |
3 | Системный (творческий) | Min 0,6 | 5-6 |
4 | Средний коэффициент | 0,7 | 1-6 |
По В. Н. Максимовой оценивается уровень познавательной деятельности учащихся [2].
Я работаю в специальной коррекционной школе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В школе обучаются дети с задержкой психического развития. Основными проблемами детей ЗПР являются низкий уровень общего здоровья, дефекты развития, педагогическая запущенность, кратковременная память, нарушения сложных форм мышления, большие пробелы в знаниях, отсутствие или низкий уровень познавательных интересов, низкая мотивация, нежелание учиться, отсутствие или низкий уровень самоконтроля и контроля со стороны родителей. Обучение ведется по программам для общеобразовательных школ.
Для диагностики уровня обученности мною разработаны ДКР по всем темам алгебры 7-9 классов, в которых использованы материалы экзаменационного сборника [4]. ДКР проводятся в конце изучения темы. На следующем уроке проводится анализ и коррекция знаний и умений, что дает возможность детям осознанно исправить и осознать ошибки, допущенные при выполнении работы и подготовиться к контрольной работе, проводимой на следующем уроке, а мне дает возможность скорректировать методы обучения, принять решения по дальнейшей учебной работе. На каждого ученика составляется собственный маршрутный лист, в который заносятся все результаты учащегося, что дает возможность отслеживать успехи и неуспехи, планировать индивидуальную коррекционную работу. Эти работы могут использовать учителя в классах с недостаточной математической подготовкой.
Тексты диагностических контрольных работ представлены в Приложении 1.
Список литературы.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии., – М., 1989.
- Максимова В. Н. Диагностика обученности., Педдиагностика.,-2004.
- Диагностические контрольные работы по русскому языку, литературе, географии, истории, биологии, химии, экономике: Учебно-методическое пособие. /Под ред. В.Н. Максимовой. СПб., 2001.
- Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс/ Л. В. Кузнецова, Е. Ф. Бунимович, Б. П. Пигарев и др. – 7-е изд., -М.: Дрофа, 2002.