(Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов, наблюдение за их значением и правильным употреблением в речи.
Задачи урока:
- Учебный аспект – знакомство учащихся с фразеологизмами, обучение нахождению их в речи и правильному употреблению, формирование орфографического навыка; развитие коммуникативных навыков, поиск необходимой информации в справочной литературе, пополнение словарного запаса, развитие умения работать со словарём.
- Развивающий аспект – расширение общего кругозора учащихся, развитие мыслительной деятельности и коммуникативной компетенции учащихся;
- Воспитательный аспект – воспитание культуры речи, обучение оценке поступков людей с точки зрения нравственности.
Оформление урока:
Мультимедийная доска, презентация в программе PowerPoint, учебник “Русский язык” 2 класс под редакцией С.В.Иванова.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.
– Что такое “сидеть, сложа руки”, “не успеешь оглянуться”?
– А что такое фразеологизмы? Приложение. Слайд 1
– Они употребляются в речи неделимым, устойчивым сочетанием.
II. Актуализация знаний.
– А начну я с шуточного стихотворения. Приложение. Слайд 2
Глеб у доски повесил нос, краснеет до корней волос,
Он в этот час как говорится, готов сквозь землю провалиться,
О чём же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?
– Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
“Повесил нос” – был в плохом настроении, расстроился.
– Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?
Задирать нос – гордиться | остаться с носом – потерпеть неудачу |
Водить за нос – обманывать | встретиться нос к носу – близко |
Клевать носом – спать | зарубить на носу – хорошо знать |
– Какие ещё вам встретились фразеологизмы в этом стихотворении?
– Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь. Приложение. Слайд 3
III. Каллиграфическая минутка.
Открываем тетради, записываем оро
IV. Словарная работа
– Давайте вспомним, в каких словарных словах-названиях птиц встречается это полногласие? (ворона, сорока, воробей) Запишите, подчеркните оро.
– Знаете, с этими словами в русском языке тоже есть фразеологизмы. Кто-нибудь из вас знает?
Белая ворона, считать ворон. Трещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку
Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие.
Стреляный воробей, старого воробья на мякине не проведешь – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть. – Два фразеологизма, а смысл один и тот же.
– Вообще, фразеологизмов в русском языке очень много и часто среди них встречаются близкие по смыслу. Как называются слова близкие по смыслу, по значению? (синонимы). Сегодня на уроке мы с вами будем узнавать значения фразеологизмов.
V. Сообщение цели и темы урока. Наблюдение за значением фразеологизмов. Приложение. Слайд 3-4
Работа в парах. Стр.106, 107, упражнение № 1. Выбрать и записать значения фразеологизмов из подсказки:
1 ряд – “усердно, прилежно трудиться”– не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица.
2 ряд – “бездельничать” – сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.
3 ряд – “мало”– с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.
Проверка Приложение. Слайды 5-7
Физминутка.
– Фразеологизмы бывают противоположные по смыслу. Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы).
Упражнение 3. Подобрать антонимы к фразеологическим оборотам (3 на выбор).
Приложение слайд 8
Упражнение 4 Приложение. Слайд 9
Баклуши, тридевять, лясы, кануть, пядь.
– Видите, как много в русском языке красивых и метких выражений. Их можно услышать и в разговорной речи и прочитать в книгах, а как они появились в русском языке Приложение. Слайды 10-13
Работа учащихся у доски.
– А ещё люди наблюдали за повадками зверей и сравнивали с некоторыми чертами характера человека. (На доске фразеологический зверинец).
(Дети по очереди выходят к доске и вписывают слова)
…..как заяц
….как лиса
….как сорока
….как волк
…..как еж
А теперь отгадайте загадки-складки. Приложение. Слайды 14-15
– Попробуйте по рисункам отгадать фразеологизмы Приложение. Слайды16-17
Встречать хлебом-солью
VI. Домашнее задание
– Дома вы будете выполнять упр. 2, (с.110 ) где рисунки вам придут на помощь.
VII. Итог занятия.
– Что такое фразеологизм?
– Какие бывают фразеологизмы?
Где можно посмотреть значение фразеологического оборота? Приложение. Слайд 18
– Для чего в речи используются фразеологические обороты? Приложение. Слайд19
VIII. Рефлексия.
Приложение. Слайд 20
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью фразеологизмов
Учитель говорит что если вы будете работать, засучив рукава, то в скором времени о вас скажут светлая головa. Приложение. Слайд 21