- "Рощи да леса - всему краю краса"
- "Зелёный наряд радует глаз"
русские пословицы
"Я славлю чудо из чудес-
Красу Земли,
Зелёный лес"
В. Лукша
Слайд 2. Тема, эпиграф.
Форма урока: учебное исследование.
Цель урока: учащиеся проводят учебное исследование лесных сообществ и видов природопользования в разных районах лесной зоны страны, с целью установления взаимосвязей и взаимозависимости природных компонентов, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Учебно-воспитательные задачи урока:
- изучить географию лесных сообществ страны;
- узнать причины разнообразия лесных сообществ;
- определить виды природопользования в разных районах лесной зоны страны;
- формировать учебные исследовательские компитенции учащихся ( умение выделить проблему, поставить учебную задачу, определять пути её решения, делать выводы);
- воспитание патриотического отношения к богатствам своей страны;
- развитие эстетических чувств на примерах красивых лесных ландшафтов;
- экологическое восптание.
Оборудование урока: Учебные принадлежности учащихся, настенная карта "Природные зоны России", призентация к уроку.
Термины урока: Тёмно-хвойная тайга, Сосново - еловая тайга, Светлохвойная тайга,
Хвойно-широколиственные леса, Смешанные леса, Широколиственные леса.
Лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор,чапыга, мшары (сухие лесные болота),гари, чернолесье, пустошь, опушка, березняк, порубка, корьё, живица, просека, дубрава, ельник.
Ход урока
Урок учитель начинает с организационного момента.
Учащиеся готовят все учебные принадлежности - учебники, атласы, рабочие тетради.
Учитель:
- Ребята, какую тему мы изучаем на протяжении последних уроков. (Природно-хозяйственные зоны). Какую зону нам предстоит изучить сегодня на уроке?
- Выделим вопросы, которые нам надо рассмотреть при её изучении. Поможет вам в этом стихотворение Геннадий Федотова " Не скудеет Россия лесами"
Слайд 3. "Не скудеет лесами Россия"
Не скудеет Россия лесами,
Сколько их не рубили - живут...
Лес для нас как отец всемогущий;
Он нас кормит и греет теплом.
Корпуса поднимает под тучи,
Чудо - ёлкой приходит в наш дом.
Он врачует душевные раны
И бумагу даёт для стихов.
И нельзя отыскать ему равных,
Не хватает восторженных слов.
Не скудеет Россия лесами,..
Слайд 4. Схема ПХЗ.
(или ученики, опираясь на схему взаимосвязей в природно-хозяйственной зоне, ставят вопросы; ученикам можно помочь определив вопросительные слова - где?, почему?, чем можно объяснить?, как?)
Слайд 5. Учебные задачи урока.
Учебные задачи урока:
- Почему лесная природно-хозяйственная зона занимает на территории страны самую большую площадь?
- Почему на карте природных зон она показана разными цветами?
- Какие леса растут в России?
- Почему у нас формируются разные лесные сообщества?
- Как использует человек богатства леса?
- Какие источники информации имеем? (атласы, учебники, электронный учебник)
Определим как будем решать наши задачи используя наши источники информации:
- узнаем какие лесные сообщества произрастают на территории страны по карте атласа "Растительность";
- сопоставим карту растительности, климатическую карту, почвенную карту - узнаем как различаются условия в которых растут леса;
- узнаем из учебника, как человек использут ресурсы леса.
Двигаемся дальше... Как будем оформлять и сравнивать полученную информацию?
Можно составить схему или таблицу. Ученики сами определяют какие данные будут заносить в таблицу.
В результате работы учащихся в парах получается систематическая таблица.
Слайд 6. Таблица.
Лесные сообщества России
Климатические характеристики климатических областей | Географическое положение | Лесные сообщества | Почвы | Деятельность человека |
-16, +16, 600 мм умерено-континентальная |
Русская равнина | Тёмно-хвойная тайга | подзолы | Лесное хозяйство, животноводство, овощеводство |
-24, +16, 500 мм континентальная |
Западно-Сибирская равнина | Сосново-еловая тайга | подзолы | Лесное хозяйство, животноводство, овощеводство |
-32, +16, 300 мм резко-континентальная |
Восточная Сибирь | Светлохвойная тайга |
мерзлотно-таёжные | Лесное хозяйство, |
-16, +16, 800 мм муссонна |
Дальний Восток | Хвойно-широколиственные леса | Бурые лесные | Лесное хозяйство, животноводство, овощеводство |
-12, +18, 500 -400мм умеренно-континентальная |
Юг Русской и Зап.-Сиб равнин | Смешанные леса | дерново-подзолистые | Лесное хозяйство, животноводство, овощеводство, зерновое хозяйство |
-8, +20, 500-400мм умеренно-континентальная |
Ю-З Русской равнины | Широколиственные леса | Серые лесные | Лесное хозяйство, животноводство, овощеводство, зерновое хозяйство. |
Учащиеся формулируют вывод и записывают в тетрадях.
Вывод: Различие лесных растительных сообществ в лесной зоне страны определяется климатическими условиями. Разнообразие деятельности человека в лесной зоне увеличивается с севера на юг.
Слайд 7. Схема "Лесные сообщества".
Слайд 8-20. Иллюстрации лесных сообществ с вопросами на осмысление темы урока.
Слайд 21. "Кто быстрее?", викторина.
Учитель: Культура русского народа сформировалась в лесной зоне. Именно с использованием лесных богатств связаны многие народные промыслы резьба по дереву - "Богородская игрушка", роспись деревянных изделий - "Хохломской промысел", "Городецкий ложкарский промысел", плетение из лозы, украшение домов деревянной резьбой. Музыкальные народные инструменты так же изготавливались из дерева: балалайки, гармошки.
Слайд 22. "Деревья", В.Солоухин
Владимир Солоухин "Деревья"
У каждого дома
Вдоль шашей деревни
Раскинули ветки
Большие деревьяИх дети сажали
Своими руками
себе на утеху
И внукам на памятьСажали, растили
В родимом краю.
Характеры дедов
По ним узнаю.На вешнем ветру
разметалась ветла,
С неё ни оглобли,
И не помела.Другой похитрее,
Он знал наперёд:
От липы и лапти,
От липы и мёд.Обрубок берёзы
На ложку к обеду...
про всё разумели
Премудрые деды.
Слайд 23-25. Иллюстрации изделий народных промыслов.
Слайд 26. "Лесные слова"
Слайд 27. Чайнворд.
Слайд 28. Выводы урока.
Итоги урока.
- Какие задвчи мы ставили в начале урока?
- Посмотрите на записи в тетрадях - все мы задачи решили.
- Какие главные выводы из исследования лесной зоны России мы делаем?
Выводы:
На территории страны от Атлантического океана до Тихого океана формируются разные лесные сообщества, в зависимости от географического положения, климатических условий.
Самое распространёное дерево России - лиственица.
В лесной зоне человек занимается развитием лесного хозяйства, земледелием и животноводством.
В юных рощах гуляют дожди,
Свят закон, что придуман отцами:
Срубишь дерево - три посади
Домашнее задание: параграф 33, учебника. Подготовить сообщения о заповедниках расположенных в лесной зоне.