Цель:
- совершенствование навыков правописания;
- расширение знаний о частях речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола);
- развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса;
- развитие долговременной памяти, мышления, умения применять полученные знания в новой ситуации;
- создание ситуации успеха для оптимизации деятельности учащихся;
- привитие любви и интереса к русскому языку;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества, умения работать в коллективе;
Тип урока: урок повторения.
Форма урока: игра "Умники и Умницы".
Методы и приёмы: словесный, наглядный, метод беседы, игровой, поисковый, активный метод (когда ученик в роли учителя).
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, беседа, самостоятельная работа.
Внешняя мотивация учащихся: похвала, поддержка, оценка, награда.
Внутренняя мотивация учащихся: интерес к изучаемому материалу, предмету.
Наглядность и оборудование: плакаты с названиями частей речи, раздаточный материал (2 конверта: домашнее задание, проверка выполнения домашней работы), презентация, компьютер, орден.
Ход урока
I. Организационный момент (настрой учащихся на хорошую атмосферу труда).
Сегодня у нас, ребята, урок - игра под названием "Умники и умницы". Я думаю, что вы все заслуживаете такой похвалы, но чтобы выявить лучших, вам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, умение слушать ответы товарищей и высказывать своё мнение. Вашу работу на уроке я буду оценивать с помощью жетона. Набрав три жетона, получаете орден. В добрый путь!
II. Повторение ранее изученного материала.
1). Минутка чистописания.
Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Подчеркните самую красивую букву
2). Орфографическая минутка.
Вы прошли большой раздел в 3 классе "Орфограммы".
а). Найдите в записи КЛАССНАЯ РАБОТА все известные вам орфограммы.
(удвоенная согласная, безударная гласная в корне слова)
б). Раскройте скобки в предложениях. Какие известные орфограммы в словах со скобками вы можете назвать? (предлог, приставка) Что вы знаете о предлоге? Что такое приставка?
Язык (до) Киева (до) ведёт.
Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.
(задание предлагается сделать письменно, изображение появляется на экране Слайд 2)
Проверка выполненной работы. Слайд 3.
ОЦЕНКА С ПОМОЩЬЮ ЖЕТОНА!
III. Постановка темы и цели урока.
1). Введение нового понятия "Морфология".
"Великое количество слов в языке - сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир - МОРФОЛОГИЯ.
(вывешиваю слово Морфология, и изображение появляется на экране Слайд 4)
Что такое морфология? (Раздел языкознания, изучающий части речи в русском языке). Впервые понятие "морфология" употребил немецкий поэт Гёте. Слово морфология состоит из двух слов. Кто знает, из каких слов? Что они означают? Морфо - форма, логос - учение. Толкование значений слов вы можете найти в словарях.
Мы отправляемся в страну Морфологию, где в замках живут и правят части речи. Подаст, к примеру, команду: "Части речи, становись!" - вмиг все слова построятся в четкие колонны.
(на доске постепенно появляется алгоритм работы на уроке:
МОРФОЛОГИЯ (приложение 1)
1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ПРЕДМЕТ) (приложение 2)
2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА) (приложение 3)
3. ГЛАГОЛ (ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА)
Какая часть речи будет стоять1-й? - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
IV. Закрепление, расширение знаний о частях речи.
1).- На какие вопросы отвечает имя существительное (слова- предметы)?
- Кто? Что?
- Что ещё мы знаем о словах-предметах? - Могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Какие предметы являются одушевлёнными, на какой вопрос отвечают?
- Люди, животные - кто? (приведите пример)
- Какие предметы являются неодушевлёнными, на какой вопрос отвечают?
- все остальные предметы - что? (пример)
Задание: (на экране)
Распределите имена существительные в два столбика (одушевлённые предметы и неодушевлённые):
стол, клавиша, мышонок, лампа, пассажир, луг, медвежонок, корм, директор Слайд 5
Ответы: Одушевленные существительные: мышонок, пассажир, медвежонок, директор. Неодушевленные существительные: стол, клавиша, лампа, корм.
Проверьте себя (появляется на экране правильная запись). Слайд 6
Поднимите руки, кто выполнил работу правильно!
ОЦЕНИВАЮ С ПОМОЩЬЮ ЖЕТОНА!
Старший командир подал команду: "Части речи, становись!"
Первым встало ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, слово - предмет.
2). Какая часть речи будет стоять второй? - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, слово-признак предмета.
- На какие вопросы отвечают слова-признаки?
- Какой? Какая? Какое? Какие?
Запомним:
Существительное с прилагательным
Всегда дружит обязательно.
Работа с прилагательными.
а).Предлагается игра "Отгадай, что это?" Например: холодное, вкусное, шоколадное, ванильное, ягодное, молочное, сливочное.
б). Подберите к каждому слову антонимы:
- Что такое антонимы? Слова с противоположным значением.
Слайд 7
- Грязный - :::::::..
- Мягкий - ::::::::
- Светлый - :::::::..
- Широкий - :::::::
- Старый - ::::::::
- Белый - ::::::::
Ответы:
- Грязный - чистый
- Мягкий - твёрдый
- Светлый - тёмный
- Широкий - узкий
- Старый - молодой
- Белый - чёрный Слайд 8
ОЦЕНИВАЮ правильные ответы С ПОМОЩЬЮ ЖЕТОНА!
Физкультминутка.
Игра на внимательность.
Если слово отвечает на вопрос КТО? - показываем ладошкой на себя.
Если слово отвечает на вопрос ЧТО? - хлопаем в ладоши.
Если слово - признак предмета: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ? - поднять руки вверх и покачать ими.
ЛЮСТРА
МАЛЬЧИК
КРАСИВАЯ
ДЕВОЧКА
ОКНО
БЕЛОЕ
РАМА
ДЕРЕВЯННАЯ
Молодцы, ребята!
ОЦЕНИВАЮ С ПОМОЩЬЮ ЖЕТОНА!
3). Наблюдение над словами - действиями.
Какой же части речи не хватает в нашем списке? ГЛАГОЛА (слов, которые обозначают действия предмета).
Глагол вам помогает,
Действовать вас заставляет.
- На какие вопросы отвечают слова - действия (глагол)?
- Что делает? Что делал? Что сделал?
Работа под руководством учителя.
Вызываю ученика. На листочке, который он получает, написаны глаголы, которые он должен показать действиями. Учащиеся отгадывают и называют глагол (действие), которое изображает ученик.
ШЕЙ, ТАНЦУЙ, ПРЫГАЙ, ПОЙ
Наблюдаем, а затем записываем.
Например:
Полина шьет.
Тимур танцует.
Данил прыгает.
Артур поёт.
- Назовите слова предметы (имена существительные)? Это имена, они отвечают на вопрос кто, являются одушевлёнными.
- Назовите слова-действия?
4). Проблема. КАКУЮ РОЛЬ В РЕЧЕ ИГРАЕТ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
Обращаюсь за помощью к детям. Предлагается два варианта текста (у каждого учащегося на парте). (Приложение 5).
Прочитайте текст №1. Прочитайте текст №2. Что вы можете сказать? Сравните.
1). Наступила зима. Погода стоит. Падает снег. Все деревья покрыты инеем. Светит солнце.
2). Наступила суровая зима. Погода стоит холодная. Падает пушистый снег. Все деревья покрыты серебристым инеем. Светит яркое солнце.
Существительное с прилагательным
Всегда дружит обязательно.
Вывод: прилагательные уточняют, украшают речь. Помогают нарисовать картину словами.
V. Итог урока.
- Как называется раздел, который изучает части речи? Морфология.
- Какие части речи вы знаете? Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
- Что обозначает каждая часть речи? Предмет, признак предмета, действие предмета.
- На какие вопросы отвечает: имя существительное, имя прилагательное, глагол?
НАГРАЖДЕНИЕ (Приложение 7, Приложение 8)
VI. Домашнее задание. Слайд 9 (Приложение 6)
Распредели слова в три столбика применяя знания сегодняшнего урока и проверь себя.
(каждому из детей раздаётся конверт с заданием)