Введение
В нашей стране за последние десятилетия произошли очень большие перемены во всех сферах жизни. Но обновление духовной жизни народа не возможно без правдивого и объективного осмысления всего пройденного им неимоверно трудного пути. В решении столь непростой задачи исключительно большую роль призвано сыграть историческое краеведение.
Краеведение в самом широком смысле – изучение своего края во всех его проявлениях. Но краеведение – это не только познание родного края. Это важная и содержательная форма общественной деятельности, в которой участвует широкий круг людей, интересующихся своим краем. Вместе с тем, краеведение способствует сохранению, освоению и развитию самого ценного, достойного передаче новым поколениям. Оно воспитывает уважение к национальным истокам, к родной земле, ее преданиям и легендам. И это тоже школа познания, развития любознательности, сближение и общение разных поколений. Краеведение в классе развивается в непосредственной связи с учебно-воспитательными задачами школы. Оно содействует осуществлению прочной связи обучения с жизнью, повышению уровня гражданского, нравственного, патриотического воспитания.
Объяснительная записка
Наша сельская школа имеет благодатные возможности для всестороннего развития детей путем общения с природой и практического применения знаний. Главной перспективной задачей данной программы является результат – модель будущего выпускника школы. Осуществляется программа через личное и коллективное действие. Данная программа дает возможность, используя местный колорит окружающего социума, решить проблему современной сельской школы – воспитать интеллектуальных, физически закаленных и духовно богатых людей, социализированных в данном обществе; практическое осуществление программы позволило бы сельским детям назвать свое детство счастливым, а их дальнейшую жизнь удачной. Краеведение и туризм – это эффективные средства, позволяющие решать одновременно образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Программа рассчитана на возрастные особенности обучающихся. Так, обучающиеся среднего звена изучают быт и культуру своего села, участвуют в однодневных походах, в школьных и районных слетах краеведов и туристов. Обучающиеся 9-11 классов осознанно занимаются изучением истории своего села, района, участвуют в многодневных походах, районных и областных соревнованиях по краеведению и туризму.
Реализация данной программы осуществляется посредством деятельности: факультативных курсов, кружковой работы, экскурсий, практических занятий, походов, бесед, исследований.
Цели создания программы
- Содействовать осуществлению реализации патриотического, нравственного, гражданского, физического воспитания.
- Содействовать осуществлению прочной связи изучаемого материала с жизнью.
Задачи
- Помочь обучающимся в освоении знаний по истории родного края.
- Способствовать развитию эстетического вкуса.
- Через практические занятия: походы, экскурсии, экспедиции прививать любовь к родному краю, чувства уважения и гордости к людям, живущим рядом.
Методы работы
Научный:
а) изучение литературы, описывающей жизнь и быт народа в 20-м веке;
б) работа с архивными документами;
в) работа с местной печатью.
Краеведческий:
а) опрос населения (анкетное обследование);
б) работа в районном краеведческом музее;
в) сбор краеведческого и этнографического материала;
г) переписка с жителями села, переехавшими в другую местность.
Практический:
а) оформление музейных экспозиций, папок – раскладок, династических таблиц
б) проведение конференций, классных часов, музейных уроков, вечеров;
в) собрание коллекции предметов материальной и духовной культуры, которые могут иметь большую научную и познавательную ценность.
Основные направления программы:
- Краеведческое и поисковое.
- Экскурсионно-туристическое.
- Этнографическое.
- Физкультурно-оздоровительное.
- Семейное.
1. Краеведческое и поисковое направление: освоение детьми традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций.
Задачи:
- содействовать приобщению обучающихся к сбору краеведческого материала;
- приучать обучающихся к получению систематических знаний по истории своей малой родины;
- включить обучающихся в исследовательскую и поисковую деятельность.
Реализация замыслов проводится через посещение кружка “Историческое краеведение”, деятельность школьного музея. Ребята работают с краеведческими заданиями, ведут сбор материала о тружениках тыла и участниках Великой Отечественной войны, встречаются с земляками-старожилами, оформляют экспозиции в школьном музее, выпускают “Вестники” об участниках Великой Отечественной войны, об истории села.
2. Экскурсионно-туристическое направление: воспитание потребности в изучении истории родного края, района, области, изучение элементов народной культуры в общении со сверстниками других сел, районов.
Задачи:
- развитие туристских навыков в походных условиях;
- сплочение всего детского коллектива путем совместного решения бытовых и исследовательских задач и преодоления возникающих препятствий;
- через походы и экскурсии изучать родной край.
Реализация задач осуществляется через экскурсии в районный и областной краеведческий музеи, однодневные и многодневные походы на Смирновские озера Михайловского района, путешествия по родному краю (на Бурейскую ГЭС, в г. Благовещенск, в Хинганский заповедник).
3. Этнографическое направление: без знания основ народного фольклора, истории родного края и города невозможно воспитать любовь к своей родине и уважение к культуре других народов.
Цель: нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры и культуры жителей своего села. Обеспечение физического и психического благополучия школьников.
Задачи:
- изучение культуры родного края, праздников народного календаря.
- изучение истории жилья, одежды, основных занятий односельчан.
Реализация задач осуществляется через следующие мероприятия: сбор материала о календарных праздниках, знакомство и разучивание национальных обрядов и традиций, старинных русских игр, русской трапезы, проведение праздников “Рождественские колядки”, “Пасха”, “Масленица”, “Что едали наши деды”, сбор материала по быту односельчан, экскурсии в этнографический уголок школьного музея.
4. Физкультурно-оздоровительное: возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми, реализация древнегреческой олимпийской идеи объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека: спорт, здоровье, гармония и красота должны стать несовместимы ми с хамством, сквернословием, равнодушием. Пропаганда здорового образа жизни.
Цель: прививать здоровый образ жизни, опираясь на природу ребенка, туризм. Реализовать это можно через такие мероприятия, как туристические вечера, школьные турслеты, туристические походы, различные классные, общешкольные, районные соревнования по русской лапте, технике водного туризма, в подвижных народных играх.
5. Семейное направление: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя.
Цель:
- способствовать овладению культурой общения с окружающим миром (природой, людьми, самим собой) как основой успешной и целостной самореализации.
- содействовать не только интеллектуальному развитию, но и эмоциональному.
Реализация через участие родителей в календарно-обрядовых праздниках, сочинениях детей “История моей семьи в истории страны”, изучении своей родословной.