Пока я дышу - я живу/
Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.
Цель: сформулировать понятие значения дыхания, как процесса необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы.
Задачи.
- Дидактическая - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
- Образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
- Развивающая - продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "Знаю - Хочу узнать - Узнал" и чтение с остановками.
- Воспитательная - создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Оборудование:
- компьютер с мультимедиапроектором,
- графпроектор,
- цифровой микроскоп с микропрепаратом,
- музыкальный центр,
- телевизор,
- DVD-плеер,
- магнитно-маркерная доска,
- флипчарт,
- мультимедийный экран,
- таблицы и муляжи.
Ход урока
I. Стадия вызова и целеполагания.
1. Минутка добронастроя (под музыку).
2. Подготовка, переход и сообщение темы урока.
а) Параллельное повторение по группам
1 группа 2 группа "Дыхание у растений" "Биология" 6 кл. 34.35.
Схемы на кодоплёнке
"Дыхание у животных" "Биология" 7 кл.
Схемы на кодоплёнке
б) Составление учащимися схемы "Что я знаю о дыхании?"
3. Обсуждение схемы
ВЫВОД:
Всё живое на земле дышит, и с прекращением процесса дыхания погибает.
Римский поэт Овидий сказал: "Dum spiro, spero", что в переводе означает
4. Заполнение таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал"
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
1. Дыхание - это свойство всех живых организмов | ||
2. При дыхании поглощается О2 и выделяется СО2 |
5. Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.
6. Заполнение графы "Хочу узнать"
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
1. Дыхание - это свойство всех живых организмов | Как дышит человек | |
2. При дыхании поглощается О2 и выделяется СО2 | Через какие органы попадает кислород в лёгкие |
II. Стадия осмысления.
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка "Это нам нужно как воздух" доказывает это. Люди заметили, что без пищи и воды животное и человек смогут жить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут (6 - 10 мин.)
- Почему?
- Для чего мы дышим?
- Какое значение для нас имеет дыхание?
Ответ ищем на странице 132 учебника и Энциклопедии для детей (стр.166)
ВЫВОД: схема "Значение дыхания", "Формула окисления" (презентация)
+ О2 = СО2 + Н2О + W (энергия)
Ответы: для жизнедеятельности организма:на всё затрачивается энергия (W)
ВЫВОД:
- мы дышим ради получения энергии, поэтому воздух вокруг должен быть чистым (проветривать чаще классы, разводить зеленые комнатные растения, использовать люстры Чижевского для насыщения воздуха отрицательно заряженными ионами и др.);
- О2 - это основа основ жизнедеятельности организма;
- дыхание - это обмен газов между клетками и окружающей средой.
Физминутка по теме "Дыхание" по методике Г.Стрельниковой с использованием цифрового телевизора и DVD-плеера
Вопрос: Каким образом попадает О2 в организм человека? Какой орган ответственен за попадание воздуха в лёгкие?
Ответ: Нос
- Правильно, при нормальном дыхании человек дышит через нос.
Вопрос: А зачем человеку нос?
Учащиеся дают ответы. Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться, - украшение лица. Представить человека без носа, с двумя дырочками на ровном месте, просто невозможно!
"Без носа человек - чёрт знает что - птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми и вышвырни за окошко!.." . Так писал о носе Н.В. Гоголь.
Учитель: А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков - человекообразных обезьян - его не было! Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю совершить необычное путешествие вместе с воздухом (О2), который попадает в наш организм.
Итак, внимание! Готовы? Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждёт впереди много необычного.
МЫ ВЛЕТАЕМ В НОС (презентация "Носовая полость")
Глядите-ка, кто-то лежит рядом с нами? Кто же это? Похоже, что микробы! Осторожно, не запутайтесь в волосках ноздрей! Полетели дальше, в розовую пещеру. Только осторожно, стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью! А для чего она нужна? Давайте вместе послушаем сообщение о человеческом носе.
1. Сообще6ние заранее подготовленного ученика.
Учитель: Но что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним продолжим путь и мы. Внимание, пролетаем перекрёсток в горле, где начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой. Воздушный канал начинается гортанью и имеет специальное приспособление - надгортанник, который препятствует попаданию пищи в дыхательное горло.
2. Сообщение ученика с использованием презентации.
ГОРТАНЬ располагается на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью.
СОСТОИТ
1) из хрящей.
2) щитовидный хрящ (спереди и сбоку),
3) изнутри выстлана слизистой оболочкой с рецепторами, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи и при этом возникает кашель. Снаружи её положение заметно по выступу (особенно у мужчин) - кадык;
Голосовые связки -> голосовая щель
Учитель: Сложность строения гортани обусловлена тем, что она, помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом участвует в голосообразовании. Итак, нам сейчас предстоит провести небольшое исследование в парах, благодаря которому мы должны выяснить, как возникают звуки человеческой речи..
Самостоятельная работа в парах с учебником и текстом:
- I группа - Рассмотрите и изучите рисунок и таблицу "Гортань". Определите, какие её образования участвуют в формировании звуков?
- II группа - От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?
- III группа - Где формируются членораздельные звуки речи?
Что называется артикуляцией?
IV группа - От чего зависит тембр и сила голоса?
ВЫВОД: Значение гортани: глотание, образование звуков.
Учитель: Из гортани воздух попадает в трахею.
Сообщение заранее подготовленного ученика (с использованием презентации)
ТРАХЕЯ находится: начало на уровне 7 шейного позвонка и заканчивается на уровне 5 грудного позвонка, расположена спереди от пищевода длина 10 - 11 см., 16 - 20 хрящевых полуколец,
- Внутренняя стенка - мерцательный эпителий,
- В нижней части делится на 2 бронха
- Бронхи имеют хрящевые кольца
- Бронхиолы (25 млн.)
- Альвеолы (3400 млн.) отвечают за газообмен
- Лёгкие - можно сравнить со сказочным виноградным деревом
Демонстрация
1. самодельная наглядная модель (надутый воздушный шар сплетён красными и синими нитями ),
2. две грозди винограда
Учитель: А вот строение лёгких. Как происходит газообмен в лёгких и тканях мы рассмотрим, когда отправимся в путешествие на следующем уроке.
ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Ребята, давайте поблагодарим наши органы дыхательных путей за их огромную работу по защите организма.
К сожалению, часть микроорганизмов, проникающих в органы дыхания, может вызвать различные заболевания:
РЕФЛЕКСИЯ. Заполнение таблицы
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
III. Стадия размышления и рефлексии.
- Заполнение таблицы "ЗХУ", графа "Узнал"
- Анализ записей
- Составление кластера
- Проверка уровня изученного материала
ТЕСТ "ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА"
1. В каком органе дыхания воздух обогревается?
А) носовая полость,
Б) гортань,
В) трахея.
2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?
А) носовая полость,
Б) гортань,
В) трахея.
3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
А) носовая полость,
Б) гортань,
В) трахея.
4. Как влияет крик на голосовые связки?
А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.
5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?
А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи
Домашнее задание.
1. Параграф 26, стр.138 - 139;
2. Заполнить таблицу "Органы дыхательной системы";
3. Задания
- №1 - I гр.
- №2 - II гр.
- №3 - III гр.
- №4 - IV гр.;
4. Терминологическая (словарная) работа стр. 64 - 66;
5. Задание № 120 (письменно).