Конкурс-игра "Путешествие по стране Выживандия"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: закрепление и корректировка знаний о жизненно важных навыках.

Задачи мероприятия: Обеспечение взаимодействия педагогов и подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков.

Организация тренировки жизненно важных навыков.

План путешествия:

  1. Команды разыгрывают маршруты, получают путёвки.
  2. В каждом городе встречает мэр (в лице мэра – ведущий и судья).
  3. Команды выполняя задание, зарабатывают очки, делают выводы из своих наблюдений и ощущений, записывают выводы в маршрутный лист.
  4. Переезд осуществляется по возрастающей нумерации или в алфавитном порядке.
  5. Обязательным условием является участие каждого члена команды, доброжелательное отношение в команде.
  6. Перед отъездом из страны команды оглашают весь список выводов, сделанных в путешествии.

Список городов:

  1. Общевзаимодействинск. (Проверяются навыки общения и взаимодействия).
  2. Станция Взаимопонимаевка. (Навыки самооценки и понимания других).
  3. Эмоциисостоянск. (Навыки управления эмоциями и адекватного поведения в стрессовых ситуациях).
  4. Решеньян. (Навыки принятия и исполнения решений).
  5. Санта – Информационус. (Навыки работы с информацией).
  6. Творчеств – Сити. (Развитие навыков творчества).

Необходимое оборудование: на каждой остановке должны быть приготовлены

  1. Фломастеры;
  2. Бумага;
  3. Мел;
  4. Верёвка;
  5. Таблицы – 3 штуки;
  6. Газеты – 3 штуки;
  7. Магнитофон;
  8. Музыкальные записи;
  9. Мяч или мягкая игрушка;
  10. Маршрутные листы по количеству команд.

I. Общевзаимодействинск.

Цель: Установление контакта, обмен информацией, поддержание активности партнёров, понимание, эмоциональная стимуляция, влияние.

Задание 1. Пересказать басни Л.Н.Толстого “Галка и голуби”

Ведущий читает команде басню. Один из членов пересказывает её, остальные исправляют и добавляют. После пересказа отвечают на вопросы ведущего:

  1. Почему галка решила прикинуться голубем?
  2. Умела ли галка общаться так, как общаются голуби?
  3. Почему галку не приняли обратно к своим?
  4. Если бы героем басни был человек, как можно было бы назвать его поступок?

Мах – 3 балла

Задание 2. “Комплимент” (один для всех) Обязательное условие: обращение по имени; сказанное должно быть принято не говорящему, а слушающему.

Количество баллов по количеству комплиментов.

Задание 3. “Взаимодействие” – коллективная работа (3 человека). Оснащение: несколько кусков мела и рядом с ними свёрнутый отрезок верёвки.

За одну минуту надо на доске нарисовать окружность. (Оценивается качество и коллективизм).

Проводится обсуждение работы и выравнивается “алгоритм взаимодействия”:

  • назначить организатора;
  • составить план;
  • распределить обязанности;
  • выполнение и контроль.

Задание 4. “Взаимодействие” (другие трое учащихся). За две минуты пересадить присутствующих в команде в круг ( вместе со стульями), не прикасаясь ни к кому руками.

После окончания игры все встают со стульев и смотрят, получился ли равный круг.

В конце задания необходимо обговорить с ребятами, выполнялся ли ими “алгоритм взаимодействия”.

Текст басни.

“Галка и голуби”

“Галка увидела, что голубей хорошо кормят, – выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка забилась и закричала по-галочьи. Тогда голуби стали её клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались, что она белая, и тоже прогнали.”

В конце посещения города на обороте путевого листа учащиеся делают записи под контролем и руководством мэра:

  1. Главным в общении является рассказ и взаимодействие.
  2. Как ты относишься к окружающим, так будут относиться к тебе.
  3. Нельзя унижать и обижать слабого.

Баллы за каждое задание мэр выставляет в путевой лист и прощается с командой.

II. “Взаимопонимаевка”.

Цель: анализировать поступки и чувства свои и других; ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать,  обдумывать высказывания партнёра.

Задание 1. “Комплимент”. Следующий участник делает всем членам команды комплимент.

В итоге команда отвечает на вопрос “мэра”; Почему в каждом городе выполняется задание “комплимент”?

Что значит хорошее настроение? Команда получает по 1 баллу за каждый приятный комплимент.

Задание 2. Таблица “Что я знаю о себе”.

Заполняет второй член команды.

1 2 3 4
Всё, что я умею (самое важное) Всё, чему могу научить других Всё, что я не умею. Чему бы я хотел (а) научиться
       

Количество баллов выставляется, как разность наименований в столбиках №4 и №2.

Задание 3. “Перевоплощение”.

Три участника команды должны перевоплотиться в какие-то предметы, предложенные товарищами, и произнести монолог от их имени : что эту вещь окружают, как она живёт, что чувствует, о прошлом и будущем.

Максимальное количество баллов – 3.

Задание 4. “Похвала”. Каждый член команды должен встать на стул и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания, что идёт по маршруту.

Это задание помогает осознать, что самопознание – тяжёлый труд.

За каждую удачную похвалу присуждается по 1 баллу.

Записи в путевом листе:

  1. Чтобы было хорошее настроение, говори комплименты, делай добро.
  2. Чтобы чему-нибудь научиться, следует чаще заниматься самоанализом и просить помощи у других.

III. “Эмоциясостоянск”.

Цель:

  • уметь анализировать, видеть и понимать эмоции собственные и других людей;
  • соотносить собственные эмоции с эмоциями других в одной и той же ситуации;
  • регулировать собственное эмоциональное состояние.

Задание 1. “Хоровод”. Команда создаёт хоровод и подбирает для него движения, каждый предлагает свои, и если они нравятся всем, то хоровод танцует именно этот танец.

Удачное исполнение – 3 балла.

Участники отвечают на вопрос “мэра”: “Изменилось ли настроение после танца?

Почему изменилось настроение?”

Задание 2. “Пиктограммы”. Мэр предлагает вспомнить уже известные пиктограммы, например, “красный крест” – это медицинский пункт, “чашка с паром” – кафе, “череп с молнией” – не влезай, убьёт.

а) участники должны изобразить пиктограммы: “Весёлый праздник”, “Мелкий дождик”, “Счастье”.
б) каждый член команды рисует свою пиктограмму (с расшифровкой).
в) отгадывание уже готовых пиктограмм.

За каждую удачную пиктограмму и каждую угаданную по 1 баллу.

Задание 3. “Испорченный телефон”. Команда садится в круг с закрытыми глазами, кроме ведущего и ещё одного участника. Ведущий задаёт какую-нибудь эмоцию.

Первый игрок “будит” второго, мимикой и жестами передаёт эту эмоцию и т.д. Если эмоция последним игроком угадана правильно, команда получает очко. Задание выполняется два– три раза.

Записи в маршрутный лист:

  1. Переход к занятиям, связанным с большой двигательной активностью, может менять наше состояние. Если двигаться под хорошую весёлую музыку, то изменения наступают быстрее.
  2. Изменяя мимику, мы можем поменять наше внутреннее состояние, потому что это тесно взаимосвязанные процессы.

IV. “Решеньян”

Цель:

  • уметь точно формировать проблему;
  • осознавать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой; планировать и осуществлять действия, направленные на решение  проблемы; анализировать промежуточный результат и вносить коррективы;
  • анализировать конечный результат.

Задание 1. “Комплимент”. Посидите молча, посмотрите друг на друга. Подумайте, что в товарищах вызывает у вас чувство радости, спокойствия или другие приятные эмоции.

Найдите из всего, что вы видите, что-нибудь одно, наиболее привлекательное и выскажите свои симпатии тому, кто у вас их вызвал. (Очки дают по количеству участников, к которым обращались).

Задание 2. “Закончи предложение”.

а) “Я красивый, потому что...”
б) “Меня любят, потому что я...”
в) “Меня уважают, потому что я ...”

Следует дать понять детям, что любят за то, что они просто есть, а уважают за конкретное качество, умение.

Задание 3. “Угадай о ком говорят”. Выбирается ведущий, который на время выходит из класса. Оставшиеся выбирают того, о ком они будут говорить.

Нельзя называть имя, описывать одежду. Самое главное-описание должно быть позитивным, нельзя говорить о недостатках и неудачах.

Упражнение выполняется два раза, за удачный ответ (выбор и описание) присваивается 2 балла.

Запись в маршрутном листе:

  1. Уважения заслуживают те, кто умеет делать что-то реальное и полезное.
  2. Самостоятельно принимать решение – значит принять необходимость того или иного действия и осознавать ответственность за результат совершения этого действия.

V. “Санта-Информационус”.

Цель:

  • воспринимать и анализировать информацию;
  • вырабатывать собстветственное мнение и обосновывать его;
  • ясно и конкретно выражать свои мысли;

Задание 1: “Определить качество”. Пусть каждый подумает, какое качество он больше всего ценит в людях. После того, как вы сделаете свой выбор, придумайте или вспомните короткий рассказ, историю, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве.

Услышав ваш рассказ, остальные должны понять, о каком качестве идёт речь. За каждое угаданное понятие даётся очко.

Задание 2: “Подобрать синоним”. Подобрать синоним к глаголу “мыслить”.

Количество очков – по количеству глаголов.

Задание 3: “Инициатор движения”. Все встают по кругу. Пусть кто-то выйдет за дверь. Те, кто остался, выбирают одного человека, который будет “инициатором движения”.

Участник, находившийся за дверью, встаёт в круг и постарается понять, кто является инициатором. Повторить можно два раза.

Записи в путевом листе:

  1. В общении каждый из участников несёт ответственность за результат.
  2. Чтение – это инструмент, посредством которого люди черпают новую информацию на протяжении всей жизни.

VI. “Творчеств – Сити”

Цель:

  • стимулировать мотивацию участников ктворчеству;
  • создать условия для осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового.

Задание 1. “Комплимент” необходимо исполнить необычно. Мальчики выполняют задание так, как это сделали бы мушкетёры, увидевшие королеву, а девочки – как Золушка, попавшая на бал.

Очки даются только за неожиданные и необычные комплименты.

Задание 2. “Путешествие на газете”. Газета – это космический корабль. На полу разворачивается газета.

Задача “экипажа” – всем без исключения разместиться на своём корабле. Затем газета сворачивается вдвое и т.д. Пока экипаж размещается на газете.

Задание 3. “Музыка навеяла”. Приготовить записи, которые имели бы название или представляли собой тему из известного произведения.

Участникам предлагается “увидеть” музыку. Очки даются за совпадение “видения” с названием темы или произведения.

Задание 4. “Воздух, земля, вода”. Участники встают по кругу. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трёх слов: воздух, земля, вода, а тот, кто ловит мяч, говорит соответственно название птицы,, название животного, название рыбы.

Реагировать нужно моментально. Количество очков по количеству правильных названий.

Записи в путевой лист:

Состояние творческого поиска создаёт положительный настрой, активизирует внимание и мышление.

Подведение итогов.

В последнем (шестом) пункте назначения подсчитывают количество очков, полученных в пути. Зачитываются выводы, сделанные в пути.

На общей линейке награждаются победители и самые активные участники из всех команд (индивидуальный зачёт).

На стене вывешен плакат с перечисленными жизненно важными навыками:

Общение, взаимодействие, взаимопонимание, управление эмоциями, принятие решений.

Литература:

  1. Н.П. Майорова Обучение жизненно важных навыков, Издательство “Образование-Культура”, Санкт-Петербург, 2002.
  2. В.М. Блейхер, Толковый словарь психиатрических терминов– Ростов н/Д: “Феникс”, 1996, Т 2.
  3. Грановская Р.Н.. Элементы практической психологии, Л: Издательство ЛГУ, 1988.
  4. Н.Самоукина, Игры в которые играют. – Дубна: “Феникс”, 1997.