Фронтальное логопедическое занятие "Звук [к] и его буква. Посуда"

Разделы: Логопедия


Цели:

образовательные:

  • закрепить слуховой, моторный и зрительный образ звука (К),
  • автоматизировать звук (К) изолированно, в слогах, в словах,
  • учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику,
  • активизировать словарь по теме “Посуда”,
  • учить навыку определения места звука в слове, используя схему,
  • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного,

коррекционные:

  • развивать зрительное восприятие и память,
  • развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику,
  • развивать мелкую моторику, используя физминутку,
  • формировать фонематические процессы, используя игру “Поймай звук”, и символ глухого звука,

воспитательные:

  • воспитывать желание говорить красиво и правильно,
  • воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

Оборудование: макеты звуковых домиков, “человечки-звуки гласные”, “человечек-звук (К)”, таблица обобщений, зеркала индивидуальные, звуковые пеналы, демонстрационные картинки по темам “посуда”, “продукты”, “бытовая техника на кухне”; схемы для определения места звука в слове; детская посуда большого и маленького размера, демонстрационная буква (К), 6 конвертов для разрезных картинок, фартуки и колпачки из “уголка дежурства”.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Л.:

“В гости к звуку вы зайдите,
Волшебные слова произнесите!
Говорим всегда красиво смело и неторопливо,
Повторяем обязательно,
Что учили на занятиях!”. (Хоровое проговаривание детьми)

2. Развитие зрительного восприятия и памяти.

Чтобы узнать, какой звук пригласил нас сегодня в гости, нужно рассмотреть нашу интересную таблицу, и ответить на вопрос: “Что нарисовано в нижнем левом углу?” (Посуда)

Какая посуда? (Кувшин, вазочка, поварёшка, кастрюля, сахарница)

Где находится посуда у нас в домах? (На кухне)

Какой 1й звук вы слышите в слове Кухня? (Звук (К))

3. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами зайдём в гости к звуку (К), и узнаем о нём много интересного.

4. Автоматизация звука изолированно.

Игра “Позови звук”. (Каждый ребенок по очереди произносит звук (К))

5. Артикуляционная гимнастика.

Мы сначала по порядку,
Сделаем для язычка зарядку.

Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.

Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну.

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголочка)

Тик-так, тик-так,
Так часики стучат.

Ол, ол, ол,
Язычком забили гол. (Футбол)

Язычок наш упирается,
Спинка кверху поднимается. (Горка)

  • Похвалим язычок. (Пя-пя-пя)

Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно очень устала.
Угостили вас вареньем,
Вы в хорошем настроении.
Вверх и вниз летят высокие качели.

6. Анализ артикуляции звука и его характеристика.

Спинкой языка попробуй
Стукнуть сильно, быстро в нёбо.
Ну, а кончик языка
Глубже, ниже опускай!
К – короткий, К – взрывной,
К – без голоса, глухой!
К – как камень крепкий звук:
Кость, кремень, камин, каблук.
Звук (К) по характеру: согласный, глухой, твёрдый.

7. Формирование фонематических процессов.

Выбор символа для звука (К) из звуковых пеналов.

Игра “Поймай звук”.

Поднимите символ (квадратик), если услышите звук (К).

М-Ф-С-К-П-Ш-К-Ц-К-Ф-К

МА-ФО-СУ-КЫ-ПО-ШУ-КУ-ЦЫ-КЭ-ФЫ-МЫ-КО

КАСТРЮЛЯ, ТАРЕЛКА, СТАКАН, СТОЛ, ЛОЖКА, СТУЛ.

8. Автоматизация звука (К) в словах.

Что ж, на кухню мы зайдем,
Какой здесь беспорядок!
Мы на кухне приберём,
Наведём порядок!

На столе разложены картинки с изображением предметов посуды, продуктов, электроприборов.

Необходимо выбратьтолько картинки посуды. (Выставляются на доску каждым ребёнка)

9. Физминутка.

Дети встают около своих мест.

Л.: Скажите, а что делают на кухне ваши мамы? (Ответы детей)

Давайте и мы с вами будем лепить пельмени, а наши пальчики будут нам помогать.

Раз, два, три – повернись,
В поварят превратись. (Дети одевают разноцветные фартуки и колпачки повара на голову).
Имитация лепки пельменей (согласование речи с движением пальцев рук).
В день весёлый в воскресенье
Для друзей леплю пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Всё с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Превращу я колобки
Скалкой в плоские кружки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу своё уменье -
Вылеплю я сто пельменей!
Соли горсточку возьму я,
Воду ею посолю я,
И пельмени в кипяток
Прыгнут за дружком, дружок!
Я тарелки расставляю.
На пельмени приглашаю!

10. Развитие навыка звукового анализа.

Вы со звуком (К) играйте,
Все загадки отгадайте,
Место звука в них определяйте.

Положите перед собой “полоску-слово” и квадратик для звука (К).

1. Борщ и щи я в ней варю,
И за супом я смотрю
Чтобы суп не убежал,
Чтобы на пол не сбежал. (Кастрюля)

2. В него налить воды и соку можно,
Но хлеба положить в него не возможно.  (Кувшин)

3. На плите как злой начальник
Ворчит, пыхтит, пузатый… (Чайник)

4. На полке, аккуратно в ряд,
Стаканы новые стоят… (Стакан)

11. Словообразование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного.

А сейчас мы с вами поиграем в волшебников, будем превращать большие предметы посуды в маленькие, (маленькие предметы спрятаны под платками, открываются после прикосновения “волшебной” палочки).

Образец дает логопед: кружка-кружечка.

Тарелка-тарелочка, ложка-ложечка, вилка-вилочка
Стакан-стаканчик, кастрюля-кастрюлька, чайник-чайничек.

Л.: Понравилось вам быть волшебниками?

12. Знакомство с буквой.

Два столба стояли рядом

Вдруг один переломился и к другому прислонился.

Демонстрация буквы.

13. Итог занятия.

К какому звуку мы сегодня ходили в гости? (К звуку (К)

Что о нём узнали? (Согласный, глухой, твёрдый)

Какие слова со звуком (К) вы запомнили?

14. Сюрпризный момент.

Подарки от звука (К) – разрезные картинки в конвертиках.

Список литературы:

  1. Ярош Е.А. “Путешествие по городу Красивой речи”. Екатеринбург. Издательство “Центр Проблем детства”. 2001 г.
  2. Пожиленко Е.А. “Волшебный мир звуков и слов”. М. 1999 год.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. “Коррекция ОНР у дошкольников”. (Формирование лексики и грамматического строя). “Союз”, С-Петербург.1999 год.
  4. Гомзяк О.С. “Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. I период”. Москва. Издательство “ГНОМ и Д”. 2007 г.
  5. И.С. Лопухина “Логопедия. Речь, ритм, движение”. Дельта. Санкт-Петербург. 2001 г.
  6. И.С. Лопухина “Логопедия. Звуки, буквы, слова”. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2004 г.
  7. Ванюхина Г.И. “Речецветик”. Екатеринбург. Издательство “Сократ”. 2000 г.
  8. Пичугина Г.А., Харебашвили Ю.А. Статья “Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР”. Журнал “Логопед” от 23 мая, 2006 г.
  9. Л. Никифорова, В. Буйко “Логопедическая азбука”. - Екатеринбург: Изд-во “Литур”, 2005 г.