Цели урока:
образовательные:
- познакомить обучающихся с накладным шитьем - аппликацией, как одним из видов отделки одежды и бытовых изделий;
- научить обучающихся выполнять аппликацию, используя декоративные швы (козлик, тамбурный, стебельчатый, обметочный) и машинные строчки;
воспитательные:
- развивать у обучающихся эстетический вкус, любовь к творчеству, аккуратность, усидчивость;
- воспитывать у обучающихся умение работать в коллективе, взаимооценивать друг друга.
Ход урока
I. Подготовка к уроку.
Разбить обучающихся на группы.
Дать задание по заготовленным шаблонам, выполнить соответствующую аппликацию.
Дать задание выбрать образцы тканей по заранее предложенным темам.
Приготовить технологические карты, задания группам с учетом техники безопасности, ведомость оценок (приложение 4, 5, 6, 7, 8, 9).
На доске записать тему урока "Аппликация", выдержки из словаря С.И.Ожегова - "Аппликация - изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи".
"Аппликация - (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путем нашивания или наклеивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков материи, а также рисунок созданный таким способом".
В технологии аппликация - нашивка или накладывание на ткань узора из кусочков ткани или других материалов: кожи, меха, фетра, замши и др.
Виды аппликаций (приложение 1).
Подготовить экспонаты с различными видами аппликаций.
II. Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
III. Проверка и оценка знаний обучающихся по предыдущей теме: "Машиноведение" по вариантам (1-4) (приложение 2, 3).
Эти знания предшествуют дальнейшей творческой деятельности.
IV. Вступительное слово учителя.
"Человек по натуре своей - художник.
Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту:"
М.Горький
В современном веке научно-технического прогресса, изделия изготовленные руками стали большой редкостью. Основываясь на понятиях творчества, самостоятельного поиска красоты, комфорта человеку присуще выражать свой неповторимый стиль. Поэтому следует отметить, что множество удивительного неожиданного можно передать через понимание способов и методов различных технологий. Таинство некоторых будет раскрыто нами сегодня на уроке.
V. Теоретическая часть урока.
Учитель объявляет тему урока "Аппликация", которую обучающиеся записывают в тетрадь. Познакомить их со значением слова "Аппликация" (записывается в тетрадь).
Назвать для обучающихся цели урока.
Аппликация обучающимся 7 класса уже знакома. Первые шаги по ее изучению они делали на уроках технологии в начальной школе. Это была аппликация из бумаги. В 5 классе они познакомились с аппликацией из ткани, наклеенной на бумагу. На данном уроке ребятам предстоит познакомиться с более сложными видами аппликации на ткани.
Аппликацию из ткани можно сделать вручную с помощью тамбурного, обметочного и стебельчатого швов, шва - козлик.
Использование современных швейных машин поможет сделать эту работу быстрее.
Вспомнить вместе с обучающимися, с какими машинными строчками они познакомились на предыдущем уроке (закрепочная, зигзагообразная).
Зигзагообразная строчка чаще всего применяется для изготовления простых тканевых аппликаций. Для более сложных видов аппликаций, таких как набивная, технологичнее использовать машинную строчку с закрепочным элементом.
Объяснить теорию и технологию аппликации по плану:
История аппликации
Применение аппликации
Виды аппликации
Технология изготовления различных видов аппликаций.
Подвести итог этой части урока - беседа с обучающимися по вопросам:
С каким новым видом отделки одежды и бытовых изделий вы познакомились?
Что такое аппликация?
Какие виды аппликаций бывают?
Какие виды декоративных швов используются при изготовлении ручных аппликаций?
Какие виды машинных строчек используются при выполнении простых тканевых аппликаций и набивных аппликаций?
Где применяется аппликация?
С какими видами отделки сочетается аппликация?
Информировать обучающихся о промышленном изготовлении аппликаций, о профессии художника-дизайнера и вышивальщицы и о возможностях получения этих профессий в учебных заведениях.
VI. Практическая часть.
Учитель раздает заранее приготовленные задания группам по темам (приложение 8):
- группа - "Аппликация для кухни";
- группа - "Аппликация для детей";
- группа - "Аппликация для легкого платья";
- группа - "Подарочная аппликация".
При этом обратить внимание обучающихся на критерии взаимооценки, которые включают соответствие аппликации предложенной теме, правильность подбора ткани, обязательное соблюдение технологии и правил техники безопасности, аккуратности и эстетичности изделия.
Повторим правила безопасной работы.
Труд - дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны мы знать,
Их четко нужно выполнять.
Обучающиеся работают по группам 3-4 человека и выполняют все виды аппликаций.
Предложить оценить работу друг друга в ведомости оценок (приложение 9).
Подвести итог урока о проделанной обучающимися работе, выставить оценки в журнал.
Если обучающиеся не успели выполнить какие-либо виды аппликаций, то эта работа выполняется ими дома в качестве домашнего задания.
VII. Заключительная часть.
Сообщить обучающимся о том, что на следующем уроке им предстоит познакомиться с новым видом изделия - ночная сорочка. И выразить надежду, что полученные на данном уроке знания могут быть ими использованы при оформлении будущего изделия, как это сделали их предшественники (демонстрация ночных сорочек бывших 7-классников, отделанных аппликацией).